«АВС» метод учета затрат и калькулирования себестоимости на примере ОАО «Завод бурового оборудования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение «АВС» метода учета затрат и калькулирования.
Задачами работы является рассмотреть такие вопросы как:
предпосылки появления «АВС» метода учета затрат и калькулирования себестоимости;
сущность и преимущества функционального учета затрат;
этапы внедрения и варианты реализации «АВС» метода.

Файлы: 1 файл

Введение. АВС 2 .docx

— 100.93 Кб (Скачать файл)

6)  Автоматизация процесса  закрытия нарядов на сдельные  работы.

Станочный парк основного  производства предприятия состоит  из 115 единиц основного технологического оборудования из них:

  1. производственный цех – 78 единицы;
  2. инструментальный участок – 37 единиц;
  3. 10 единиц грузоподъемного оборудования.

Остаточная балансовая стоимость  технологического оборудования составляет 27 505 733 руб. Амортизация технологического оборудования за 2011 год составила 10 592 905 руб.

Общий процент износа технологического оборудования на предприятии составляет 51,2%. В 2011 году приобретены два новых  токарных станка с ЧПУ модели SK63135, установка с управляющей программой для маркировки продукции модели PORTADOT 50-25 E и дисковый отрезной станок.  Был изготовлен  механизированный стенд для одного из указанных токарных станков.

Затраты на поддержание технологического оборудования в рабочем состоянии  составили 5,0 млн. рублей.

Планово-предупредительные  ремонты проводились по графику  ППР разработанному в соответствии с требованиями, установленными в  паспорте на эксплуатируемое оборудование. Произведен текущий (плановый) ремонт 28 металлообрабатывающих станков  и пяти кран-балок.

Произведена проверка на технологическую  точность 23 металлорежущих станков  дважды в год.

Выполнение всех работ  подтверждено записями в журнале  ремонта и актами проверки оборудования на технологическую точность.

Проведение вышеперечисленных  мероприятий позволило достичь  показателей готовности технологического оборудования по основному производству 80%.

Таблица 3

Период

Затраты на ремонт технологического оборудования, тыс. руб.

Затраты на 1000 руб. выпускаемой продукции (руб.)

2010г.

4261

28,1

2011г.

4996

23,7


Сравнительный анализ показывает, что несмотря на то, что процент  износа основного технологического оборудования в 2011г. возрос на 1,7%, затраты  на ремонт оборудования на 1000 руб. выпускаемой  продукции уменьшились на 15,7%. Разница в последних приведенных показателях указывает на улучшение качества ремонтов произведенных в 2011г.

Производственная инфраструктура завода имеет целью обеспечение  бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются:

  1. энергомеханической службой;
  2. ремонтно-строительным участком;
  3. инструментальным и транспортным участками.

В 2011 году основными задачами энергомеханической службы являлись обеспечение  бесперебойной работы всего парка  станков и оборудования за счёт проведения планового ремонта текущего обслуживания, обеспечение потребностей завода в  электро- и теплоэнергии, сжатом воздухе, природном газе, воде, водоотведении  и связи. Затраты на ремонт и обслуживание оборудования в 2011 г. составили 7778,3 тыс. рублей (10676 тыс. руб. – 2010 год).

За 2011 год был произведен ремонт зданий Литер В21В22; Литер  В13 (клуб); Литер В40В41;  Литер В23В24В25; Литер В19 на общую сумму   15748,9 тыс.руб.

Таблица 4

Стратегические  задачи

Показатели

План

Факт

Энергообеспечение

  1. Количество тыс. кВт*час потребляемой электроэнергии на производство бурового инструмента.
  2. Количество кВт*час потребляемой электроэнергии в расчёте на 1000 руб. производственной продукции.

2800

 

 

14

2480

 

 

11,75

Теплообеспечение

  1. Количество Гкал потребляемой теплоэнергии.
  2. Расход газа  т.м3

6700

926,6

6310

873,1

Водообеспечение

Количество тыс.м3 потребляемой воды.

28,0

18,9

Воздухообеспечение

Обеспечение бесперебойной  работы имеющихся мощностей.

100%

100%

Обеспечение отвода канализационных  и сточных вод

Обеспечение бесперебойной  работы имеющихся мощностей

100%

100%

Обеспечение проведения ППР  производственного оборудования

  1. Обеспечить выполнение планов ППР в соответствии с процессом СТП 3.4.3. «Управление производственным оборудованием»
  2. Обеспечить Коэффициент готовности производственного оборудования не ниже

95%

 

 

0,8

95%

 

 

0,8

Обеспечение ремонта и  обслуживания оборудования

Затраты на ремонт и обслуживание станков и оборудования на 1000 руб. произведенной продукции

65

руб.

36,9 руб.

Обеспечение транспортом

Затраты на транспорт завода на 1000 руб. произведенной продукции

30

руб.

24,5 руб.

Обеспечение производственной оснасткой нестандартным оборудованием

Затраты на изготовление  оснастки и нестандартного оборудования на 1000 руб. произведенной продукции

35

руб.

42,3 руб.

 

Затраты на ремонт зданий, сооружений на 1000 руб. произведенной  продукции

80

руб.

74,7 руб.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Оценка действующей системы учета затрат и выпуска продукции как базы для принятия управленческих решений

 

Позаказная система калькулирования  предоставляет информацию о себестоимости  индивидуального продукта или группы однородных продуктов. Информация может  базироваться как на фактических  данных, так и на оценочных или  плановых затратах, а также может  представлять собой сочетание двух подходов в зависимости от степени  использования фактических и  оценочных данных. Однако основная характеристика данного метода заключается  в том, что вся информация относится  к конкретному заказу. Причем такая  информация не относится к конкретному  отчетному периоду и не является полученной в результате усреднения, кроме случаев, когда необходимо установить стоимость единицы продукции  для заказа, состоящего из нескольких идентичных единиц. Данные, относящиеся  к конкретному заказу, могут быть представлены в разрезе элементов  затрат в той степени, в которой  это необходимо для целей контроля и анализа.

Организация позаказной системы  калькулирования себестоимости  продукции различается по отраслям и типам производств, однако большинство  предприятий в той или иной степени применяют следующие учетные процедуры:

1) планирование производства  в целом и в разрезе потоков  затрат;

2) составление карточки  регистрации затрат по заказу;

3) сбор и распределение  затрат;

4) подготовка отчетов  о себестоимости заказа;

5) ведение калькуляционных  счетов, журналов, книг и других  учетных регистров, формирующих  структуру учета и его связь  с системой калькулирования.

Цель организации производственного  планирования состоит в планировании производственной деятельности, обеспечивающей устойчивый выпуск продукции, при полной занятости рабочей силы. При позаказной системе степень свободы в  планировании заказа и плановом калькулировании  наибольшая, поскольку единичное  производство, как правило, непосредственно  ориентировано на клиента. В этом случае требования к качеству и сроки  поставки продукта в значительной степени определяет заказчик.

Позаказный метод предполагает рассмотрение каждого заказа в качестве отдельной учетной единицы, для  которой рассчитываются прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные  расходы. Издержки каждого заказа записываются в карточке регистрации затрат по заказу. Данная форма является весьма важной при позаказной системе и  применяется для целей калькулирования  себестоимости заказа, используемой для составления финансовой отчетности, так и для целей контроля.

Карточки регистрации  затрат по заказу могут отличаться по форме, содержанию и структуре, однако во всех присутствуют следующие основные показатели: номер заказа, разрешение на проведение работ и их описание, временной промежуток, необходимый  для выполнения заказа, количество единиц продукции, которое нужно  произвести. Также в карточку производственного  заказа могут включаться дополнительные сведения, такие как продажные  цены, наименование покупателя, условия  транспортировки и т.п., а также  итоговые данные по затратам.

На предприятии могут  одновременно выполняться несколько  заказов. Каждой карточке регистрации  затрат по заказу присваивается номер, который указывается также в  требовании на отпуск материалов и  в рабочем талоне с тем, чтобы  упростить процедуру идентификации  прямых материальных и трудовых затрат. Сведения, содержащиеся в формах по учету использованных материалов и  учету затраченного труда, регулярно  обобщаются и включаются в карточку регистрации затрат по заказу. Таким  образом, в карточке отражаются все  понесенные на выполнение конкретного  заказа затраты, включая отнесенные на него накладные расходы. Очевидно, что степень детализации информации, необходимой для обеспечения  заказа, варьируется в зависимости  от условий конкретного контракта  или требований предприятия. Однако в любом случае общая сумма  затрат, зарегистрированная в карточках  заказов на конец отчетного периода, будет равна остатку по счету  «Незавершенное производство» на указанную  дату. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям  производства; эти стадии обычно соотносятся  с определенными структурными подразделениями (отделами, цехами). Таким образом, карточка предоставляет собой средство контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей  подразделений за выполнение заказа.

Производственный график представляет собой перечень операций, которые должны быть произведены  для исполнения заказа. В этой части  данная форма повторяет одну из функций  рассмотренной ранее карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию  операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения  операций к конкретному заказу, поэтому  он также может быть использован  для нескольких заказов одновременно.

Целью составления производственного  графика является согласование стадий производства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурной  единицей предприятия. График интегрируется  с производственным планом и системой калькулирования. Данную форму можно  использовать в целях контроля, поскольку  в ней формируются многие необходимые  для производственной программы  показатели как в суммарной форме, так и в детализированном виде в зависимости от требуемых организационных процедур и учетных записей. Производственные графики являются частью фактической системы калькулирования, выступают как средство контроля, регистрации и сбора затрат.

Определение издержек на единицу  продукции является одной из основных задач учета затрат. При этом необходимо принять решение по поводу использования  фактических или нормативных затрат.

Система калькулирования  по фактическим затратам предполагает сбор, регистрацию и накопление издержек по мере их возникновения, то есть себестоимость  заказа может быть рассчитана только после его выполнения. Если идентификация  прямых материальных и трудовых затрат не представляет особой сложности, то расчет накладных расходов, требующий  трудоемких процедур по их распределению, может существенно задержать  определение себестоимости заказа.

Система калькулирования  по нормативным затратам предполагает установление затрат на единицу продукции  заранее. Однако такой подход не означает отказ от использования фактических  затрат, наоборот, их расчет имеет особое значение для целей контроля. Полученные отклонения между фактическими и  нормативными издержками анализируются  руководством и дают возможность  выявить нежелательные тенденции  в процессе производства, причины  их появления, а также определить возможные изменения уровня прибыли. Таким образом, калькуляция себестоимости  заказа на основе оптимальных норм материальных, трудовых и накладных расходов является одним из важнейших элементов деятельности производственного предприятия.

Величина материальных затрат определяется видом выпускаемой  продукции. В связи с этим устанавливают  наиболее приемлемые для данного  вида и качества продукции материалы, а также их количество с учетом неизбежных в производственном процессе потерь. Умножением норм расходов материалов на соответствующие нормативные  цены определяется величина материальных расходов. При разработке нормативных  цен изучаются рыночные условия, цены основных продавцов материалов, оптимальный размер заказа на материалы.

Основной формой сбора  материальных затрат для целей калькулирования  себестоимости заказа при позаказном методе является требование на отпуск материалов, в котором указываются: тип и количество отпускаемых  со склада сырья и материалов; сумма, на которую материалы списываются  на производство конкретного заказа; разрешение на их отпуск со склада. Заполненные  требования на отпуск материалов служат основой для отнесения стоимости  материалов на затраты основного  производства (в случае прямых затрат) или на накладные расходы (в случае косвенных затрат). Сумма прямых материальных затрат вносится в карточку регистрации затрат по заказу.

Нормативы трудовых затрат состоят из нормативов использования  труда и нормативов цены труда. Для определения нормативных трудовых затрат нормативное время, требуемое для производства единицы продукции или операции (нормативы производительности труда), умножается на нормативную ставку заработной платы. Наиболее широко применяемыми документами учета труда являются рабочий талон, табель рабочего времени и ведомость начисления заработной платы, которые могут использоваться в различных сочетаниях.

Информация о работе «АВС» метод учета затрат и калькулирования себестоимости на примере ОАО «Завод бурового оборудования»