Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:40, дипломная работа

Описание работы

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будет зависеть успешность их деятельности.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 838.50 Кб (Скачать файл)

Общепроизводственные и общехозяйственные (управленческие) расходы собираются соответственно на счетах 25 «Общепроизводственные  расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Общепроизводственные расходы  списываются на основное производство и распределяются по видам продукции  пропорционально прямым затратам основного  производства.

К прямым затратам основного производства относятся: стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, внутренней упаковки, топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих, соответствующие отчисления на социальные нужды.

Для целей формирования организацией финансового результата по обычным видам деятельности определяется себестоимость реализованных товаров, продукции, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном периоде, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы признаются полностью в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Управленческие расходы отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др. Управленческие расходы включают в себя следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание административного персонала, непосредственно не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендную плату за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Управленческие расходы по окончании  отчетного периода списываются  на реализованную продукцию. Коммерческие расходы отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и обобщают информацию о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Коммерческие расходы включают в себя следующие расходы: на рекламу, на маркетинговые исследования, по доставке продукции покупателям, в филиалы, до мест реализации; по перемещению продукции внутри структурных подразделений; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда сбытовых служб, лицензионные вознаграждения за право использования Товарных знаков; другие аналогичные по назначению расходы.

Расходы на продажу, отраженные по дебету счета 44 списываются в конце месяца в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи».

Для равномерного включения затрат в себестоимость продукции Общество создает резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Резервирование сумм отражается по Кт счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.

Характеризуя систему  учета затрат и калькулирования себестоимости на ОАО «АМК», явных ее особенностей выявить практически невозможно, лишь те которые связаны с особенностями молочной промышленности.

Учет затрат и калькулирование  себестоимости продукции на предприятии ведется по нормативному методу, но для предприятия с широким ассортиментом продукции и наличием законченных обработкой этапов технологического процесса, это не целесообразно. Эффективнее использовать сочетание двух методов. Большие объемы реализованной продукции не позволяют идентифицировать в процессе производства каждую единицу. Особенностью организации массового производства является возникновение значительных объемов полуфабрикатов, которые передаются из одного передела в следующий, но не используются в течение одного периода. Данная особенность обуславливает выбрать в качестве объекта калькулирования не конечный продукт, а продукт каждого передела.

Используя опыт зарубежных предприятий, рекомендуется организовать учет по системе «Директ-костинг». Одним из основных принципов использования метода калькулирования по переменным затратам является возможность реально отслеживать уровень затрат по отдельным видам изделий.

Выбор метода осуществляется на долгий срок, переход от одного метода к другому должен быть тщательно обоснованным, должен соблюдать принцип преемственности бухгалтерского и управленческого учета.   

  

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Анализ затрат и себестоимости продукции.

 

Анализ себестоимости  продукции является важнейшим разделом экономического анализа деятельности предприятия. Анализ себестоимости продукции позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов предприятия, с другой – выявить резервы снижения себестоимости и увеличения прибыли, а также возможности снижения цены единицы продукции.

Объектом анализа может  быть как полная себестоимость, так  и себестоимость отдельных изделий.

Независимо от типа и  условий производства, себестоимость  товарной продукции можно представить  как сумму произведений себестоимости единицы продукции по каждому наименованию выпускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной продукции – как произведение количества продукции по каждому изделию на соответствующие цены.

На себестоимость продукции  оказывают влияние следующие факторы:

  • структура выпуска продукции,
  • уровень расходов на производство единицы продукции,
  • цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы,
  • цены на продукцию.

На полную себестоимость  также влияет объем выпуска продукции. Факторы первого и других порядков, влияющие на полную себестоимость и уровень затрат, представлены на рис. 3.1. Объем выпушенной продукции влияет на себестоимость всей товарной продукции, но при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается.

Каждый из факторов, находящихся в детерминированной взаимосвязи с уровнем расходов, отражает действие множества объективных и субъективных, внешних и внутренних условий организации производства и продажи готовой продукции. Уровень расходов, пересчитанный в сопоставимые цены, по видам отражает эффективность использования определенных ресурсов и характеризует как ресурсоемкость выпуска продукции или конкретного изделия.

 

 

Задачами анализа себестоимости  продукции являются:

  • оценка обоснованности и напряженности сметы затрат по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа проведения затрат,
  • установление динамики и степени выполнения сметы затрат,
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых,
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции.

При анализе себестоимости  продукции все показатели в калькуляционном  разрезе классифицируются на обобщающие и частные.

Обобщающие показатели имеют непосредственную связь с показателями, характеризующими эффективность использования каждого ресурса в отдельности. Эта связь позволяет при экономических исследованиях определить влияние изменений в эффективности использования каждого из ресурсов, функционирующих в производстве, на повышение экономической эффективности производства в целом.

Частные показатели рассчитываются по статьям калькуляции с последующим  выделением из комплексных калькуляционных  статей основных элементов затрат, формирующих себестоимость продукции.

Анализ себестоимости  продукции проводиться по следующим  основным направлениям:

   1.анализ затрат на 1 руб. товарной продукции,

   2.анализ структуры затрат (по экономическим элементам и статьям калькуляции),

   3.анализ прямых и косвенных затрат, формирующих себестоимость продукции,

   4.анализ себестоимости отдельных изделий,

   5.анализ «затраты-объем-прибыль».

Основными источниками  информации для анализа себестоимости  продукции являются:

     1.данные бухгалтерского учета, отражающие текущие затраты предприятия,

     2.нормы и нормативы затрат на производство продукции,

     3.правовая, налоговая и финансовая информация.

Для практического рассмотрения анализа себестоимости продукции в работе использованы данные ОАО «АМК» (анализируемый период – 2011г., базисный период – 2010г.).

  

 

 

 

 

3.1.Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции является универсальным показателем, обеспечивающим сопоставимость сравнения условий организации и технического уровня различных производств, а для сравнения эффективности функционирования различных предприятий - показатель затрат на один рубль товарной продукции. Этот показатель может использоваться для оценки конкурентоспособности организации, так как непосредственно связан с ценой на реализуемую продукцию и финансовыми результатами, измеряемыми прибылью и рентабельностью.

В процессе анализа затрат на 1 руб. товарной продукции необходимо выяснить, как они изменяются по сравнению с базисным периодом.

ОАО «АМК» выпускает разнообразную продукцию, ассортимент которой постоянно меняется. В этих условиях для анализа себестоимости необходимо использовать показатель затрат на 1 руб. товарной продукции. Преимущество данного показателя состоит в том, что он может применяться в условиях быстрого и постоянного изменения ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.

Затраты на 1 руб. выпущенной продукции исчисляется как частное  от деления себестоимости выпущенной продукции на тот же объем продукции, рассчитанный в ценах предприятия (табл.3.1.).

Таблица 3.1.

Исходные данные для  анализа динамики затрат на 1 руб. товарной продукции.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонения (+/-)

абс.

отн.

А

1

2

3

4

Себестоимость продукции,

млн.руб.

 

198,46

 

223,77

 

+ 25,31

 

+ 12,75

Стоимость продукции  без НДС,

млн.руб.

 

248,52

 

302,90

 

+ 54,38

 

+ 21,88

Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.

 

79,86

 

73,88

 

- 5,98

 

- 7,49


 

Как видно из таблицы  темпы прироста стоимости продукции  опережают темпы прироста себестоимости продукции на 9,13% (21,88 – 12,75). В связи с этим затраты на 1 руб. товарной продукции по сравнению с прошлым годом снизились на 7,49%. В результате предприятие получило экономию себестоимости в 2011г. по сравнению с 2010г. в размере 18,11 млн.руб.

(5,98 * 302,90 / 100). Также снижение затрат на 1 руб.товарной продукции произошло из-за того что предприятие проводило в 2011г. достаточно глубокие маркетинговые исследования продукции, сырья и материалов.

На изменение уровня затрат на 1 руб. выпущенной продукции  оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (рис.3.2).

 

Непосредственное влияние  на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: структуры продукции, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных затрат на единицу продукции.

Исходная формула для  расчета для расчета затрат на 1 руб. товарной продукции:

Zi = Z / NT,

 

                                     где Z – общие затраты,

                 NT – товарная продукция,

                          Zi – затраты на 1 руб. товарной продукции.

Используя приемы преобразования исходной модели вводим в неё факторы первого уровня:

Zi = Z / NT = ∑ qi * ci / ∑ qi * pi,

 

           где qi – количество выпущенной продукции i – ого вида,

                 ci – себестоимость выпущенной продукции i – ого вида,

                 pi – цена выпущенной продукции i – ого вида.

Влияние этих факторов на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок.

Исходные данные для  факторного анализа затрат на 1 руб. товарной продукции приведены в  таблице 3.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2.

Исходные данные для  факторного анализа затрат на 1 руб. товарной продукции.

п/п

Вид продукции

Кол-во продукции, тыс.тонн

Цена за 1 кг. продукции,

руб.

Себестоимость 1 кг продукции,

руб.

2010 г.

2011г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Коктейль для взбивания 

0,36

0,35

22,91

24,73

17,60

16,60

2

Молоко аромат. 0,2л.

0,21

 

22,45

 

21,19

 

3

Молоко Био макс

1,03

1,26

17,45

18,94

13,34

13,41

4

Молоко пастериз. 1л.

0,01

 

14,15

 

18,65

 

5

Молоко стерилиз. 1,5л.

 

0,29

 

12,66

 

11,68

6

Молоко стер. 1,5л. ВМ

 

0,25

 

14,19

 

11,88

7

Молоко стерилиз. 1л.

8,98

12,32

13,56

14,95

11,15

11,47

8

Молоко стерилиз. 0,2л.

0,01

0,07

15,62

24,98

21,70

19,57

9

Молоко стер. ДВД 1л.

4,28

1,39

16,31

18,03

11,68

12,91

10

Молоко фруктовое 0,2л.

0,73

1,34

25,16

28,87

24,47

20,12

11

Молоко фруктовое 1л.

0,41

0,52

17,25

19,83

12,95

13,37

ИТОГО

16,03

17,81

       

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции