Формирование бюджета предприятия (на примере Сургутской ГРЭС-1)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является характеристика основных направлений деятельности в области бюджетного управления на Сургутской ГРЭС-1, являющейся обособленным подразделением ОАО «Тюменьэнерго».
Задачи данной работы включают отображение технологии формирования бюджета данного подразделения и на этой основе – составление планового бюджета электростанции

Содержание работы

Введение.
1. Система бюджетного управления и ее роль в
эффективности хозяйственной деятельности.
1.1. Целевые задачи бюджетного управления
и организация их выполнения.
1.2. Характеристика состава и содержания
работ по формированию бюджета подразделения.
2. Технология формирования бюджета подразделения.
2.1. Концептуальная схема формирования бюджета.
2.2. Методика расчета бюджета затрат.
2.3. Информационная база бюджетного планирования.
3. Формирование планового бюджета подразделения.
3.1. Оценка ресурсоемкости выполнения
производственной программы.

Файлы: 1 файл

курсовая-бюджет.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное управление играет важнейшую роль в эффективном  функционировании предприятия, решает ряд основных задач его деятельности и поэтому требует грамотной организации бюджетных систем.

 

 

    1. Характеристика    состава  и  содержания работ по формированию бюджета подразделения.

 

Первый этап составления бюджета - подготовительная работа, включает процедуры, представленные на рисунке 1.1.

 

Подготовительная работа по составлению  бюджета.












 

 

Рис. 1.1.

После окончания подготовительных работ лицам, ответственным за составление  бюджета, высшее руководство сообщает, каковы политика составления бюджета и основные ее направления. Также должны быть определены поправки, которые надо сделать на повышение цен и заработной платы и ожидаемые изменения производительности. Когда намечаются основные направления деятельности, важно, чтобы все менеджеры понимали роль бюджета текущего года для выполнения перспективного плана и то, как они должны реагировать на ожидаемые изменения внешних условий.

На втором этапе определяются факторы, ограничивающие производственно-хозяйственную  деятельность предприятия, которые важно определить, прежде чем готовить бюджет, так как от этого зависит исходный пункт составления годового бюджета. Для большей части организаций основным ограничивающим фактором служит покупательский спрос. Однако возможны случаи, когда производство сдерживают производственные мощности, а покупательский спрос превышает их возможности. Существуют и другие ограничивающие факторы, которые нужно принимать во внимание.

На третьем этапе идет первоначальная подготовка операционных, финансовых и инвестиционных бюджетов. Процесс подготовки проекта бюджета осуществляется снизу вверх, т. е. бюджет рождается на низшем уровне руководства, совершенствуется и координируется на более высоких уровнях. Руководители, отвечающие за выполнение бюджетных показателей, составляют бюджет для тех областей деятельности, за которые они несут ответственность.

Четвертый этап составления бюджета  – его обсуждение с вышестоящим  менеджером, который объединяет представленные ему бюджеты в один. Обсуждение – жизненно важный процесс подготовки бюджета, ход которого определяет, станет ли бюджет действительно эффективным средством управления или будет просто техническим приемом. После обсуждения вышестоящие руководители становятся ответственными за составление бюджета на своем уровне и отвечают за согласование показателей бюджетных статей и координацию деятельности подчиненных. По мере продвижения бюджета снизу вверх по иерархии управления в процессе обсуждения нужно изучать соотношение показателей бюджета. В итоге, бюджет должен быть скоординированным и приемлемым для всех сторон. В завершение следует составить прогнозные отчеты, в которых планируемая производственная программа оценивается с точки зрения выполнения целевых показателей. Очень важно, чтобы составители бюджета участвовали в принятии его окончательного варианта, и руководитель не пересматривал бюджет, не проанализировав тщательно доводы подчиненного.

Окончательное принятие бюджета –  следующий этап, на котором приведенные  в соответствие бюджеты, сводят в  обобщенный бюджет (основной бюджет) предприятия. Основной бюджет предприятия утверждается директором и направляется во все центры ответственности предприятия для исполнения.

Общее руководство финансовым планированием  в ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет ОФПиА (отдел финансового планирования и анализа) под контролем финансового директора.

План финансирования на уровне СГРЭС-1 разрабатывается в следующей  последовательности:

  • разработка, корректировка и утверждение форм плана финансирования, а также регламентов их подготовки финансовой службой (ОФПиА);
  • планово-экономический отдел Исполнительной дирекции Общества направляет на ГРЭС и в ОФПиА утвержденные сметы затрат на производство и сметы по использованию прибыли;
  • отдел капитального строительства Исполнительной дирекции направляет на ГРЭС и в ОФПиА утвержденные сметы на капитальное строительство, реконструкцию и модернизацию;
  • подготовка плана финансирования электростанцией на основании утвержденных смет затрат на производство, по инвестиционной деятельности (план капитального строительства) и смет использования прибыли (в т. ч. по объектам социальной сферы);
  • план финансирования в части расходов составляется электростанцией с учетом НДС в разбивке по группам поставщиков, подрядчиков и других кредиторов. Планирование расчетов с кредиторами в плановом периоде производится с учетом плановой сметы затрат на производство товарной продукции и имеющихся производственных запасов;
  • проекты планов финансирования направляются в ОФПиА за подписью руководителя и/или главного бухгалтера ГРЭС в сроки, определенные во временном регламенте бюджетирования;
  • консолидация переданных планов, их анализ осуществляется ОФПиА по согласованию с ПЭО, ОКСом, бухгалтерией исполнительной дирекции;
  • утверждение плана финансирования генеральным директором;
  • передача утвержденных планов финансирования электростанции;
  • подготовка отчетов об исполнении планов финансирования ГРЭС;
  • передача отчетов об исполнении планов в ОФПиА за подписью руководителя и/или главного бухгалтера станции в сроки, определенные во временном регламенте бюджетирования;
  • бухгалтерия Исполнительной дирекции передает в ОФПиА отчет (за подписью главного бухгалтера) об исполнении плана финансирования ГРЭС в сроки, определенные временным регламентом бюджетирования;
  • консолидация переданных отчетов, анализ деятельности ОАО «Тюменьэнерго» в целом и в разрезе центров ответственности;
  • корректировка плана на оставшийся бюджетный период по каждому центру ответственности.

В результате, такая последовательность составления и утверждения бюджета  является для данного предприятия наиболее эффективной, отвечает специфике его деятельности и требованиям времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА  ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.

 

    1. Концептуальная схема формирования бюджета.

 

Основной бюджет представляет собой  скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия в целом. Схема формирования основного бюджета  представлена на рисунке 2.1.

 

Блок-схема формирования основного бюджета предприятия.

 

 



 








 

 

             

                                              Рис.2.1.

На данной блок-схеме  отражена логическая последовательность процесса бюджетирования.

Основной бюджет предприятия  состоит из бюджетов двух основных видов: операционных и финансовых.

В свою очередь операционный бюджет включает:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет производственных запасов;
  • бюджет прямых затрат на материалы;
  • бюджет производственных накладных расходов;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов;
  • бюджетов доходов и расходов подразделений.

Финансовый бюджет состоит  из:

  • сводного бюджета доходов и расходов;
  • кассового бюджета;
  • бюджетного баланса.

В силу своей специфики  на Сургутской ГРЭС-1 схема формирования основного бюджета (финансового плана) значительно упрощается. Это связано с тем, что электростанция является центром ответственности ОАО «Тюменьэнерго». Из основного бюджета ГРЭС исключаются бюджеты: продаж, накладных расходов, производственных запасов, коммерческих расходов. Прежде всего это связано с тем, что реализация продукции и получение выручки относится к компетенции вышестоящего предприятия. Отсутствие бюджета производственных запасов объясняется тем, что топливо необходимое для производства электроэнергии принимается из трубопровода одновременно с производством энергии.

На Сургутской ГРЭС-1 в зависимости  от места возникновения и использования  денежных (и иных) средств, план финансирования (бюджет движения средств) структурно подразделяется на три части:

  • поступление и выбытие денежных (и иных) средств от текущей (операционной) деятельности в поэлементной разбивке;
  • поступление и выбытие денежных (и иных) средств от инвестиционной деятельности;
  • поступление и выбытие денежных (и иных) средств от финансовой деятельности.

 

    1. Методика расчета бюджета затрат.

 

При расчете бюджета  затрат необходимо определить подход к бюджетированию: будут разрабатываемые бюджеты основываться на базе бюджетов предшествующих периодов либо это будут бюджеты на нулевой основе. Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор предприятием техники составления бюджета зависит от сложившейся на конкретном предприятии ситуации и определяется субъективной оценкой приемлемости этой техники в данный момент. Составление бюджетов на нулевой основе оправдано при реинжиниринге деятельности предприятия и хотя требует значительных временных затрат, связанных с формированием новой структуры центров ответственности, разработкой новых форм бюджетов и пересмотром других аспектов бюджетирования, позволяет заново изучить и критически переосмыслить деятельность предприятия. Бюджетирование на базе бюджетов предшествующих периодов позволяет использовать алгоритм скользящего бюджетирования в течение года. Составление скользящих бюджетов, превращающее бюджетирование из единовременного, происходящего один раз в год события в непрерывный процесс, заставляет менеджеров постоянно смотреть вперед и распознавать проблемы до того, как они возникнут. Тем самым в каждый момент времени горизонт планирования не сужается, и бюджетная информация всегда охватывает годовой период времени; периодические корректировки исходных предпосылок бюджетирования с учетом изменений условий хозяйствования обеспечивают реальность планируемых показателей; процесс формирования бюджетов распределен во времени и требует меньших усилий.

На Сургутской ГРЭС-1 применяется  система скользящего бюджетирования, то есть планирование всех расходов осуществляется на базе предшествующего периода  с поправкой на повышающий или понижающий коэффициент, который планируется в зависимости от ожидаемого развития ситуации.

 

Производственная программа  разрабатывается в целом для  энергообъединения в виде энергетического  баланса.

В его расходной части  определяются необходимые объемы производства и отпуска электроэнергии и тепла, суточные графики электрической нагрузки и тепловой нагрузки районов теплоснабжения.

Приходная часть содержит расчеты производственной мощности энергообъединения и ее оптимального использования.

На этой основе определяются показатели объема продукции в натуральном и стоимостном выражении, а также потребность в топливе и источники ее покрытия.

Для определения годовой  потребности в электроэнергии используются отчетные данные за предшествующий период, заявки крупных потребителей, данные технических проектов новых присоединений и другие планово-нормативные материалы. Учитываются также перетоки и потери энергии в сетях и расход ее на собственные нужды. В итоге выявляется годовая потребность в энергии.

Годовая производственная программа гидроэлектростанции представляет собой бюджет производства, то есть стоимость общего количества энергии, выработанной за год. Основой для планирования выработки электроэнергии электростанцией являются ее суточные графики нагрузки. Годовую выработку электроэнергии электростанции планируют на основе суточной выработки за нормальный рабочий день следующим образом.

Сначала определяют суточную выработку электроэнергии электростанцией:

              24

                                           Wсут. ст. = ∑ Nраб,                                  (2.1.)

              1

 

где Wсут. ст. – суточная выработка электроэнергии электростанцией; Nраб – рабочая мощность электростанции для определенного часа суток.

Затем рассчитывают месячную выработку электроэнергии электростанцией. Она определяется умножением суточной выработки на число дней в месяце (n):

 

                                     Wмес. ст. = Wсут. ст. * n.                               (2.2.)

 

Годовая выработка электроэнергии определяется умножением месячной выработки электростанции на количество месяцев в году, то есть:

 

                                        Wгод. ст. = Wмес. ст. * 12.                             (2.3.)

 

При планировании производственной программы необходимо учитывать, что кроме рабочих дней имеются и дни с пониженным потреблением электроэнергии, поэтому следует определить недовыработку, которую можно определить как число дней в году с пониженной нагрузкой умноженное на снижение рабочей мощности электростанции в эти дни.

Информация о работе Формирование бюджета предприятия (на примере Сургутской ГРЭС-1)