Формы безналичных расчетов РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности вступают друг с другом в определенные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, которая поочередно превращается из товарной формы в денежную и наоборот. Такого рода смена форм, как правило, находит свое конкретное выражение в платежах за приобретенные товары и оказанные услуги. В большинстве случаев эти платежи осуществляются без помощи наличных денег, в следствие чего получили название безналичных расчетов, а их совокупность, совершаемая за определенные промежуток времени, — безналичный платежный оборот.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА1 ПЕЧАТЬ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)
  • наименование поставщика и номер его расчета;
  • срок действия аккредитива;
  • наименование банка – эмитента;
  • наименование банка- поставщика;
  • вид аккредитива и способ его использование;
  • способ извещения поставщика об открытии аккредитива;
  • полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву;
  • другие условия, соблюдение которых необходимых для получения денег по аккредитиву.

    Технология  расчетов с использованием аккредитивной  формы расчетов представлена на рисунке 2.6. 

                                            4

3      9

                                                                               8                          1

                   5                     

                                 2

                                                                  6 

                                  7

Рисунок 2.6 – Схема  расчетов аккредитивами

    Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения  литературы[с.96]. 

    Операция 1. Представление заявления на открытие аккредитива;

    Операция 2. Открытие аккредитива банком – эмитентом и направление его бенефициару через авизующий банк;

    Операция 3. Отсылка бенефициару извещения  об открытии аккредитива с приложением  экземпляра аккредитива для проверки его соответствия условиям основного договора;

    Операция 4. Отгрузка товаров плательщику;

    Операция 5. Оформление и предоставление документов, предусмотренных условиями аккредитива;

    Операция 6. Проверка соответствия документов условиям аккредитива и пересылка в  банк – эмитент;

    Операция 7. Проверка по внешним признакам соответствия документов условиям аккредитива и перечисление денежных средств в пользу бенефициара;

    Операция 8. Выдача оплаченных документов приказодателю;

    Операция 9. Зачисление средств на счет бенефициара и извещение его об оплате.

    Закрытие  аккредитива в банке поставщика производится:

  • по истечении срока аккредитива, о чем уведомляется банк- эмитент;
  • по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока. Неиспользованная сумма перечисляется банку плательщика по его указанию на счет, с которого депонировались средства;
  • по заявлению покупателя об отзыве аккредитива. Аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения об этом от банка – эмитента. Данная процедура возможна, если аккредитив является отзывным.

    К преимуществам организации документооборота можно отнести контроль за соблюдением условий аккредитива со стороны банков. Недостатками являются сложность и высокая стоимость расчетной операции, а также отвлечение денежных средств плательщика на срок действия аккредитива, что приводит к замедлению их оборачиваемости.

    Банковская  пластиковая карточка  —  платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь[ с.96].

    Для расчетов с использованием банковских пластиковых карточек создаются специальные платежные системы. Банковские и другие организации, в ходящие в них, различаются своими функциями:

    • владелец  системы определяет правила и процедуры проведения операций  с банковскими пластиковыми карточками в ее рамках;
    • члены системы создают системы и осуществляют управление ею;
    • участники системы включают: 1) членов системы; 2) банки - эквайеры, выполняющие операции с банковскими пластиковыми карточками в соответствии с правилами системы на основе договоров, заключенных с ее членами; 3) процессинговые центры.

     Участники системы обеспечивают эмиссию банковских пластиковых карточек, их использование, процессинг, эквайринг и выполнение расчетов по операциям, совершаемых при использовании этих карточек.

     Эмиссию банковских пластиковых карточек в  системе осуществляет банк – эмитент. ОН заключает с клиентами договора на открытие карт – счета, осуществляет персонализацию карточек. Банк – эмитент принимает на себя обязательство по перечислению денежных средств карт – счетов в соответствии с условиями заключенных договоров. Следует отметить, что распространять карточки, т.е. выдавать их держателям от имени банка – эмитента в соответствии с заключенным с ним договором, может банк- агент, не являющийся участником системы.

     Карт  – счета могут открываться  в белорусских рублях и иностранной валюте. В договорах на открытие карт – счете оговариваются права и обязанности клиента и банка по проводимым операциям, их ответственность в случае нарушения договора, порядок пользования карточкой, ее изменения и изъятия, рассмотрения споров.

     В Республики Беларусь получили распространение следующие виды банковских пластиковых карточек:

    • дебетовая —  позволяет проводить операции в пределах остатка средств на карт- счете, а также, если это предусмотрено договором, в пределах овердрафта по этому счету;
    • кредитная —  дает возможность проводить операции в пределах суммы кредита, установленной договором карт- счета;
    • личная —  предназначена для использования физическим лицом —  владельцем карт – счета или на основании его доверенности —  другим держателем карточки;
    • корпоративная —  предназначена для операций по карт- счету юридического лица ( индивидуального предпринимателя ) [  c. 98].

     Нормативными  актами Национального банка держателям корпоративных банковских карточек разрешено использовать их только в  целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью владельца карт – счета, служебными командировками и т.д. При этом держатель карточки должен представить владельцу карт- счета ( юридическому лицу) документы, подтверждающие целевой характер использования денежных средств. Потраченную не по целевому назначенную суммы он обязан возместить в срок, установленный законодательством. Общую схему документооборота при расчетах банковскими пластиковыми карточками можно представить следующим образом , рисунок 2.7. 

                                                                          3

                                       4

    8                     5                                                           1                       2

                                                                       6

                                      7 

Рисунок 2.7 – Схема  расчетов с использованием банковских пластиковых  карточек

    Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения  литературы

[  с.98].

Операция 1. Заключение договора карт-счета и  открытиекарт-счета;

Операция 2. Выдача карточки;

Операция 3. Передача товаров, оказание услуг  держателю карточки;

Операция 4. Использование карточки и оформление карт-счета;

Операция 5. Передача карт-чека в банк в порядке, определенном договором между бенефициаром и банком;

Операция 6. Передача банку-эмитенту платежных  инструкций, сформированных после обработки карт-счетов;

Операция 7. Перевод в банк-эквайер средств, списанных с карт-счета клиента;

Операция 8. Зачисление средств на счет бенефициара  и извещение его об оплате.

     Развитие  расчетов банковскими пластиковыми карточками способствует ускорению движения собственного капитала, совершенствованию организации учета и контроля за движением средств.

     Кроме выше перечисленных форм безналичных расчетов в хозяйственной деятельности ОАО «ГЛЗ «Центролит» имеет место быть форма безналичных расчетов , такая как зачет взаимных встречных требований. Многие организации часто нуждается в кредите, а за частую в товарном кредите. Если контрагент организации является одновременно и поставщиком, и покупателем, возникает ситуация, когда оба лица, участвующие в сделках, становятся друг перед другом одновременно кредитором по одному договору и должником - по другому. Прекращение обязательства полностью либо частично в этом случае может осуществляться путем зачета встречного требования (взаимозачета).

    При осуществлении взаимозачета товарного  кредита необходимо выполнить ряд обязательных условий:

    1. Требования лиц, участвующих в зачете, должны носить встречный характер.

    2. Требования должны быть однородными,  т.е. предметом обязательства  должно быть имущество, определяемое  родовыми признаками, в том числе  денежные средства.

    3. Срок исполнения обязательств по кредиту наступил, либо не указан, либо определен моментом востребования.

    4. Законом или договором не предусмотрено ограничений либо запретов на прекращение обязательства зачетом.

    При использовании данного вида расчета, стороны руководствуются статьёй 381 Гражданского кодекса Республики Беларусь и на основании данных бухгалтерского учёта, составляют акт о прекращении обязательств зачётом взаимных встречных однородных требований [ Приложение М ]

     


Информация о работе Формы безналичных расчетов РБ