Анализ использования прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в выяснении причин изменения прибыли, ее использовании и определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить анализ использования прибыли;
изучить состав и структуру прибыли;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Прибыль в условиях рыночной экономики и анализ её использования 6
Экономическая сущность прибыли, её виды и особенности формирования в современных условиях 6
Задачи анализа распределения и использования прибыли, и источники информации 10
Приемы и методы анализа прибыли предприятия 14
Глава 2. Анализ прибыли и пути её увеличения 18
Анализ динамики и структуры прибыли и направлений ее использования 18
Анализ показателей, влияющих на финансовый результат и его использование 22
Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики 26
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта 
распределения, созданного в сфере материального производства чистого 
дохода между предприятиями и государством, различными отраслями 
народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой 
материального производства и непроизводственной сферой, между 
предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и 
универсального показателя эффективности производства. Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема

производственных фондов и снижения эффективности их использования. Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным

признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, это средства труда, предметы труда и сам труд. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных  и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства. Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

 

 

 

    1. Задачи анализа распределения и использования прибыли, и источники информации

 

Основной целью анализа формирования прибыли субъектов хозяйствования является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение финансового благополучия, деловой активности и эффективности деятельности организации. В процессе анализа формирования, распределения и использования прибыли последовательно необходимо решать следующие задачи:

  1. оценить динамику и структуру источников формирования прибыли за отчетный год;
  2. оценить состав, структуру, динамику прибыли от реализации товаров, работ, услуг, операционных доходов и расходов;
  3. провести факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг, определить резервы её повышения;
  4. систематический контроль за процессом формирования, распределения и использования прибыли и изменения её динамики;
  5. определить влияние как внешних, так и внутренних факторов на финансовый результат и оценить качество прибыли;
  6. анализ формирования налогооблагаемой прибыли и факторов её изменения;
  7. оценить распределение и использование прибыли;
  8. оценить изменения показателей рентабельности и провести их факторный анализ;
  9. оценить степень безубыточности работы организации;
  10. выявление и количественное соизмерение резерва роста прибыли.

Основными источниками информационного обеспечения анализа формирования, распределения и использования прибыли служат:

  1. «Бухгалтерский баланс» - в третьем разделе содержится информация об остатках нераспределенной прибыли, а в четвертом разделе отражаются, информация о прибыли отчетного года;
  2. Форма №2 статистический отчет – «Отчет о финансовых результатах»;
  3. Данные статистического бухгалтерского учета по счету 99 «Прибыль и убытки», а также плановые данные.

«Бухгалтерский баланс» организации (Форма №1 годовой и квартальной отчетности), дает своеобразный «моментальный снимок» финансового состояния на начало и конец отчетного года. Его значение в данном отношении настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Хотя углубленный анализ финансового состояния всегда предполагал использование  других форм годового отчета, а также данные бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс играет определяющую роль.

Характер задач анализа тесно взаимосвязан с формой и структурой бухгалтерского баланса, составом разделов и статей его актива и пассива. Однако это не означает, конечно, что форма баланса определяет логику и задачи анализа. Бухгалтерский баланс обобщенно отражает хозяйственные средства субъекта хозяйствования в денежной оценке на определенную дату, сгруппированные по их составу и источникам образования. Поэтому бухгалтерский баланс, в сущности, является практически используемой системой моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств организации.

В статистической отчетности формы №2 «Отчете о финансовых результатов» содержится информация о составе выручки от реализации товаров, работ, услуг, в разрезе оплаченной покупателем денежными и неденежными средствами.

Данные текущего бухгалтерского учета по счету 99 «Прибыли и убытки» позволяет определить, за их счет каких источников была сформирована прибыль в отчетном периоде.

Для распределения и использования прибыли используется форма документа для внутренней отчетности: расчет по распределению прибыли, в нем содержится информация о платежах из прибыли в бюджет, а также суммы, направленные организацией в фонды накопления, потребления, пополнение собственных оборотных средств, реконструкции и модернизации и др.

Анализ и оценка формирования, распределения и использования конечного финансового результата субъектов хозяйствования проводится с целью изучения эффективности управленческой деятельности, определения правильности, рациональности  и целесообразности формирования прибыли организации и результативности её использования. При выполнении поставленной цели проводят исследование целого комплекса показателей, которые зависят от целей и глубины исследования.

 

    1. Приемы и методы анализа прибыли предприятия

 

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

где - значение показателя в отчетный период;

- значение показателя в базисный  период.

Для оценки темпа роста показателя рассчитывается величина:

Значение показателя говорит о том, во сколько раз изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.

Для оценки относительного изменения рассчитывается темп прироста по формуле:

Темп прироста  показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. Для оценки структуры используется формула

Где Д1 – доля i-й составляющей,

З1 – абсолютное значение i-й составляющей, входящей в сложный показатель,

З – значение этого сложного показателя.

Для оценки динамики структуры сложного экономического показателя используется горизонтальный метод, на основе которого определяют абсолютное и относительное изменения каждой составляющей:

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Информация о работе Анализ использования прибыли предприятия