Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование понятия рентабельности, ее роли в деятельности предприятия, методов расчета показателей и оценка рентабельности.
Предмет исследования механизм образования прибыли и рентабельности в процессе деятельности предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ анализ рентабельности РАБОТАТЬ ТУТ.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

Схема 4. Зависимость рентабельности продаж

от чистой прибыли  и выручки от реализации

 

В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика изменения выручки и затрат соответствует ситуациям, когда выручка изменяется быстрее затрат только под действием производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с плохой системой учета и контроля на производстве. Кроме того, на рентабельность продаж при использовании данной формулы расчета влияют финансовые результаты от операционной и внереализационной деятельности. Как правило, их воздействие на показатель кратковременен, поэтому при формулировании выводов об эффективности основной деятельности предприятие эти факторы следует исключать, или рассматривать их отдельно [4; с. 57].

Инвестиции являются главной движущей силой любого бизнеса. Инвестиции должны обеспечивать бесперебойную текущую деятельность и производство, и обеспечить дальнейшее развитие компании (увеличение рынка, диверсификация, повышение качества) [10; с. 158].

 

Схема 5. Зависимости оборачиваемости активов

от самих активов  и выручки от реализации

 

Рост этого показателя говорит о повышении эффективности  использования активов предприятия  и рассматривается как положительная  тенденция, снижение говорит о наличии  проблем в управлении. Если оборачиваемость активов снижается, то в процессе анализа необходимо более детально изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление (или ускорение) движения средств.

Для характеристики финансовой деятельности предприятия в модели DuPont используется основной показатель - финансовый леверидж. Этот показатель характеризует соотношение между заемным и собственным капиталом [30; с. 3].

 

Схема 6. Зависимость финансового левериджа от

заемного и собственного капитала

Чем больше относительный  объем привлеченных предприятием заемных  средств, тем больше сумма уплаченных по ним процентов, и тем выше уровень  финансового левериджа. Следовательно, этот показатель также позволяет  оценить, во сколько раз валовой  доход компании (из которого выплачиваются проценты за кредит) превышает налогооблагаемую прибыль.

Основные экономические  составляющие бизнеса:

  • инвестиционная деятельность (управление инвестициями во внеоборотные и оборотные активы);
  • основная деятельность (производство, торговля, услуги) за счет использования этих ресурсов (управление затратами, объемами и ценами);
  • финансовая деятельность (выбор источников финансирования обеспечивающих эффективную деятельность предприятия) [25; с. 81].

 

Схема 7. Связь между основной, инвестиционной

и финансовой деятельностью  предприятия.

 

Искусство управления предприятием и бизнесом заключается в нахождении баланса между основными составляющими бизнеса (инвестиционной, основной и финансовой деятельности).

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для любого предприятия  основная цель - максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятия  в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых  функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности.

Сегодня фирме необходим  как низкий уровень издержек, так  и дифференцирование, нацеленное на повышение полезности. Невысокие издержки помогают фирме создать отличительное преимущество либо путем снижения цены для потребителей, либо с помощью инвестиций в товары, услуги, персонал или в улучшение имиджа.

При анализе путей  повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Основные пути повышения рентабельности товара рассматриваются обычно как альтернативные друг другу. Так, усилия по наращиванию объемов продаж требуют инвестиций, а усилия по увеличению эффективности как раз и способствуют получению денежных средств.

В результате текущего экономического кризиса большинство отраслей мировой  экономики оказались в весьма плачевном состоянии. Особенно сильно данный кризис ударил по строительной и производственной сфере. В частности, все мировые автопроизводители несут огромные потери и значительно сокращают объемы выпуска продукции из-за сильного падения спроса на нее. Например, только отечественный автопром выпустил за первый квартал 2009 года автомобилей почти в 3 раза меньше (123 тысячи единиц), чем за аналогичный период 2008 года. И ситуация в начале 2010 года - не намного лучше [8; с. 36].

Все чаще первые лица государства  говорят о необходимости изменения  модели организации производства, снижении затрат и увеличении производительности труда, и это в условиях кризиса жизненно необходимо. Добиться подобных целей вполне возможно, используя концепцию бережливого производства. Заметим, что данная концепция зародилась в конце 80-х годов ХХ века в результате исследований производственной системы компании «Тойота» (TPS) в рамках Международной программы «Автомобили» Массачусетского Технологического Института, проводимых Джеймсом Вумеком, Д. Джонсом и Д. Русом [27; с. 252].

В настоящее время, основываясь  на мнениях отечественных и зарубежных специалистов можно сформулировать определение бережливого производства, как современной концепции организации производства, направленной на осознание ценности продукции, сокращения различных видов потерь (не добавляющих ценности: перепроизводство, простои, лишние перемещения, обработка, запасы, дефекты, нереализованный потенциал сотрудников). С помощью внедрения новых производственных и управленческих технологий, происходит постоянное совершенствование основных и вспомогательных процессов, в итоге обеспечивающих долговременную конкурентоспособность организации [26; с. 54].

Бережливое производство включает такие основные компоненты, как:

  • картирование потока создания ценности (VSM – это наглядное представление подробного описания процесса создания какого-либо одного продукта с указанием всех операций и состояний, необходимого времени, количества работников, информационных потоков и т. д.)
  • организация рабочего места «5S» (представляет собой метод рациональной организации рабочего места, который значительно повышает эффективность и управляемость операционной зоны, улучшает организационную культуру и сохраняет время, включает в себя пять основных этапов: сортировку, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизацию и совершенствование);
  • всеобщее обслуживание оборудования (TPM – это методика повышения эффективности оборудования, направленная на то, чтобы каждый станок постоянно находился в работоспособном состоянии, а производство никогда не прерывалось);
  • «Канбан» (тянущая система снабжения, позволяющая реализовать «принцип точно вовремя», слово «канбан» означает «сигнал»);
  • быстрая переналадки оборудования (смена инструмента за время менее 10 минут);
  • постоянные улучшения «Кайдзен» (принцип постоянных, непрерывных улучшений). Основной механизм реализации Кайдзен – это рабочая группа, которая создается для достижения конкретных целей по совершенствованию, либо для постоянного поиска путей совершенствования определенного процесса на предприятии;
  • визуальный, звуковой контроль (подразумевает системное и всеобъемлющее применение средств визуального и звукового контроля, таких как различные указатели, световые индикаторы, звонки, информационные панели);
  • предотвращение ошибок (предусматривает построение процесса производства таким образом, что он не может осуществляться с ошибками или дефектное изделие не может поступать на следующую станцию переработки).

Эти компоненты в конечном итоге позволяют организовать производство по принципу «точно вовремя» (ЛТ – это вытягивающая система управления производственным предприятием, нацеленная на эффективное удовлетворение потребностей потребителя) [14; с. 11].

Заметим, что как раз  использование принципов и методов  бережливого производства может  позволить им добиться следующих  результатов:

  • сократить длительность разработки продукции на 50 - 100% и производственного цикла (до 80 - 90%);
  • повысить производительность труда на 30 - 70%;
  • сократить запасы НЗП на 30 - 80%;
  • значительно улучшить качество продукции и снизить процент брака;
  • сократить занимаемые площади на 30 - 50%;
  • сократить оборачиваемость оборотных средств на 70 - 80% и время переналадки в 3 - 7 раза;
  • сократить износ оборудования, затраты на его восстановление и повысить эффективность его использования.

При создании бережливого  производства на предприятии или  внедрении отдельных его компонентов, рекомендуем обратить внимание на необходимость значительных организационных изменений и готовность персонала к данным изменениям; бережливое производство требует особой организационной культуры, в частности, когда каждый сотрудник делает свою работу с энтузиазмом, стремится к постоянному совершенствованию; необходимость тесного взаимодействия с поставщиками, заказчиками, и способность поставщиков поставлять продукцию надлежащего качества в строго установленное время; не исключены существенные материальные затраты; в настоящее время в нашей стране отмечается недостаточная государственная поддержка подобных преобразований [17; с. 180].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовое состояние  предприятия - это характеристика его  конкурентоспособности (т. е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников [7; с. 18].

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности  производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.

Финансовый результат  от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между  выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и  затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые  предоставляют ему ресурсы или  оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

Следует отметить, что  рентабельность - это показатель эффективности  единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции. Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия, а рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат.

Основная задача анализа  распределения и использования  прибыли состоит в выявлении  тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым  годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию [13; с. 185].

Для повышения эффективности  производства предприятия очень  важно, чтобы была четко отработанная налоговая политика, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия. Если государство облагает предприятия высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, и, как результат поступление средств в бюджет. Следовательно, необходимо совершенствование налоговой политики, она нестабильна и очень сложна.

И, наконец, показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности  основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ, услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список использованной литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, (в ред. от 30.06.2004) // СЗ РФ. – М.: Экзамен, 2009. – 250 с.
  2. Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных нормативных документов / А. С. Басюкаев. – М.: Библиотека журнала Бухгалтерский учет, 2007. – 392 с.
  3. Бакаев, М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности / А. Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 317 с.
  4. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 264 с.
  5. Бариленко, В. И. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2008. - 432 с.
  6. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.
  7. Быкадоров, В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия / П. Д. Алексеев. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2006. – 315 с.
  8. Горинов, М. Н. Финансовая политика / Н. В. Земцова, Ш. М. Салихов. – М.: Книжный мир, 2007. – 508 с.
  9. Жминько, С. И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2008. – 320 с.
  10. Журавкова, И. В. Финансово-инвестиционный анализ: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. – 287 с.
  11. Зенкина, И. В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д.: Наука - Пресс, 2007. – 208 с.
  12. Камышанов, П. И., Бухгалтерская финансовая отчётность составление и анализ. / А. П. Камышанов. – М.: Омега-Л, 2007. – 278 с.
  13. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Волкова О. Н. : Учебное пособие. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2007. – 424 с.
  14. Ковалевская, И. А. Финансовая стратегия как важнейший элемент системы управления фирмой // Материалы XXXVII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Экономика. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2007. – 314 с.
  15. Когденко, В. Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: монография. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 543 с.
  16. Лобыкина, С. Е. Стратегии торговых организаций // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Киров: Издательство Кировского филиала МГЭИ, 2007. – 228 с.
  17. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 306 с.
  18. Маркарьян, Э. А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. – 7 –е изд., перераб. и доп.. – М.: КНОРУС, 2009. – 264 с.
  19. Русак, Н. А.  Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности / В. И. Стражев, О. Ф. Мигун. – Минск: Вышэйш. школа, 2008. – 482 с.
  20. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. Вопрос-ответ: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
  21. Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2008. – 288 с.
  22. Соснаускене, О. И. Финансовый анализ организации / Н. В. Драгункина. Практическое пособие – М.: Экзамен, 2008. – 221 с.
  23. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово – хозяйственной деятельности: Учебное пособие д/вузов / И. Н. Чуев. – Изд. 3 – е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.
  24. Чуева, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д.: Наука - Пресс, 2008. - 352 с.
  25. Урезов, В. А. Справочник руководителя (менеджера) предприятий / В. Ф. Александрова, С. М. Зверев. – М.: Ленпромбытиздат, 2007. – 210 с.
  26. Финансы. / Под ред. Л. А. Дробозина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 349 с.
  27. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.
  28. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий / Р. С. Сайфуллин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 176 с.
  29. Яцюк, Н. А. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Е. Д. Халевинская. // Аудит и финансовый анализ, 2007, №1.
  30. Журнал Финансовый анализ, сентябрь-октябрь, 2008, №43.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия