Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная экономика развивается быстрыми темпами и требует освоения новых, более прогрессивных методов и систем. Именно анализ прибыли, себестоимости продукции и объема производства может выявить положительные стороны деятельности предприятия, а также указать на допущенные недостатки.Целью данной курсовой работы является рассмотрение важной составляющей системы «директ-костинг» – анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете. Важно теоретически изучить данную методику и рассмотреть ее применительно к конкретному предприятию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…………………………………...6
1.1 Сущность и значение управленческого учета………………………...….6
1.2 Понятие и значение CVP-анализа…………………………………………9
1.3 Методы определения точки безубыточности………………………..…11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОГО ХОЗЯЙСТВА «МИЛОВСКОЕ»……………………………...17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»…………………………………………...17
2.2 Основные показатели деятельности учхоза "Миловское"…………..…21
2.3 Организация учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»………………………………………………………………..…31
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОГО ХОЗЯЙСТВА «МИЛОВСКОЕ»………………………………………….…..37
3.1 Маржинальный анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»………………………………………………………………..…37
3.2 Совершенствование учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»………………………………………………………….……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая БУУ КАТЯ.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

- запас финансовой прочности – размер возможного снижения объема реализации продукции, который позволит осуществлять прибыльную деятельность;

- необходимый объем реализации продукции для получения заданной величины прибыли;

- критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критический уровень цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью CVP-анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

CVP-анализ включает в себя несколько этапов:

- сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

- определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

- расчет величины исследуемых показателей.

- сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

- факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

- прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике CVP-анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции на начало и конец периода существенно не изменяются;

- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.[5]

 

1.3 Методы определения точки безубыточности             

Основной целью CVP-анализа является определение точки безубыточности – такой точки объема продаж, при которой предприятие имеет затраты равные выручке от реализации всей продукции, т.е. точки, при которой нет ни прибыли, ни убытков.

Точка безубыточности является критерием эффективности организации. Предприятие, не достигающее точки безубыточности, действует неэффективно.

Для определения точки безубыточности могут применяться следующие методы:

- графический метод;

- математический метод (метод уравнения);

- метод маржинального дохода.

Графический метод. Данный метод основан на построении комплексного графика "затраты – объем – прибыль".

Строится система координат, в которой по горизонтали показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (для одного вида продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. Затем в заданной системе координат строится 3 линии, отражающие поведение стоянных затрат, совокупных затрат и выручки.

Точка безубыточности – это точка пересечения линии выручки и линии общих (совокупных) затрат. Она показывает тот объем производства, при котором величина выручки от реализации равна полной себестоимости продукции.

Данная модель анализа безубыточности получила название бухгалтерской. Ее особенностью является допущение неизменности переменных затрат и цены продукции, в результате чего зависимость выручки и общих затрат от объема производства и реализации имеет линейный характер.

 

 

Рисунок 1 – График точки безубыточности

Существует также экономическая модель. Она предполагает, что предприятие может увеличивать объем продаж только при снижении цены реализации единицы продукции. При этом линия выручки постепенно замедляет подъем и опускается вниз. Снижение связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.

Рисунок 2 – Экономическая модель точки безубыточности

Линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках, т.е. в экономической модели существует два уровня безубыточности выпуска и реализации продукции, при которых выручка равна величине общих затрат.

Математический метод. Данный метод основан на уравнении:

Прибыль = Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты

Представим некоторые показатели в виде произведения. Уравнение примет вид:

Прибыль = (Цена за единицу * Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу *Количество единиц) – Постоянные затраты

Данное равенство можно представить в математической форме:

П = Р*х - (b*х + a) или П = (Р - b)*х – а,

где П – прибыль за анализируемый период;

Р – цена реализации единицы продукции;

х – объем производства (реализации) продукции;

b – переменные затраты на единицу произведенной (реализованной) продукции;

а – сумма постоянных затрат.

Данное уравнение легко преобразовать в формулу для нахождения объема выпуска продукции, при котором достигается точка безубыточности при условии, что прибыль = 0:

х = а / (Р - b)

Для определения точки безубыточности в денежном выражении количество единиц продукции в точке безубыточности нужно умножить на цену единицы продукции.

Метод уравнений можно использовать также при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низко рентабельной или высоко рентабельной продукции.

Метод маржинального дохода. Данный метод является разновидностью метода уравнений.

Маржинальный доход – это доход, который получает предприятие от производства и реализации одного изделия. Он может быть найден двумя способами:

МД = Выручка – Переменные затраты

МД = Прибыль + Постоянные затраты

Когда предприятие получает маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка безубыточности:

х =

Коэффициент маржинального дохода – это отношение величины маржинального дохода к объему реализации продукции (для определения критического объема продаж в натуральном выражении) или к выручке от реализации (для определения критической величины выручки).

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Цена продукции при безубыточном объеме реализации может быть определена как отношение критической величины выручки к объему произведенной продукции в натуральном выражении.

Часто бывает необходимо рассчитать безубыточный объем производства продукции при известном уровне запланированной прибыли от реализации продукции. В данном случае используется формула:

х = (Постоянные затраты + Прибыль) / Маржинальный доход на единицу

Для определения степени приближенности результатов деятельности предприятия к точке безубыточности определяется запас финансовой прочности (маржинальный запас прочности).

Запас финансовой прочности отражает величину, на которую предприятие может сократить объем реализации продукции, прежде чем понесет убытки, и определяется по формуле:

ЗФП = Выручка – х (в денежном выражении)

ЗФП = Выручка – х / Выручка (в процентах)

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Применение метода маржинального дохода позволяет также определять эффект производственного левериджа – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Суть данного показателя в том, что при любом изменении выручки от реализации продукции сумма прибыли изменяется еще более высокими темпами.

Эффект производственного левериджа определяется по формуле:

Производственный леверидж показывает, что при изменении выручки на n% прибыль изменится на ЭПЛ*n% .[6]

 

 

 

ГЛАВА 2. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли на примере ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»

 

Федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство «Миловское», далее именуемое Учхоз «Миловское», приобрело настоящий статус в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и оформлено приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России) от 1 августа 1997 года №345.

Являясь учебно-опытным хозяйством вуза, учхоз выполняет функции базового для практической подготовки студентов, переподготовки и повышения квалификации специалистов и проведения научно-исследовательской работы вуза.

Полное официальное наименование хозяйства: федеральное государственное предприятие учебно-опытное хозяйство «Миловское» Башкирского государственного аграрного университета. Краткое наименование: учхоз «Миловское».

Имущество учхоза является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Учхоз является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, бюджетный и иные счета в учреждениях банков, печать, штамп со своим наименованием.

Учхоз «Миловское» выполняет следующие задачи:

   обеспечивает условия для практического обучения студентов;

   производит сельскохозяйственную продукцию на основе использования современных научно-технических достижений и зональных аграрных технологий;

   создает условия для проведения научных исследований, производственных испытаний новых научных разработок.

Уставный фонд учхоза по состоянию на момент регистрации составляет 22000000 (двадцать два миллиона рублей).

Учхоз самостоятельно распоряжается продукцией, полученной в результате хозяйственной деятельности, прибылью.

Учхоз самостоятельно образует фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации: фонд накопления, фонд потребления, прочие фонды с самостоятельным их исполнением.

Фонды образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении учхоза после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей. Направления и порядок расходования средств указанных фондов устанавливаются положением, утверждаемым директором учхоза.

Учхоз ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет Минсельхозпроду России и другим государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки статистической информации.

Контроль и ревизия производственной и хозяйственной деятельности учхоза осуществляется Минсельхозпродом России, Башкирским государственным аграрным университетом, налоговыми, природоохранными и другими органами в пределах их компетенции, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка деятельности государственных предприятий.

Контроль за сохранностью государственного имущества, принадлежащего учхозу на праве хозяйственного ведения, использованием его по назначению осуществляется в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.

Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности учхоза (аудиторская проверка) проводится органом, уполномоченным собственником, не чаще, чем один раз в год.

Руководителем учхоза является директор, который назначается и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по представлению вуза.

Информация о работе Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете