Анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Анализ безубыточности является достаточно простым по форме и глубоким по содержанию инструментом планирования и принятия управленческих решений в коммерческой организации. Основой для принятия решений относительно производственной деятельности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. Поскольку план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь в будущем, выполнение его будет зависеть от множества факторов. В процессе составления планов руководству предприятия предстоит ответить на множество вопросов, таких как:
сколько нужно производить продукции, чтобы предприятие не только смогло покрыть свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли?
по какой цене реализовывать произведенную продукцию?
какой уровень затрат позволит предприятию оставаться конкурентоспособным на рынке?

Файлы: 1 файл

губаревой уу (1).doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.Н.И.ВАВИЛОВА»

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине бухгалтерский  управленческий учет

 

Анализ зависимости «затраты –  объем производства – прибыль» (анализ безубыточности производства)

(на примере СПК «Дружба» Ровенского района Саратовской области)

 

 

Исполнитель:

                                    студентка 3 курса

                                 группы Б-303 группы

                                     Губарева Ксения Олеговна

Руководитель:

к.э.н., доцент

Земцова Н.А.

 

 

Саратов 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Анализ безубыточности является достаточно простым по форме и глубоким по содержанию инструментом планирования и принятия управленческих решений в коммерческой организации. Основой для принятия решений относительно производственной деятельности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. Поскольку план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь в будущем, выполнение его будет зависеть от множества факторов. В процессе составления планов руководству предприятия предстоит ответить на множество вопросов, таких как:

  • сколько нужно производить продукции, чтобы предприятие не только смогло покрыть свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли?
  • по какой цене реализовывать произведенную продукцию?
  • какой уровень затрат позволит предприятию оставаться конкурентоспособным на рынке?

На эти и множество  других вопросов позволяет ответить анализ безубыточности. В экономической литературе встречаются и другие названия этой процедуры, например: «метод критического объема продаж», «метод определения «мертвой точки», «метод точки нулевой прибыли», «операционный анализ», «маржинальный метод», «метод «затраты - объем выпуска - прибыль» или просто «СVР-анализ».

 Суть метода заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность, поэтому считаем  оптимальным название «анализ безубыточности».

Отметим также, что, несмотря на большое количество переводной литературы, и публикаций отечественных авторов, распространение этого метода достаточно ограничено, а использование его возможностей существенно сужено по следующей причине. Анализ безубыточной работы предприятия является сугубо внутренним делом, дополнительной работой для экономических и финансовых служб и обременительной в той мере, в какой не используются аналитические возможности зависимости «затраты - объем  - прибыль». Все это является обоснованием проведения исследования в рамках данного курсового проекта.

Цель курсового проекта - изучение методики анализа безубыточности и возможностей его внедрения на исследуемом предприятии. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические основы анализа безубыточности;
  • Дать краткую характеристику объекта исследования;
  • Рассмотреть методы  анализа безубыточности;
  • Провести анализ безубыточности производства на примере объекта исследования;
  • Предложить направления совершенствования анализа безубыточности.

Объектом исследования является СПК «Дружба» Ровенского района Саратовской области. При написании курсового проекта использовались методы:  табличный, монографический, сравнения, графический и др.

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы рассматриваемой проблемы

1.1 Сущность, роль и  значение анализа взаимосвязи «затраты — объем — прибыль»

Руководителю производственного  предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства или анализ взаимосвязи «затраты - объем-прибыль» (Cost - Volume - Profit; CVP-анализ).

Этот вид анализа  является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Ключевыми элементами анализа взаимосвязи «затраты- объем-прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия  от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка  безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж  - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

В экономической теории и практике существуют множество методик проведения анализа взаимосвязи «затраты – объем - прибыль». Внимательное ознакомление с ними показывает, что для установления точки безубыточности и определения факторов, которые на нее влияют, применяется множество формул (до пяти-десяти). Между тем сама практика требует применения универсальной формулы, которая позволяла бы установить взаимосвязь со всеми составляющими данного анализа и весьма простым способом определить влияние каждого фактора. Для достижения этих целей можно использовать следующую формулу:

где TR — общий доход;

ТС — совокупные затраты;

TFC — общие постоянные  затраты; 

AFC — средние (удельные) постоянные затраты;

TVC — общие переменные  затраты;

AVC — средние (удельные) переменные затраты;

ТСМ — общий маржинальный доход;

АСМ — средний (удельный) маржинальный доход;

Р — цена единицы продукции;

п — сумма прибыли;

Q — объем продукции  в натуральных показателях;

Qß — безубыточный объем продаж в натуральных показателях; 

 

Sß— безубыточный объем продаж в стоимостном выражении;

%ß— безубыточный объем производства в процентах к выпуску продукции в условиях полного использования производственных мощностей.

Следует отметить, что  основным условием проведения анализа  взаимосвязи «затраты – объем - прибыль» является деление затрат организации на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, а переменные -  изменяются пропорционально изменению этого показателя.

Рассмотренная  методика анализа взаимосвязи «затраты – объем - прибыль» позволяет упростить и снизить трудоемкость расчетных процедур, а также повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

 

1.2 Ограничения и допущения  анализа безубыточности

 

Несмотря на простоту и наглядность модели безубыточности, ее применение связано со множеством ограничений и допущений. Рассмотрим более подробно те из них, понимание которых принципиально для использования модели на практике.

Затраты можно разделить  на переменные и постоянные. Лишь немногие затраты можно легко отнести  к одной из двух основных категорий, остальные следует тем или иным способом разделить на две составляющие. Особенно проблематично такое разделение для условно-переменных затрат. Если разделение затрат на переменные и постоянные все же состоялось, то в анализе безубыточности следует понимать, что полученный результат тоже до определенной степени условен.

Объем выпуска меняется в релевантном диапазоне. Графическое  представление взаимосвязи выручки  и переменных расходов от объема выпуска  продукции основано на предположении  об их прямо пропорциональной зависимости. Такое предположение весьма условно. На самом деле эти зависимости носят нелинейный характер. Изучение реальных зависимостей показывает, что область дохода не является неограниченной - при достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным, поскольку спрос падает и предельный доход (выручка на единицу реализации) уменьшается. Поведение затрат прямо противоположно - после достижения некоторого объема производства начинается рост удельных затрат в связи с падением предложения ресурсов. Попросту говоря, чтобы существенно (по сравнению с обычным уровнем) увеличить выпуск, требуется закупка дополнительных ресурсов. Если ресурсы ограниченны (а это всегда так, по крайней мере, в краткосрочном периоде), попытка закупить дополнительную партию сырья приведет менеджера к поставщику, который предложит лишь более высокую цену, чем обычно, а потребность в дополнительной работе повлечет за собой оплату сверхурочных.

Структура выпуска не меняется. Модель безубыточности подразумевает, что производится единственный вид продукции или постоянная их номенклатура (тогда комбинацию продуктов, соответствующую их долевому соотношению, можно считать условной единицей, относительно которой проводится анализ безубыточности). Однако постоянство номенклатуры встречается столь же редко, как и однопродуктовое производство.

Объемы производства и реализации равны. В формулировке модели безубыточности фигурирует показатель «объем производства», при этом предполагается, что прибыль формируется именно в результате изменений величины этого показателя. На самом деле это не так. Не производство формирует прибыль! Прибыль появляется только тогда, когда продукция реализована. Когда продукция лишь произведена, но не реализована (а она может затем оказаться в составе неликвидных запасов готовой продукции и лежать на складе предприятия долгие сроки), она является лишь входящими затратами и к прибыли не имеет отношения. Дело здесь не только и не столько в бухгалтерской трактовке прибыли. В рамках учетной политики выбирается лишь метод признания выручки - по оплате или по отгрузке, но в обоих эти случаях прибыль появляется только тогда, когда покупатель уже купил эту продукцию, т. е. когда имел место факт реализации.  Именно поэтому бухгалтеры с большей, чем сотрудники других служб организации, настороженностью относятся к результатам анализа безубыточности. Вообще говоря, результаты его действительны только тогда, когда объемы производства совпадают с объемами реализации, т. е. когда остатки готовой продукции остаются постоянными.

Калькулирование ведется  по переменным затратам. Обязательным условием проведения анализа безубыточности является ведение учета затрат таким  образом, который позволил бы выделить переменные и постоянные затраты. Такая организация учета требует серьезных усилий со стороны организации и поэтому редко реализуется на практике. Разумеется, независимо от того, какой способ учета и калькулирования затрат выбран, всегда можно в некотором приближении оценить соотношение переменных и постоянных затрат, однако, насколько приблизительна будет такая оценка, настолько надежны будут и результаты расчета уровня безубыточности. В организациях, где структура затрат не позволяет выделить переменную и постоянную составляющие, применение данного метода невозможно.

 

1.3 Директ-костинг как  основа анализа безубыточности

Системы управленческого  учета характеризуются различными признаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из признаков — полнота включения затрат в себестоимость производства и продаж продукции, товаров, работ и услуг.

Различают две основные системы управленческого   учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. традиционный учет полной себестоимости, и систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, получившую название директ-костинг.

Информация о работе Анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль»