Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:38, курсовая работа
Аудит определяется как проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. В России аудит получил развитие в последние 10 лет. 
В сложных экономических условиях при переходе к рыночным отношениям стало важным иметь достоверную экономическую информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, создание коммерческих структур вызвало приток новых предпринимателей, не обладающих должным опытом работы в новых условиях хозяйствования, слабо разбирающихся в законодательных актах, поэтому появились и первые нарушения (иногда неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности.
Введение...................................................................................................................3
1 Теоретическая часть.............................................................................................5
1.1 Аудит в условиях компьютерной обработки данных....................................5
1.2 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица...........................12
2 Подготовительный этап аудиторской проверки..............................................16
2.1 Понимание деятельности ОАО «Распадская»..............................................16
2.2 Аналитические процедуры с использованием финансовых коэффициентов......................................................................................................20
2.3 Письмо о проведении аудита.........................................................................22
Глава 3 Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Распадская»..........................................................................................................25
3.1 Оценка надежности системы внутреннего контроля и учета......................25
3.2 Оценка системы внутреннего контроля и учета ОАО «Распадская».........31
3.3 Оценка уровня существенности.....................................................................32
3.4 Оценка аудиторского риска ОАО «Распадская»..........................................33
3.5 План и  программа аудиторских проверок....................................................35
3.6 Практические аспекты аудита с покупателями и заказчиками...................38
3.7 Заключение аудитора......................................................................................43
Список использованной литературы...................................................................46
Глава 3 Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Распадская»
Для каждой коммерческой организации важно подтверждение своей отчетности заключением аудитора. Этим самым она увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков. А такое доверие значит для предприятия очень много, от этого зависит его развитие и прочность договорных отношений.
Значительным положительным фактором аудита является снижение информационного риска, вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица, оказание помощи администрации предприятия по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности. На основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии аудит ориентирует его администрацию на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты.
3.1 Оценка надежности системы внутреннего контроля и учета
Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей диктует федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
По стандарту «система бухгалтерского учета» - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
«Система внутреннего контроля» по стандарту означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.
Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:
Для предварительной оценки эффективности внутреннего контроля используются следующие градации: высокая, средняя, низкая. Свою оценку формируйте в результате:
- бесед с компетентными 
- проверки документов;
- наблюдения за применением 
конкретных мероприятий и 
- аналитических процедур.
Таблица 3 – Анкета предварительной оценки системы внутреннего контроля
Содержание вопроса  | 
  Вариант ответов  | 
  Ответ (№ ответ)  | 
  Степень надежности данного фактора (низкая, средняя, высокая)  | 
  Примечание  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
1. Контрольная среда  | ||||
1.1.Соответствие организационной структуры размеру и характеру деятельности  | 
  1. Соответствует 2. Не в полной мере соответствует 3. Не соответствует  | 
  1  | 
  средняя  | 
  риск контроля низкий  | 
1.2. Разделение обязанностей и полномочий  | 
  1.Единоличное руководство 2. Умеренное разделение обязанностей и полномочий 3. Широкое разделение обязанностей и полномочий  | 
  2  | 
  средняя  | 
  контроль удовлетворительный  | 
1.3. Отношение руководства к системе внутреннего контроля  | 
  1. Не считает необходим. 2. Понимает необходим. внутреннего контроля 3. Уделяет большое внимание вопросам, связанным с внутренним контролем  | 
  2  | 
  средняя  | 
  контроль удовлетворительный  | 
                              
Продолжение таблицы 3
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
1.4. Наличие стратегических целей развития организации  | 
  1. Отсутствуют 2. Установлены частично  | 
  1  | 
  низкая  | 
  риск контроля низкий  | 
1.5. Обращение к аудиторам за консультациями по вопросам бухгалтерского учета  | 
  1. Случаи обращения отсутствуют 2. Случаи обращения имели место 3. Широкое использование практики проведения консультаций  | 
  2  | 
  средняя  | 
  контроль удовлетворительный  | 
1.6.Установление кадровой политики  | 
  1. Не установлена 2. Частично установлена 3.Установлена и проработана детально  | 
  2  | 
  средняя  | 
  риск контроля удовлетворительный  | 
2. Система бухгалтерского учета  | ||||
2.1.Организационная структура бухгалтерской службы  | 
  1.Фирма, оказывающая бухгалтерские услуги 2. Бухгалтер 3. Бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером  | 
  3  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
2.2. Образование,    опыт, 
  квалификация персонала организ  | 
  1. Низкий уровень 2. Средний уровень 3. Высокий уровень  | 
  2  | 
  средняя  | 
  контроль удовлетворительный  | 
2.3. Текучесть кадров, занятых в учете  | 
  1. Высокая 2. Умеренная 3. Низкая  | 
  2  | 
  средняя  | 
  риск контроля низкий  | 
2.4. Наличие положения об учетной политике  | 
  1. Не разработано 2. Разработано  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
2.5. Соблюдение сроков утверждения учетной политики  | 
  1. Соблюдаются 2. Не соблюдаются  | 
  1  | 
  средняя  | 
  риск контроля низкий  | 
2.6. Наличие рабочего плана счетов  | 
  1. Не разработан 2. Составлен формально и не соответствует особенностям фирмы 3.Разработан и утвержден  | 
  3  | 
  высокая  | 
  риск контроля удовлетворительный  | 
2.7. Наличие графика документооборо  | 
  1. Отсутствует 2. Разработан и утвержден документально  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
2.8. Наличие должностных инструкций для персонала, занятого в учете  | 
  1. Не разработаны 2. Разработан и утвержден документально  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
Продолжение таблицы 3
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
2.9.Наличие положения (приказов) о сроках и порядке проведения инвентаризаций активов и обязательств  | 
  1. Отсутствует 2. Раскрывает сроки и 
  порядок проведения инвентариза 3. Содержит в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации  | 
  2  | 
  средняя  | 
  контроль низкий  | 
2.10.Наличие фактов неправомерного внесения изменений в учетную политику  | 
  1. Имеются 2. Не имеются  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
2.11.Соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства (ФЗ «О Бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008)  | 
  1. Не соответствуют 2.Ряд позиций не отвечают требованиям 3.Полностью соответствуют  | 
  2  | 
  средняя  | 
  контроль низкий  | 
2.12.Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета  | 
  1.Изменения не отслеживаются 2.Изменения отслеживаются и оперативно принимаются меры  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
2.13. Соблюдение и контроль со стороны гл. бухгалтера за обработкой данных, связан. с нетипичными операциями  | 
  1. Не установлен 2. Установлен  | 
  2  | 
  средняя  | 
  риск контроля низкий  | 
2.14. Соблюдение графика подготовки отчетности  | 
  1.Не соблюдается, отчетность сдается с опозданием 2.Соблюдается,отчетность сдается в установленные сроки  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля удовлетворительный  | 
Продолжение таблицы 3
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
2.15. Организация договорной работы  | 
  1.Консультационные услуги юридических фирм 2. Наличие юридического отдела  | 
  1  | 
  средняя  | 
  контроль удовлетворительный  | 
3. Система налогового учета  | ||||
3.1.Наличие положения об учетной политике для целей налогообложения  | 
  1. Не разработано 2. Разработано  | 
  2  | 
  средняя  | 
  риск контроля низкий  | 
3.2. Ведение налогового учета  | 
  1.Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учета 2.Самостоятельная система  | 
  1  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
3.3.Формы регистров налогового учета  | 
  1. Бумажные 2. Электронные  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
3.4. Соблюдение установленных сроков расчетов по налогам и сборам  | 
  1. Не соблюдаются 2. Соблюдаются  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля удовлетворительный  | 
3.5. Реакция на изменение законодательства, регламентирующего порядок ведения налогового учета  | 
  1. Не отслеживается 2.Отслеживается и оперативно принимаются необходимые меры  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
4. Средства контроля  | ||||
4.1.Осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам  | 
  1. Меры не принимаются 2. Меры принимаются  | 
  2  | 
  средняя  | 
  риск контроля низкий  | 
4.2. Принятие мер, направлен. на ограничение доступа неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бух. учета  | 
  1. Меры не принимаются 2. Меры принимаются  | 
  2  | 
  высокая  | 
  риск контроля низкий  | 
4.3.Осуществление плановых и внезапных инвентаризаций  | 
  1.Не осуществляются 2. Осуществляются  | 
  1  | 
  низкая  | 
  риск контроля высокий  | 
Таким образом, из анкеты предварительной оценки системы внутреннего контроля, представленной в таблице 3, можно сделать вывод о том, внутренний контроль ОАО «Распадская» находится на среднем уровне и система учета удовлетворительна.
3.2 Оценка системы внутреннего контроля и учета ОАО «Распадская»
Таблица 4 - Вопросник для экспертной проверки системы внутреннего контроля и учета с покупателями и заказчиками ОАО «Распадская»
№  | 
  Направления и вопросы тестирования  | 
  ответы  | 
  Примечание  | |
да  | 
  нет  | |||
1  | 
  Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг)  | 
  +  | 
  -  | |
2  | 
  На предприятии разработана договорная политика  | 
  +  | 
  -  | |
3  | 
  Правильно ли оформлены договоры на поставку продукции  | 
  +  | 
  -  | |
4  | 
  Проводилась ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками  | 
  +  | 
  -  | |
5  | 
  На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности  | 
  +  | 
  -  | |
6  | 
  Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации  | 
  частично  | ||
7  | 
  Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности  | 
  +  | 
  -  | |
8  | 
  Образование бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками  | 
  высшее  | ||
9  | 
  Создается ли резерв по сомнительным долгам  | 
  +  | 
  -  | |
10  | 
  Заполняются ли все обязательные реквизиты  | 
  частично  | ||
11  | 
  Документы составляются в день совершения операции  | 
  +  | 
  ||
Информация о работе Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Распадская»