Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование понятия рентабельности, ее роли в деятельности предприятия, методов расчета показателей и оценка рентабельности.
Предмет исследования механизм образования прибыли и рентабельности в процессе деятельности предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ анализ рентабельности РАБОТАТЬ ТУТ.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

 

          Рск  = П / Исс * 100 %,                                                   (7)

 

где Рск – рентабельность собственного капитала;

       П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);

      Исс – источники собственных средств (итог раздела IV пассива).

 

Этот  показатель называют финансовой рентабельностью, поскольку  он определяется эффективностью не только использования активов, но и управления капиталом (собственным и заемным).

 

Рп = П / Вр * 100 %,                                                       (8)

 

где Рп – рентабельность реализованной продукции;

      П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);

     Вр – выручка от реализации.

 

Этот  коэффициент  показывает, какую прибыль  имеет  предприятие с каждого  рубля  реализованной продукции. Он может  быть ориентиром в оценке конкурентоспособности  продукции, так как снижение рентабельности реализованной продукции может означать и падение спроса на нее [11; с. 97].

Существующая  взаимосвязь между  показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов  и рентабельностью реализованной  продукции может быть предоставлена  в следующем виде:

 

Ра = Ао* Рп,                                                           (9)

 

где Ра – рентабельность активов;

      Ао – оборачиваемость активов;

     Рп – рентабельность реализованной продукции.

 

Действительно,

 

П/А = Вр/А * П/Вр,                                              (10)

 

где П – прибыль в распоряжении предприятия;

       А – средняя величина активов;

       Вр – выручка от реализации.

 

Что бы выявить избыточное увеличение на предприятие мобильных (оборотных) средств, что может быль следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой  продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств, целесообразно рассчитать рентабельность основных и внеоборотных средств, которая показывает долю прибыли, приходящуюся на рубль внеоборотных  активов и рассчитывается по формуле:

 

Рвна = П / ВНА * 100 %,                                          (11)

 

где П – прибыль (балансовая или чистая);

     ВНА   – величина внеоборотных активов;

     Рвна – рентабельность внеоборотных активов.

 

Рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности активов будет свидетельствовать о данной тенденции. Однако при расчете этого показателя необходимо помнить, что числитель и знаменатель данной формулы, выражены в денежных единицах разной покупательной способности, т.е. прибыль отражает сложившийся уровень цен за истекший год, основные фонды формируются в течение нескольких лет и их стоимость может быть занижена (завышена) по сравнению с действующими на рынке ценами.

Рентабельность  внеоборотных активов показывает эффективность  их использования предприятием в  отчетном периоде. Динамика этого показателя оценивается путем сопоставления  с динамикой рентабельности всех активов и рентабельности оборотных активов.

Сравнительная оценка увеличения или уменьшения доли внеоборотных активов  во всех активах должна производиться  на основе анализа достаточности  или избыточности внеоборотных активов  для решения производственных или  финансовых задач предприятия. Увеличение доли внеоборотных активов во всех активах может быть связано с существенным совершенствованием и даже радикальным изменением производственных технологий, осуществлением финансовых вложений в дочерние структуры предприятия или приобретением значимых нематериальных активов в связи с инновационным характером стратегии предприятия. С другой стороны, увеличение доли внеоборотных активов во всех активах может отражать приобретение излишних с точки зрения производственных задач основных средств.

Снижение доли внеоборотных активов во всех активах и соответствующее  возрастание доли оборотных активов  может быть связано с расширением  объемов деятельности, осуществляемым путем более полной загрузки имеющихся  производственных мощностей. Но, с другой стороны, указанное снижение доли внеоборотных активов может отражать формирование излишних (неиспользуемых) запасов, затоваривание складов готовой продукцией, не имеющей высокого спроса.

В зависимости от того, какими причинами  в ходе анализа  будет объяснено изменение доли внеоборотных активов во всех активах, следует формировать положительную или отрицательную оценку сравнительной динамики рентабельности всех активов и рентабельности внеоборотных активов.

В настоящее время  определение  финансовых показателей (коэффициентов) получило распространение в нашей стране. Осуществляя подобный анализ, следует учитывать, что финансовые показатели (коэффициенты) не имеют универсального значения. Используя финансовые показатели в финансовом управлении, необходимо понимать ограничения на их использование и относиться к ним как к инструменту анализа [5; с. 283].

1.3. Методологические  подходы к оценке показателей  рентабельности деятельности предприятия

Кроме существующих методик  расчета различных показателей  рентабельности существует так же методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия, например методом цепных подстановок для выявления уровня значимости составляющих частей формул рентабельности. Действующая методика анализа рентабельности традиционным методом также не учитывает взаимосвязь «затраты – объем – прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия  не изменяется пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Показатели рентабельности активов  зависят от двух основных факторов – показателей:

 

Р / К = (Р / N) * (N / K),                                            (12)

 

где Р – прибыль (или бухгалтерская, или чистая);

К – авансированный капитал (активы);

N – выручка от продаж продукции в отпускных ценах организации (то есть без НДС и других  косвенных налогов);

P / N – коэффициент прибыльности (рентабельности) продаж;

N / K – коэффициент деловой активности (капиталоотдачи).

 

Методы факторного анализа рентабельности активов можно свести к следующим моделям:

1)  двухфакторная мультипликативная модель:

 

Р / К = (Р / N) * (N / K);

 

2) трехфакторная модель  фирмы Du Pont для анализа рентабельности  собственного капитала по чистой  прибыли: 

 

Рч / Сч – (Рч / N) * (N / K) * (K / Cc),                          (13)

 

где Рч – чистая прибыль;      

      Сс – собственные средства (капитал).

 

Из  представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, капиталоотдачи и структуры источников средств, авансированных в предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово – хозяйственной деятельности компании.

В целом факторные  модели рентабельности раскрывают важнейшие  причинно –  следственные связи  между показателями финансового состояния и финансовыми результатами, они используются при прогнозировании финансовой устойчивости организации.

Таким образом, рентабельность представляет собой  уровень доходности предприятия (капитала). Рассчитывается как отношение  полученной прибыли к сумме основного  и оборотного капитала, выраженное в процентах. Зависит от множества факторов производства и сбыта произведенной продукции.

Коэффициенты  рентабельности делятся на три основные группы: рентабельность реализованной  продукции; рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Расчет  коэффициентов рентабельности этих трех групп позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия [9; с. 110].

1.4. Анализ прибыли  и рентабельности с использованием  международных стандартов

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли, и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль (П) в сумме с постоянными затратами (А).

 

МД=П+А ,                                                                (14)

 

откуда

 

П=МД-А.                                                               (15)

 

С помощью формулы  можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Очень часто при определении  суммы прибыли вместо маржинального  дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

Поскольку

                                            

МД = РП * Ду ,                                                  (16)

 

то

 

П = РП * Ду –  А .                                                       (17)

 

Данная формула успешно  применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

При анализе прибыли  от реализации одного вида продукции  можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции  и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

 

П = РП * Дс –  А,

Дс = Ц –  В,                                                (18)

П = РП*(Ц – В) – А,

 

где В - переменные затраты за единицу продукции.

 

Последняя формула позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа прибыли несколько  усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных  факторов необходимо учитывать и  влияние структуры реализованной  продукции.

В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы  прибыли при многономенклатурном  производстве используется модель

 

П = РП * Ду –  А.                                                             (19)

 

Средняя доля маржинального  дохода в выручке (Ду), в свою очередь, зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

 

                                                    (20)

 

После этого факторная  модель прибыли от реализации продукции  будет иметь вид 

                                                                       (21)                                                               

 

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия [15; с. 146].

Методика анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели.


                                     .                                       (22)

 

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию  используем следующую факторную модель:

 

     (23)

 

Последовательно заменяя  плановый (базисный) уровень каждого  факторного показателя на фактический  и сравнивая результат расчета  до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом  производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

 

.     (24)

 

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:


  (25)

 

 

 

Преимущество рассмотренной  методики анализа показателей прибыли  рентабельности состоит в том, что  при ее использовании учитывается  взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные [21; с. 145].

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия