Формирование, оформление, раскрытие и оценка эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

При изучении учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» в дипломной работе была проведена оценка полноты ее формирования, соответствия действующему законодательству. При оценке эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» учитывалось, что способы бухгалтерского и налогового учета должны как можно меньше отличаться друг от друга. Такой подход минимизирует затраты бухгалтерии на ведение учетного процесса. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современных условиях учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость, а также защиту прав как налогоплательщика.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учетной политики 7
1.1 Сущность учетной политики и необходимость ее формирования 7
1.2 Порядок формирования и изменения учетной политики организации 13
1.3 Содержание учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета 23
Глава 2. Учетная политика ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2. Раскрытие учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 56
2.3. Оценка эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 61
2.4. Предложения по формированию учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская»
Заключение 77
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

дипломная-короткий вариант.doc

— 553.50 Кб (Скачать файл)

Оформляя учетную политику организации с помощью приказа (то есть правового акта, издаваемого руководителем организации в целях решения основных и оперативных задач), следует учитывать, что одного приказа (подразумевается не количество таких документов, а вид документа) для этой цели будет недостаточно. Дело в том, что, равно как в Законе № 129-ФЗ, ПБУ 1/98, так и в НК РФ указано, что документ об учетной политике организации должен быть утвержден ее руководителем. Согласно нормам делопроизводства утверждение документа осуществляется проставлением грифа утверждения, который является реквизитом документа, придающим нормативный или правовой характер его содержанию. Приказ такого реквизита не имеет, но он может выступать в качестве документа, утверждающего другой документ. Следует обратить внимание на то, что в данном случае использование в качестве утверждающего документа распоряжения, упомянутого в Законе № 129-ФЗ, ПБУ 1/98 и НК РФ наравне с приказом и являющегося его "ближайшим родственником", с позиций делопроизводства является крайне нежелательным по ряду причин. Во-первых, в отличие от приказа, распоряжение имеет ограниченный срок действия. Во-вторых, оно касается узкого круга должностных лиц. В-третьих, важно, что распоряжение согласно деловой практике подписывается заместителями руководителя организации (иными уполномоченными на то должностными лицами). И, наконец, самое главное - оно практически не применяется для утверждения других документов организации. Таким образом, в качестве утверждающего организационно-распорядительного документа, применяемого для оформления учетной политики, следует рассматривать только приказ.

На роль утверждаемого документа при оформлении учетной политики как нельзя лучше подходит положение - правовой акт, устанавливающий системно связанные между собой правила по определенному вопросу, который подписывается руководителем подразделения, внесшего проект, а утверждается руководителем организации. Утверждаться положение может двумя способами:

путем издания приказа об утверждении данного положения с проставлением на последнем грифа утверждения документа, состоящего в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 из слова Утверждено (без кавычек), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера;

проставлением должностным лицом на положении грифа утверждения, состоящего из слова Утверждаю, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.

Следует отметить, что использование второго способа утверждения положения исключает промежуточное звено, которым в данном случае является приказ, и позволяет ограничиться лишь изданием соответствующего положения, утвержденного должностным лицом с использованием обязательного для этого документа реквизита "Гриф утверждения документа".

Таким образом, очевидно, что роль приказа в оформлении учетной политики весьма формальна, а основным документом, служащим для этой цели, является положение. Причем для оформления бухгалтерской и налоговой учетной политики могут разрабатываться как единый документ, так и два самостоятельных положения. Однако в любом случае, как видно из п.3 ст.6 Закона № 129-ФЗ и ст.167 гл.21, ст.ст.313 и 314 гл.25 НК РФ, перечень вопросов, которые должна охватить и бухгалтерская, и налоговая учетная политика, будет весьма широк и разнообразен.

В связи с этим при оформлении учетной политики представляется наиболее эффективным дифференцированный подход, позволяющий перераспределять и группировать ряд вопросов, касающихся учетной политики, в отдельные локальные нормативные акты организации, которые в совокупности будут являть собой единый пакет документов, отражающий все аспекты учетной политики данной организации.

При таком подходе, наиболее рациональным может быть вариант, при котором издается единый для утверждения бухгалтерской и налоговой учетной политики документ - Положение о бухгалтерской и налоговой учетной политике организации (далее - Положение). Причем методические аспекты учетной политики, влияющие на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и оценки ее финансового состояния, должны быть отражены в нем полностью, а организационно-технические вопросы, определяющие применение приемов и методов организации технологического процесса работы финансово-бухгалтерской службы (далее - ФБС), могут быть представлены выборочно. Оставшаяся часть организационно-технических вопросов может быть оформлена либо в виде приложений к Положению, либо в качестве самостоятельных документов, на которые в Положении будет достаточно сделать отсылки.

Оформляя документ, утверждающий учетную политику, следует помнить, что на нем должна быть проставлена подпись руководителя организации, без которой этот документ не сможет иметь юридической силы и будет считаться только проектом. Согласно нормам делопроизводства обеспечение качественной подготовки проектов документов и их согласование с заинтересованными сторонами возлагаются на руководителей подразделений или иных ответственных лиц, подготавливающих проект, а ответственность за правильность их оформления несут секретариат, канцелярия или другое подразделение, обеспечивающее документирование и организацию работы с документами. Таким образом, исполнитель, разрабатывающий проект документа, в любом случае должен иметь представление об основных этапах его подготовки и правилах оформления.

Говоря о сроках подготовки документов, утверждающих учетную политику, следует учитывать, что принятая организацией бухгалтерская и налоговая учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Вновь созданная организация должна утвердить бухгалтерскую учетную политику не позднее 90 дней со дня своего создания (государственной регистрации), а налоговую учетную политику - не позднее окончания первого налогового периода, при этом и та, и другая будут считаться применяемыми со дня создания организации.

Основными разделами Положения о бухгалтерской и налоговой учетной политике будут:

1. Порядок организации бухгалтерского  учета.

2. Методы оценки активов и обязательств.

3. Порядок контроля за хозяйственными  операциями.

4. Порядок документооборота и  технология обработки учетной  информации.

5. Порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации.

6. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

7. Формы первичных учетных документов.

8. Порядок формирования налоговой  базы и налогового учета для  целей налогообложения.

На основании Закона РФ № 129-ФЗ от 29 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" и ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н изменения в учетной политики организации производятся в случаях:

- изменения законодательства  РФ или нормативных актов по  бухгалтерскому учету (обязательное  изменение учетной политики);

- разработки организацией  новых способов ведения бухгалтерского  учета (добровольное изменение учетной  политики);

- существенного изменения  условий деятельности (добровольное  изменение учетной политики).

Согласно ПБУ 1/98 изменение бухгалтерской учетной политики должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. При этом оно может производиться по причине изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности организации, связанного с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Решение о внесении изменений в налоговую учетную политику (для цели исчисления налога на прибыль) при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (то есть с 1 января), а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (ст.313 НК РФ).

В соответствии с п.16 ПБУ 1/98 "не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации". Следовательно, если в середине отчетного периода появляется новый объект бухгалтерского учета, то утверждение варианта учета по данному объекту в этом периоде не будет считаться изменением учетной политики организации. Если же учетная политика утверждается с расчетом на те случаи, которые могут иметь место в будущем, то при возникновении этих событий, если ранее были приняты неверные решения, придется уже изменять учетную политику, а это может иметь гораздо более существенные последствия для деятельности организации.

В течение года в момент приобретения организацией тех или иных активов или возникновения тех или иных фактов хозяйственной деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имевших аналогов в практике данной организации, должно оформляться приказом как дополнение к учетной политике, принятой с начала года.

 

Обязательное изменение учетной политики

 

Обязательное изменение учетной политики производится при изменении законодательства, связанного с регулированием бухгалтерского учета. При этом возможны две ситуации:

а) когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике);

б) когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять соответствующие иные способы).

Таким образом, изменение учетной политики предприятия может быть произведено в любой период времени (независимо от окончания отчетного года), предусмотренный новым законодательством.

Последствия обязательного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом. Если законодательно не установлен порядок отражения последствий обязательного изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий добровольного изменения учетной политики.

 

Добровольное изменение учетной политики

 

Добровольное изменение учетной политики возможно:

- при разработке новых  способов ведения бухгалтерского  учета,

- в случае существенного  изменения условий хозяйственной  деятельности.

1. Добровольное изменение учетной политики при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета.

Решение о добровольном изменении учетной политики должно обеспечить более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, меньшую трудоемкость учетного процесса.

Если новый способ ведения бухгалтерского учета отвечает данным критериям, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным.

 2. Добровольное изменение учетной политики при существенном изменении условий деятельности организации.

К существенным изменениям условий деятельности организации можно отнести:

- реорганизацию предприятия;

- смену собственников,

- изменение видов деятельности.

Последствия добровольного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке данных, включенных в бухгалтерскую отчетность, за прошедший отчетный период. При этом числовые показатели корректируются как минимум за два года. В данном случае действует принцип сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся.

Все изменения учетной политики объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. При этом если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, то данные изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна содержать:

- причину изменения учетной  политики;

- оценку последствий изменения  в стоимостном выражении;

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

 

 

 

1.3 Содержание учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета

 

На стадии формирования учетной политики организация, прежде всего, определяет способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов. Это, по сути, и является основой учетной политики.

В состав учетной политики входят:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие моменты, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Информация о работе Формирование, оформление, раскрытие и оценка эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская»