Анализ системы контроллинга и его место в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризована сущность и основные понятия информационных систем управления;
2. показан стратегический учет и стратегический контроллинг;
3. рассмотрены объекты контроллинга;
4. опыт организации контроллинга в западном управленческом учете и проблемы его адаптации в России;

Файлы: 1 файл

курсовая зокер.docx

— 67.69 Кб (Скачать файл)

Бывает два типа классификаций: субъективная и объективная.

Субъективная классификация– это определение и группировка отдельных видов затрат в соответствии с конкретными характеристиками (например, прямые/косвенные или постоянные/переменные).

Из-за привязки субъективной классификации к установленному объекту затрат, они называется объективной классификацией.

Практика внедрения и использования управленческого учета позволяет выделить следующие основные направления и признаки классификации затрат.

В основном, следует отметить, что затраты на производство группируют по месту их создания, носителям затрат и видам расходов.

Для всестороннего контроля за составом затрат по местам их совершения нужно обязательно знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели эти затраты произведены, т. е. учитывать затраты по направлениям, по отношению их к технологическому процессу. 

По способу отнесения затрат на себестоимость выделяют косвенные и прямые затраты.

Косвенными являются затраты, которые не могут быть начислены непосредственно на единицу продукции, и, чтобы попасть в ее себестоимость, они предварительно накапливаются на собирательно-распределительных счетах и затем расчетным путем включаются в себестоимость изделия. Примером таких затрат могут быть полные затраты бухгалтерии предприятия. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат. Прямые затраты, в противоположность косвенным, могут быть начислены на основе первичных документов (накладных, нарядов и т. д.) непосредственно на единицу затрат. Они связаны с изготовлением одного определенного вида изделия.

По технико-экономическому назначению затраты делят на основные и накладные.

Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства и оказанием услуг: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

Накладные затраты связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Для целей калькулирования и оценки готовой продукции важной группировкой является классификация затрат на входящие и истекшие.

Входящие затраты – это средства, которые были приобретены и имеются в наличии для использования с целью получения дохода.

По однородности состава затраты бывают одноэлементные и комплексные.

Одноэлементные – затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие независимо от места их возникновения и целевого назначения: основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата и т. д.

Комплексные – затраты, состоящие из нескольких экономических элементов. К ним относят общехозяйственные и общепроизводственные расходы, в состав которых включаются затраты на заработную плату соответствующих категорий персонала, амортизацию зданий и прочие одноэлементные затраты.

В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции в управленческом учете затраты группируются на текущие и единовременные.

К единовременным относятся затраты, не зависящие от продолжительности эксплуатации оборудования и объема работ.

К текущим затратам относят затраты по производству и реализации продукции данного периода: стоимость электроэнергии и топлива, вспомогательных материалов, амортизация, арендная плата, затраты на технический ремонт машин и механизмов и другие затраты, относимые на себестоимость.

По степени регулируемости затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемые – это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых находится в прямой зависимости от воздействия на них менеджера.

Общехозяйственные затраты для него – нерегулируемые. В том случае, когда менеджеры не могут влиять на величину затрат, затраты классифицируются как нерегулируемые.

Организация эффективной системы управления предприятием и принятие адекватных рыночной среде управленческих решений невозможны без действенной системы экономического анализа. В связи с этим, для проведения анализа затраты классифицируются на: фактические, плановые, сметные, стандартные, общие и структурные, полные и частичные.

Фактические затраты характеризуют величину реально затраченных средств на выпущенную продукцию. Они предназначаются основой с целью финансового рассмотрения, прогнозирования, планирования и принятия постановления в краткосрочную и долгосрочную перспективу согласно изготовлению, совершенствованию либо смене единичных типов продукта.

Плановые расходы – данное по максимуму возможных расходов этой компании в производство продукта, предустановленные проектом в предстоящий период.

Сметные расходы – вариация плановых расходов, какая разрабатывается в единовременной деятельности и продукции, исполняемые согласно заказам. Они лежат в основании договорной стоимости при расчетах с заказчиком.

Общие расходы – совокупность постоянных и неустойчивых издержек, требуемых с целью конкретного размера выпуска продукта.

Полные затраты– итоговые расходы на производство и реализацию продукта. Полные расходы содержат: любые производственные расходы, затраты в маркетинге, сущность власти, выплату % и иные централизованные коллективные затраты.

Стандартные расходы обусловливаются и находятся в зависимости от размера выполненных в отчетном времени единиц продукта (трудов, услуг) и состоят с цены использованных материалов, затрат согласно плате работы сотрудников основного производства и иных расходов, напрямую приурочиваемых в себестоимость продукта (трудов, услуг).Для оценки управленческой деятельности используется классификация затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты – в результате этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты.

Неэффективные затраты – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт.

К расходам, принимаемым в расчет и никак не принимаемым, причисляют расходы релевантные, т. е. значительные и нерелевантные.

Релевантные расходы – данное дальнейший увеличение денежной наличности, размер которого находится в зависимости с осматриваемого решения. Это расходы, сопряженные с сбережением резервов и исполнением заказа. Расходы возможно разбить в явные и альтернативные (приписанные), безвозвратные, инкрементные и маргинальные.

К явным расходам компании причисляют предполагаемые расходы, какие нужно произвести присутствие исполнении производственной и сбытовой деятельности. Альтернативные затраты – размер, какая пропадает либо приносится в жертву, если в обстоятельствах ограниченности ресурсов подбор одного альтернативного вида потребует отречения с другого.

Безвозвратные затраты (расходы прошлого времени)– это затраты, какие появились в следствии ранее общепринятого постановления. В необходимую сумму понесенных расходов сейчас ничто не способен повлиять.

При принятии решения об увеличении объема производства затраты делят на инкрементные (приростные) и предельные (маргинальные).

Инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными и возникают в результате производства дополнительной продукции или продажи дополнительных товаров.

Маржинальные (ограничивающие) затраты– это вспомогательные затраты на единицу продукта (а не в целый производство). В конечном итоге, особенный внимание предполагает группировка расходов согласно их действию с целью принятия заключений и планирования – в постоянные и переменные.

К переменным имеют все шансы являться отнесены расходы на складирование, осуществление погрузочно-выгрузочных работ, упаковку и перевозку, какие непосредственно находятся в зависимости с размера продаж.

К постоянным затратам, как правило, относят административные и управленческие расходы, амортизацию основных средств, расходы на рекламу и т. д.

 

3.2. Центр ответственности и их классификация

Центры ответственности- данное часть организации, оттеняемая в учете с целью контролирования за её деятельностью. В любом центре ответственности исполняются расходы и выполняется изделие (работы, предложения). Затраты любого центра ответственности непременно измеряются и испытываются менеджером центра либо исполнителем. Но произведенную продукцию, сделанную работу либо оказанную услугу не постоянно возможно измерить в качестве дохода центра ответственности. К примеру, почти невозможно проявить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией. Не всегда центры ответственности, соизмеряющие затраты и прибыли, имеют все шансы брать постановления согласно применению приобретенной прибыли.

По принципу возможности и целесообразности исчисления выгоды и её применения центры ответственности подразделяют в три вида:. 
-центр затрат

-центр  прибыли

-центр  инвестиций

В центрах затрат контролируются, как правило, только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат. 
В центрах прибыли менеджером контролируются не только затраты, но и доходы. Сопоставлением доходов и расходов по центру определяют прибыль.

Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы.

По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: снабжения, производства, сбыта продукции, управления. 
Центр ответственности за обеспечение планирует, предусматривает и регулирует покупки товарно-вещественных ценностей, их содержание, затраты согласно закупке и сбережению вещественных ценностей, их выдача в производство.

Центры ответственности за изготовление расчитывают, принимают во внимание и осуществляют контроль затраты в изготовление продукта, размер и комплект издаваемой продукта, её свойство, счисляют её первоначальная стоимость.

Центры ответственности согласно сбыту продукта (центры продаж) рас читывают, принимают во внимание и осуществляют контроль затраты согласно реализации продукта (трудов, услуг), размер и структуру реализованной продукта, выручку с реализации, прибыльность реализованной продукта и её единичных типов. Центр продаж в некоторых случаях называют центром прибыли. 
Центры управления (службы главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета и т. д.) планируют, учитывают и контролируют затраты на их функционирование и определяют эффективность своей деятельности. 
Базой функционирования центров ответственности считаются сопоставления практических расходов с затратами согласно смете (бюджету). Смета считается, в сути, финансовым планом с целью любого центра ответственности. При составлении смет во внимание принимают, будто принцип, только лишь управляемые расходы соответствующим центром.

Особенно принципиально использовать гибкие сметы, дозволяющие пересчитывать прогнозируемые затраты в фактический размер изготовления. С целью исполнения пересчета затраты разделяют в переменные, полупеременные и постоянные. При пересчете расходов переменные затраты умножают на показатель фактического изменения размера изготовления; полупеременные затраты умножают в показатель практического перемены размера изготовления и коэффициент зависимости этого типа затрат с объема изготовления; постоянные затраты корректировке никак не подлежат.

Сопоставление практических расходов с расходами согласно смете реализовывают в отчете о выполнении сметы. Как правило в отчете показывают название регулируемых затрат, затраты согласно смете, практические расходы и несоответствие практических расходов сметных. 

 

4. Опыт организации контроллинга в западном управленческом учете и проблемы его адаптации в России.

 

Принято считать, что англоязычный термин "controlling" наиболее полно отражает сущность концепции, синтезирующей управленческий учет, планирование, контроль и аналитическую работу. рмин.

Сам термин зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х в Россию.

Развитие контроллинга, по мнению экспертов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки — гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности. В экономической литературе причиной возникновение контроллинга называют прежде всего промышленный рост в США в конце Х1Х-начале XX вв., который вызвал усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию на предприятии. Развитие западной промышленности и беспрецедентное увеличение размеров индивидуальных предприятий и сложности производств повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления, что в свою очередь потребовало адекватных и научно обоснованных методов производственного учета и более точного финансового контроля. В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое значение термина «контроллинг (от англ. to control — контролировать) и производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер — руководитель службы контроллинга.

Информация о работе Анализ системы контроллинга и его место в системе управления