Формирование бюджета предприятия (на примере Сургутской ГРЭС-1)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является характеристика основных направлений деятельности в области бюджетного управления на Сургутской ГРЭС-1, являющейся обособленным подразделением ОАО «Тюменьэнерго».
Задачи данной работы включают отображение технологии формирования бюджета данного подразделения и на этой основе – составление планового бюджета электростанции

Содержание работы

Введение.
1. Система бюджетного управления и ее роль в
эффективности хозяйственной деятельности.
1.1. Целевые задачи бюджетного управления
и организация их выполнения.
1.2. Характеристика состава и содержания
работ по формированию бюджета подразделения.
2. Технология формирования бюджета подразделения.
2.1. Концептуальная схема формирования бюджета.
2.2. Методика расчета бюджета затрат.
2.3. Информационная база бюджетного планирования.
3. Формирование планового бюджета подразделения.
3.1. Оценка ресурсоемкости выполнения
производственной программы.

Файлы: 1 файл

курсовая-бюджет.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра МТЭК

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: финансовый менеджмент на тему:

формирование бюджета предприятия (на примере Сургутской ГРЭС-1).

 

 

 

 

                                            

 

                                                                            Выполнил: студент группы

                                                                                        

                                                                       Научный руководитель:

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень, 2001 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение.

    1. Система бюджетного управления и ее роль в

эффективности хозяйственной деятельности.

    1.    Целевые задачи бюджетного управления

и организация их выполнения.

    1.    Характеристика    состава и содержания

работ по формированию бюджета  подразделения.

    1. Технология формирования бюджета подразделения.
    1. Концептуальная схема формирования бюджета.
    1. Методика расчета бюджета затрат.
    2. Информационная база бюджетного планирования.
    1. Формирование планового бюджета подразделения.
    1. Оценка ресурсоемкости выполнения

производственной программы.

    1. Расчет операционного бюджета.

Заключение.

Список литературы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время наиболее важное значение в деятельности предприятия  приобретает планирование. Главный  смысл планирования состоит в  повышении эффективности работы предприятия посредством реализации различных инструментов управления.

Бюджетные учетные системы –  широко используемый в управлении инструмент, позволяющий аккумулировать информацию, требуемую для реализации различных  функций управления.

Бюджетные системы развиваются  под влиянием новых идей менеджмента  и модифицируются в связи с его возникающими информационными потребностями.

На характер использования возможностей бюджетных систем накладывают отпечаток  специфика работ отдельных предприятий  и стиль управления ими.

При внедрении бюджетных систем на конкретном предприятии важно понимать их роль в реализации функций управления, принципы организации бюджетного процесса, взаимосвязь с другими инструментами управления.

Бюджетирование – технология планирования, позволяющая согласовывать различные  аспекты деятельности предприятия и оценивать итоговые целевые показатели запланированной деятельности. Бюджетирование является важным этапом процесса принятия управленческих решений, основанным на систематическом формировании будущего предприятия путем составления и принятия бюджетов, которые представляют собой финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов предприятия, необходимых для достижения поставленных целей.

Система бюджетов предприятия  служит инструментом для решения  задач краткосрочного и текущего финансового планирования, установления оперативного контроля за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Основной целью курсовой работы является характеристика основных направлений деятельности в области  бюджетного управления на Сургутской ГРЭС-1, являющейся обособленным подразделением ОАО «Тюменьэнерго».

Задачи данной работы включают отображение технологии формирования бюджета данного подразделения  и на этой основе – составление  планового бюджета электростанции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

    1. Целевые задачи бюджетного управления и организация их выполнения.

 

Система бюджетирования предприятия  включает в себя:

  • структуру бюджетов;
  • процессы формирования бюджетов;
  • ответственность за формирование и исполнение бюджетов;
  • процессы согласования, утверждения и контроля за исполнением бюджетов.

Целевые задачи бюджетного управления отражаются в его функциях. Основная функция бюджетирования – планирование деятельности предприятия – сводится к формированию основного бюджета организации, который отражает снабженческие, производственные, сбытовые, финансовые и инвестиционные процессы ее деятельности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Благодаря реализации этой функции увязываются различные аспекты деятельности предприятия, согласуются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, потребных для осуществления планируемой программы, координируются различные операции и осуществляется диспетчирование. При этом вертикальная и горизонтальная интеграция бюджетов позволяет получить информацию по направлениям деятельности, центрам ответственности и другим аналитическим признакам, координировать действия структурных подразделений предприятия.

Реализация функции планирования бюджетной системы позволяет также формировать в соответствии с информационными потребностями менеджеров любые количественные показатели достижения целей предприятия, оценивать степень достижения целей планируемой программой, проводить предварительный анализ деятельности и будущего финансового положения предприятия.

Формирование множества целей  предприятия – основополагающий момент реализации данной функции, так  как цели предприятия определяют конечный пункт бюджетирования. Цель предприятия соотносится с уровнем его прибыли и финансовым положением, так как это представляет интерес для большинства вовлеченных в деловое сотрудничество с предприятием юридических и физических лиц. Еще одной важной целью бюджетирования является ликвидность предприятия, так как управление денежными потоками, координирование выплат и поступлений наличности также реализуются при планировании для обеспечения платежеспособности предприятия.

В рамках функции планирования выделяется функция бюджетного управления связанная  со стратегическим управлением предприятием, нацеленным на успешное взаимодействие предприятия с внешней средой путем выработки обеспечивающей конкурентное преимущество стратегии и на наращивание потенциала предприятия сегодня и в долгосрочной перспективе.

Планирование деятельности предприятия затрагивает управленческую функцию в отношении мотивации деятельности структурных подразделений, возглавляющих их менеджеров и работников. Этому способствуют: получение плановых показателей, представленных с требуемой степенью детализации в разрезе выделенных центров ответственности, согласование при разработке бюджетов интересов центров ответственности и подчинение их целям предприятия, четкое определение ответственности и вклада каждого в достижение целевых показателей, в зависимости от которых и будет оцениваться деятельность. Кроме того вовлечение сотрудников в процесс разработки бюджетов активизирует мотивы, не связанные с материальным вознаграждением, которые побуждают каждого сотрудника стремиться выполнить взятые на себя обязательства.

Одновременно реализуется функция  информирования (коммуникации), поскольку  при распределении ответственности  за достижение целевых показателей  до каждого из менеджеров с помощью  бюджетов доводятся сведения о роли управляемого им подразделения в планируемой программе.

Вторая функция бюджетных систем – просчет различных вариантов  бюджета – тесно связана с  принятием управленческих решений  и выбором лучшей производственной программы деятельности предприятия. Она позволяет ясно представить  взаимосвязь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный результат, выявить решения, нарушающие гармонию производственно-хозяйственной деятельности.

Третья функция бюджетных систем – мониторинг исполнения бюджетов и процессов производственно-хозяйственной деятельности – позволяет выявлять отклонения фактических результатов деятельности от запланированных, оценивать их влияние на целевые показатели. Поэтому полные бюджетные системы – это информационные системы, включающие прогнозную, плановую и фактическую информацию о различных аспектах деятельности предприятия, представленную в сопоставимом виде. Механизм выявления причин и величин отклонений зависит от способа аккумулирования этой информации и формирования информационных отчетов.

Четвертая функция бюджетных систем – анализ исполнения бюджета. Выявленные отклонения важно изучить и соотнести  с центрами ответственности. Анализ исполнения бюджета также может  осуществляться на разных уровнях в  зависимости от сроков и решаемых на каждом уровне задач, что определяет степень сложности реализации. От уровня проведения анализа зависят полнота, глубина и способ осуществления таких функций управления, как оценка деятельности предприятия в целом и вклада каждого центра ответственности, выявление факторов, вызвавших отклонения, мотивация деятельности, оценка вклада каждого работника в выполнение программы, регулирование деятельности.

Обобщая вышесказанное, целевыми задачами бюджетного управления являются:

  • планирование деятельности предприятия в целом и по отдельным подразделениям или бизнес-проектам, отражая во взаимосвязи все протекающие на предприятии процессы;
  • координирование деятельности структурных подразделений, обеспечивая гармоничность их работы;
  • мотивирование персонала на достижение целей предприятия;
  • оперативное управление снабженческо-сбытовыми, производственными, финансовыми, инвестиционными и другими процессами;
  • оценка эффективности работы выделенных центров ответственности и бизнес-проектов.

Создание системы планирования движения денежных (и иных) средств преследует следующие цели:

  • обеспечение платежеспособности ОАО «Тюменьэнерго»;
  • недопущение создания ситуации по начислению в адрес ОАО «Тюменьэнерго» штрафных санкций по невыполненным платежным обязательствам;
  • анализ взаимосвязи полученного финансового результата (прибыли или убытка) и изменения величины средств (активов);
  • проведение эффективной политики в области привлечения заемных средств;
  • эффективное размещение свободных денежных (и иных) средств, временно не участвующих в обороте;
  • контроль деятельности центров ответственности. 

С целью организации  выполнения задач бюджетного управления на предприятии создается структура, которая будет устанавливать  процедуры бюджетирования, разрабатывать  формы бюджетов, координировать действия по разработке и принятию реалистичных бюджетов, соответствующих целям предприятия, контролировать исполнение бюджета и следить за осуществлением функций управления. Отдел, осуществляющий данную деятельность, называется отделом финансового планирования и анализа (ОФПиА). ОФПиА осуществляет общее руководство финансовым планированием под контролем финансового директора. ОФПиА состоит из специалистов высокого уровня, которые хорошо представляют себе деятельность предприятия, умеют мыслить в масштабах предприятия и вскрывать проблемы, могут предлагать варианты их решения. В ОФПиА выделяются две подгруппы. Одна из них – временная группа – действует только в период разработки бюджетов и занимается сбором коллективных предложений, согласованием интересов выделенных центров ответственности и разработкой системы бюджетов с требуемой детализацией. Ее задача – исследование возможностей, проблем и ограничений деятельности подразделений предприятия, согласование их интересов для достижения целей предприятия, планирование их деятельности. Другая группа – бюджетный комитет или бюджетная комиссия – действует постоянно и состоит из менеджеров, ответственных за деятельность предприятия в целом. Эта группа разрабатывает и распространяет нормативно-инструктивные материалы по составлению бюджета, обеспечивает полезной для подготовки разрабатываемого бюджета информацией, оказывает ценные консультационные и технические услуги функциональным руководителям, определяет точный порядок составления бюджета и даты, к которым должны быть представлены те или иные плановые цифры. Кроме того, она объединяет отдельные бюджеты в общий (основной) бюджет предприятия, показывая вклад каждого из них, проводит оценку запланированной производственной программы и ее утверждение. Далее по мере осуществления фактической деятельности данная группа анализирует исполнение бюджета, выявляет величину отклонений фактических от плановых показателей, устанавливает причины этих отклонений и констатирует, если нужно, важность корректирующих решений. Эта группа также собирает и обобщает все предложения коллектива по совершенствованию бюджетного процесса или деятельности предприятия.

Информация о работе Формирование бюджета предприятия (на примере Сургутской ГРЭС-1)