Финансовые аспекты управления оборотными средствами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Наличные денежные средства определяются наличными деньгами и
депозитами, внесенными наличными суммами. Излишек капитала может быть
инвестирован в рыночные ценные бумаги. Регулирование денежных операций
определяется ускорением притока денежных средств и замедлением их оттока.
Управление дебиторской задолженностью требует внимательного отбора
клиентуры с хорошей кредитоспособностью, а также повышенной активности при
взыскании долгов с покупателей. Управление товарно-материальными запасами
подразумевает своевременные оптимальные объемы заказов. В материалах этой
работы буду рассмотрены следующие финансовые аспекты управления оборотными
средствами:
- общие понятие оборотных средств;
— как ускорять поступления денежных средств;
— как отсрочить выплаты денежных средств;
— как определить оптимальный запас денежных средств;
— типы рыночных ценных бумаг;
— как управлять дебиторской задолженностью;
— тонкости кредитной и учетной политики;

Содержание работы

Введение
1. Оборотные средства предприятия.
1.1. Понятие, значение и основы организации оборотных средств.
1.2. Нормирование оборотных средств.
2. Управление денежными средствами и ценными бумагами.
2.1. Оценка оборотного капитала.
2.2. Регулирование денежных операций.
2.3. Модели денежных средств.
2.4. Взаимоотношения с банками.
2.5. Инвестирование в ценные бумаги.
3. Управление дебиторской задолженностью.
3.1. Кредитные условия.
3.2. Контроль дебиторской задолженности и кредитная политика.
3.3. Определение инвестиций в дебиторскую задолженность.
3.4. Политика скидок и изменение кредитной политики
4. Управление товарно-материальными запасами.
4.1. Инвестиции в товарно-материальные запасы и определение
складских расходов и расходов на подготовку заказа
Выводы
Используемые сокращения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансовые аспекты управления оборотными средствами предприятия.docx

— 91.60 Кб (Скачать файл)

    [pic]- продолжительность  производственного  цикла   (время   пребывания

продукции в НВП)

    [pic]- коэффициент нарастания  затрат

    Коэффициент нарастания  затрат

                    [pic] - при равном нарастании затрат

     [pic]- единовременные  затраты   в   начале   производственного   цикла

(расход сырья и основных материалов)

    [pic]- нарастающие затраты  (зарплата и т.д.)

    [pic]- себестоимость изделия

    в) в готовой продукции

    Готовая  продукция,   изготовленная  на  предприятии   и   объединении,

характеризует переход  оборотных  средств  из  сферы  производства  в  сферу

обращения. Это практически единственный элемент фондов обращения,   который

нормируется.  Обеспечение  регулярной  отгрузки   ГП  потребителям  требует

подборки изделий по партиям  соответствующего ассортимента,  их  накопления,

упаковки,  погрузки и  транспортировки  до  станции  отправления,  а  также

оформления расчетных документов и сдачи их в банк на  инкассо.

    Нормирование оборотных   средств  по  запасам   ГП   осуществляется   на

основе формулы:

                                    [pic]

    [pic]-нормативные оборотные  средства по готовой продукции

    [pic]- норма запаса в  днях

    [pic]-объем товарной продукции

    [pic]- количество дней  в квартале

    [pic]исчисляется как средневзвешенная  величина на основе  норм  запасов

по видам или группам изделий  и их дали в общем объеме готовой  продукции.

    Совершенствование  нормирования  запасов  ГП  должно  базироваться   на

рациональных  мероприятиях  по  ее  планомерной   и   ритмичной   отгрузке,

сохранению на складе,  улучшению  сбытовой деятельности, а также организации

денежных расчетов.

    В  дальнейшем,  в   работе  мы  будем  использовать  обобщенный   термин

"предприятие" или "компания", подразумевая  под  ними  любой   хозяйствующий

субъект - будь то фирмы, организация, банк или промышленное предприятие.

            2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ  И ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

    2.1. Оценка оборотного  капитала

    Оборотный  капитал   равен   оборотным   активам   минус   краткосрочные

обязательства.   Если   оборотные   активы   составляют   6500000   грн,   а

краткосрочные обязательства 4000000 грн., оборотный  капитал  равен  2500000

грн.  Управление  оборотным  капиталом  —  регулирование   различных   типов

оборотных активов и краткосрочных  обязательств — требует принятия решений  о

том, как должны финансироваться  активы (например,  краткосрочными  долговыми

обязательствами, долгосрочными  обязательствами  или  за  счет  акционерного

капитала). Чистый оборотный капитал  увеличивается, когда  оборотные-  активы

финансируются за счет источников основных средств.

    Управление оборотным  капиталом  включает  также   и  оценку  компромисса

между доходом и риском. Если  капиталы  передаются  из  основных  средств  в

оборотные  активы,  риск  ликвидности  понижается,   возможность   получения

краткосрочного финансирования увеличивается  и компания  приобретает  большую

гибкость, корректируя оборотные  активы в соответствии с изменениями  объемов

продаж. Однако при этом снижается  поступление  прибыли,  так  как  доход  с

основных средств превышает  доход  с  оборотных  средств.  Финансирование  за

счет  долгосрочных  долговых   обязательств   связано   с   меньшим   риском

ликвидности, чем финансирование  краткосрочными  обязательствами,  поскольку

они подлежат оплате через довольно продолжительный  период  времени.  Однако

долгосрочное долговое обязательство  часто  обходится  дороже  краткосрочного

обязательства, поскольку связано  с большей неопределенностью.

    Риск   ликвидности   может   быть   уменьшен   использованием    приема

хеджирования[1], при котором активы финансируются обязательствами  со  сроком

выплаты, равным сроку использования  активов.  Когда  предприятию  требуются

средства для  закупки  сезонных  или  циклических  товаров,  оно  пользуется

краткосрочным   финансированием,   которое   придает   ему   гибкость    для

удовлетворения  сезонных  потребностей.  Но  постоянные  активы  предприятия

должны  финансироваться  за   счет   долгосрочных   долговых   обязательств,

поскольку срок использования активов  длительный. В этом  случае  предприятие

имеет свободные денежные средства для  осуществления  платежей  по  долговым

обязательствам.

    Чем меньше времени  проходит между закупкой  и   поставкой  товаров,  тем

меньший оборотный капитал необходим.  Например,  если  предприятие  получает

сырье  в  течение  двух  недель,  ему  необходим  меньший   объем   товарно-

материальных  запасов,  чем  требуется  при  двухмесячном  цикле  выполнения

заказа. Значит следует заказать материал в более ранние  сроки,  если  таким

образом вы можете заплатить более  низкую цену и если экономия  на  стоимости

материала превышает стоимость  хранения товарно-материальных запасов.

    2.2. Регулирование денежных  операций

    Цель регулирования денежных  операций состоит в том, чтобы  инвестировать

избыток денежных средств для  получения  прибыли  и  в  то  же  время  иметь

соответствующую ликвидность: должен существовать достаточный запас  денежных

средств, ни  малый  и  ни  большой.  Например,  предприятия,  имеющие  много

банковских  счетов,  могут   накапливать   чрезмерные   денежные   средства.

Надлежащее прогнозирование запасов  денежных средств  имеет  особенно  важное

значение в периоды спада  деловой активности и  требует  определения:  (1)  -

оптимального времени для взятия ссуды и выплаты долгового  обязательства  по

ней и (2) -  сумм,  переходящих  ежедневно  со  счета  на  счет.  Ежедневная

компьютеризированная обработка  кассовой наличности и отчетов  о  сделках  за

наличный расчет позволяет  иметь  информацию  о  текущих  наличных  денежных

средствах и предоставляет возможность  лучше использовать капитал. Следует  и

оценивать затраты за банковские услуги, учитывая стоимость каждого счета.

    Когда поступления денежных  средств и  денежные  платежи   согласованы  и

спрогнозированы, предприятие может  иметь небольшие запасы денежных  средств,

но если необходима быстрая ликвидность, оно сделает  инвестиции  в  рыночные

ценные бумаги. Любые дополнительные денежные средства следует  инвестировать

в доходные ценные бумаги со  сроком  погашения,  обеспечивающим  необходимую

ликвидность.

    Благополучные  в   финансовом  отношении  предприятия,   которые   имеют

возможность кредитоваться по выгодным ставкам даже на стесненных  финансовых

рынках, могут позволить себе более  низкий  уровень  денежных  средств,  чем

предприятия с высокой долей  заемных средств или с которыми связан  кредитный

риск.

    Как минимум  предприятие   должно  располагать  денежными   средствами  в

размере, превышающем (1) - компенсационные  остатки  (депозиты,  удерживаемые

банком для компенсации оказываемых  им услуг) или  (2)  -  денежные  остатки,

накапливаемые  из  предосторожности  (денежные  средства  на  непредвиденный

случай), плюс денежные средства для  сделок  наличными  (деньги  для  оплаты

циркулирующих чеков). Оно также  должна иметь достаточные  денежные  средства

для удовлетворения своих ежедневных потребностей.

    Целый ряд факторов  оказывает влияние на принятие  решения о том, сколько

денежных средств необходимо иметь  в распоряжении, учитывая ликвидные  активы

предприятия, коммерческий риск,  объем  долговых  обязательств  и  сроки  их

погашения, возможность получать кредиты  в короткие сроки и на  благоприятных

условиях, а  также  норму  прибыли,  экономические  условия  и,  кроме  того

неожиданные проблемы, такие как  неплатежеспособность покупателей.

    Ускорение притока денежных  средств

    Для улучшения притока   денежных  средств  необходимо,  на  мой  взгляд,

оценить  причины  и  предпринять  корректирующие  действия   по   устранению

задержек с поступлением денег  на  банковский  счет.  Необходимо  установить

происхождение  денежных  поступлений,  как  они   передаются   и   как   они

перечисляются с периферийных счетов на главный  счет  предприятия,  а  также

выяснить банковскую  учетную  политику  контроля  за  поступлением  денежных

средств и продолжительностью в  отношении между получением чека и  помещением

его на депозит. Существуют следующие  виды задержек в обработке чеков: (1)  -

«деньги в пути по почте» — время, необходимое для движения чека от  дебитора

к кредитору; (2) - «деньги в  процессе  регистрации»  —  время,  необходимое

кредитору для регистрации платежа, и (3) - «деньги в процессе инкассации»  —

время, необходимое для выплаты  денежных средств по чеку.

    Рис. 2.2.1 отражает общую  картину движения чека.

      Рис. 2.2.1. Движение  выписанного и отправленного  по почте чека от

                          плательщика к получателю

    По  моему  мнению,  необходимо  использовать  все   возможные  пути  для

ускорения  поступлений  денежных  средств,  включая  использование   сейфов,

сдаваемых банком в аренду клиенту, предварительно согласованное  дебетование

(ПСД), телеграфные переводы и  чеки, по которым  наличные  денежные  средства

переводятся со счетов компаний на счет банка.

    Сейф.

    Сейф, сдаваемый банком  в аренду, представляет собой  оптимальный  способ

разместить  пункт  инкассации  денежных  средств  недалеко  от  покупателей.

Платежи  покупателей  поступают  по  почте  в  адрес  специально   выбранных

почтовых ящиков, расположенных  таким  образом,  чтобы  сократить  время  на

почтовую доставку и депонирование. Банки  забирают  деньги  из  этих  ящиков

несколько раз в день и депонируют денежные средства на счет компании.  Затем

они готовят компьютерный перечень платежей, поступивших на счет, и  итоговую

сумму за день, которые высылаются компании.

    Для оценки  эффективности   использования  сейфа,  сдаваемого  банком  в

аренду,  вы  должны  определить  среднюю  номинальную  стоимость  получаемых

чеков, стоимость операций, которые  при этом  удалось  исключить,  сокращение

расходов по обработке чеков  и времени нахождения  денег  в  пути  «деньги  в

пути  по  почте».  Поскольку  стоимость  постатейной   обработки   платежных

документов, проходящих через  арендованный  сейф,  обычно  довольно  велика,

целесообразно иметь один арендованный сейф для небольших по  количеству,  но

значительных по суммам инкассации. Однако коммерческие фирмы  с  частыми  по

количеству, но небольшими по суммам платежами все  чаще  и  чаще  используют

арендованные  сейфы,  так  как  технологические  усовершенствования  снижают

стоимость обработки платежных  документов.

    Арендованные банковские  сейфы в случае розничной торговли  используются

для  чеков,  получаемых  от  других  предприятий.   Как   правило,   среднее

долларовое денежное  поступление  довольно  велико,  а  количество  денежных

поступлений мало. Многие оптовоторговые арендованные сейфы  дают  сокращение

времени на почтовую доставку в размере  не более одного рабочего дня, а  учет

чека при этом дает сокращение  времени  всего  на  несколько  десятых  долей

одного рабочего дня. Поэтому они  наиболее выгодны для  предприятий,  которые

имеют доходы по  крайней  мере  в  несколько  миллионов  гривен  и  получают

крупные чеки от отдаленных клиентов.

    Арендованные    банковские    сейфы,    используемые     предприятиями,

занимающимися розничной торговлей, представляют собой наилучший вариант  при

работе с физическими лицами (розничными торговцами). Розничные  арендованные

банковские  сейфы  обычно  получают  многочисленные  платежи  по  сделкам  в

размере  номинальной  стоимости  товара.  Арендованный  сейф  снижает  время

прохождения платежных документов от компании  в  банк,  упорядочив  движение

денежных средств и снизив связанные  с этим расходов.

    Конверты с обратным  адресом.

    Предоставление конвертов  с обратным адресом  может   ускорить  пересылку

денег покупателями.  На  конверте  с  обратным  адресом  можно  пользоваться

штриховыми кодами,  девятизначными  кодами  или  номерами  ящиков  почтового

отделения. Еще одним вариантом  является  ускоренный  почтовый  ответ  (УПО),

который  предусматривает  особый  «усеченный»  цифровой   почтовый   индекс,

присваиваемый платежным документам,  таким  как  дебиторская  задолженность,

проходящая  через  арендованный   сейф.   Кодированные   денежные   переводы

извлекаются из почтовой переписки  и  обрабатываются  банками  или  третьими

организациями.

    Предварительно согласованное  дебетование.

    Денежные средства от  покупателей могут быть инкассированы  быстрее, если

вы  получите  разрешение  от  покупателей  на  предварительно  согласованное

дебетование  (ПСД)  с  автоматическим  дебетованием  (списанием)  банковских

счетов плательщика по повторяющимся  платежам. Это является  общей  практикой

Информация о работе Финансовые аспекты управления оборотными средствами предприятия