Анализ и оценка эффективности использования оборотных активов коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Управление оборотными активами – это актуальная, сложная и достаточно противоречивая проблема как производственного, так и финансового менеджмента. Структура и предметно-вещественный состав, укрупненные компоненты оборотных активов (производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты, оптимизация управления вложениями в эти активы) - требуют различного подхода в системе управления, поскольку они составляют существенную долю активов предприятия в целом и в значительной степени определяют прибыльность и рентабельность, эффективность и конкурентоспособность современного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ 9
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы управления оборотными активами предприятия 9
1.2 Показателями управления оборотными активами 16
1. 3 Особенности управления оборотными активами в российских условиях 26
1.4 Информационная база управления оборотными активами 28
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГУП «КОРЕНЕВСКИЙ» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.2 Оценка и анализ управления оборотными активами предприятия 38
2.3 Анализ эффективности использования оборотных средств 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ 52
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления финансовой устойчивостью предприятия и источникам формирования запасов 52
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления оборотными активами и улучшению работы предприятия в целом 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение А - Балансы предприятия 2009-2009 гг 70
Приложение Б - Отчеты о прибылях и убытках 2009-2009 гг 71
Приложение В – Отчеты о движении денежных средств 2009-2009 гг 72
Приложение Г – Устав предприятия 73

Файлы: 1 файл

0286391_5F83F_analiz_i_ocenka_upravleniya_oborotnymi_aktivami_predpriyatiy.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

К исходной информации предъявляются определенные требования. Среди наиболее важных можно выделить уместность, достоверность, сопоставимость, рациональность и содержательность. Уместность учетной информации означает ее своевременность, ценность, полезность для оценки результатов и прогнозирования. Достоверность информации характеризуется правдивостью, соответствию нормативным актам и внутрихозяйственным положениям, нейтральностью, возможностью проверки и прозрачностью, осмотрительностью – отражением расходов и убытков прежде, чем доходов и прибылей. Рациональность экономической информации предполагает ее достаточность, оперативность и отсутствие излишних данных.

В первую очередь информация, собранная для управления оборотными активами, должна быть проверена на доброкачественность. Проверка проводится с двух сторон. Во-первых, аналитик проверяет, насколько полными являются данные, которые содержат отчеты, таблицы и иные документы, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяется правильность арифметических расчетов, а также согласованность показателей приведенных в разных отчетах и таблицах.

Во-вторых, проводится проверка всех привлеченных к управлению данных по существу, в процессе которой определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности.  Средствами этой проверки являются как логическое осмысление данных, так и проверка состояния учета, взаимосогласованности и обоснованности показателей разных источников.

Управление оборотными активами будет значительно менее трудоемким, если обеспечена сопоставимость показателей. Для этого всю числовую информацию после проверки ее доброкачественности приводят в сопоставимый вид, используя способы нейтрализации воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их  единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и другие. Рассмотрим подробнее источники информации для управления оборачиваемости оборотных активов. Форма №1 – бухгалтерский баланс – характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Данные для целей нашего управления оборотными средствами, то есть информация о состоянии оборотных средств, а также их элементов: материально-производственных запасов, расчетов с дебиторами, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств отражаются во II разделе баланса.

В подразделе «Запасы» сосредоточена основная часть оборотных активов предприятия, а точнее активов, имеющих материально-вещественную природу, непосредственно включаемых в производственно-технологический процесс. В составе материально-производственных запасов в отчетности отражаются: готовая продукция, незавершенное производство, сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и товары отгруженные. Данная статья может составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных средств, но и активов предприятия в целом, что может свидетельствовать о трудностях предприятия со сбытом своей продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, спецификой конкретного производства, связанной, например, с длительностью производственного цикла или его сезонной цикличностью.

Дебиторская задолженность – следующий элемент оборотных средств, который представляет собой требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям, клиентам на получение денежных средств за поставку товаров или оказание услуг. В балансе дебиторская задолженность отражается двумя группами статей в зависимости сроков ожидаемых платежей: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Выделяют два вида дебиторской задолженности - нормальную и просроченную. Нормальная дебиторская задолженность возникает в следствии применяемых форм расчетов за поставленную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы и не является следствием недочетов в работе предприятия. Просроченная дебиторская задолженность возникает вследствие неудовлетворительной работы предприятия, например, при нарушении получателями продукции условий расчетов, при выявлении недостач, растрат и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение предприятия, а ее рост в динамике – об ухудшении финансового положения.

Краткосрочные финансовые вложения – ликвидные ценные бумаги, приносящие доход предприятию в виде процентов или дивидендов. Они могут быть легко реализованы на рынке ценных бумаг и превращены в наличные денежные средства. В группе статей денежных средств отражается остаток денежных средств в кассе, на расчетных счетах и валютных счетах в банках и денежные документы. Денежные средства представляют собой специфический вид активов предприятия, которые являются универсальным платежным средством для привлечения на предприятие любых ресурсов. По своему наполнению статья “денежные средства” представляет собой сумму денег, оставшихся на расчетном счету банка (депозите до востребования) в национальной и иностранной валюте, а также некоторая сумма наличных денег, хранящихся в кассе предприятия на дату составления баланса.

По статье прочие оборотные активы показаны суммы, не нашедшие отражения по другим статьям II раздела баланса. Форма №2 - отчет о прибылях убытках - содержит сравнение сумм всех доходов предприятия от продажи товаров, оказания услуг, а также доходов и поступлений по другим видам деятельности с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. В части управления оборачиваемости оборотных средств используется информация отчета о прибылях и убытках о выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Кроме названных форм внешней отчетности для управления оборачиваемости дебиторской задолженности используют также информацию из аналитического учета: данные журналов-ордеров или заменяющих их ведомостей учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками по авансам выданным, подотчетными лицами, с прочими дебиторами. 

 

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ  НА ПРИМЕРЕ ГУП «КОРЕНЕВСКИЙ» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД

 

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Государственное унитарное предприятие  «Кореневский экспериментальный завод» (далее по тексту ГУП «КЭЗ» или предприятие) создано в 1938 году, как мастерские при Всероссийском научно исследовательском институте по крахмалопродуктам, затем преобразовано в «Кореневский опытно –экспериментальный завод» и выделен как отдельное  юридическое лицо. В 1990 году преобразовано в малое предприятие «Механик», затем в 1999 году реорганизовано в Государственное унитарное предприятие « Кореневский экспериментальный завод». Является малым промышленно - торговым  предприятием с численностью работников 50 человек. Находится в поселке Коренево (теперь Красково) Люберецкого района Московской области. Организационно – правовая форма -   государственное  унитарное предприятие. В составе ГУП «КЭЗ» несколько отделов  занимающихся разными сферами деятельности и механо-сборочный цех по обработке деталей и сборке продукции (оборудования).

ГУП является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Предприятие действует на основании хозяйственного расчета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед  поставщиками, потребителями, бюджетом, банками.

Предприятие от своего имени приобретает имущественные и 
неимущественные права, имеет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Оно отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. 
Имущество предприятия относится к федеральной собственности. 
Организация вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им. Все имущество отражается в самостоятельном балансе и закреплено за ним на праве полного хозяйственного ведения в соответствии с договором о закреплении имущества.

Пределы прав по распоряжению имуществом устанавливаются договором. Права предприятия на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации. 
Источниками формирования имущества предприятия является:  
прибыль, кредиты банков; капитальные вложения и дотации из бюджета; 
иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, 
распоряжается выпускаемой продукцией (кроме изделий, производимых для 
государственных нужд, органов внутренних дел), полученной в результате 
хозяйственной деятельности предприятия прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Для достижения установленных целей предприятие имеет право 
самостоятельно: приобретать или арендовать основные или оборотные средства собственных и заемных финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках; 
осуществлять все виды коммерческих сделок путем заключения 
прямых договоров, а также через товарные биржи и другие 
посреднические организации; планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из необходимости обеспечения трудовой занятости осужденных и удовлетворения спроса потребителей на продукцию, 
работы и услуги; определять в установленном порядке размер средств, направляемых на оплату труда работников, производственное и социальное 
развитие.

Предприятие обеспечивает гарантированные законодательством минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты персонала. Организация несет ответственность за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение кредитных и расчетных обязательств, реализацию продукции, пользование которой может принести вред здоровью. Контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, соблюдением договора о закреплении имущества осуществляют министерство внутренних дел и уполномоченные им территориальные органы. ГУП « Кореневский экспериментальный завод» РАСХН выпускает оборудование для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса серийными, опытными и индивидуальными партиями. Основной продукцией завода является технологическое оборудование для крахмалопаточной  и кондитерской отрасли. Имея современные станки, завод может изготовить любое технологическое оборудование. Производительность оборудования для крахмальной отрасли от 10 (картофеля, зерна) до 500 тонн  в сутки. В номенклатуру выпускаемого оборудования входят такие позиции, как измельчители  картофеля; дробилки кукурузы; насосы для крахмальной суспензии; водокартофельные насосы; дуговые ситагидроциклонные установки запасные части к выпускаемому оборудованию нестандартное и другие виды  оборудования . Это также пуско - наладочные работы  и монтаж оборудования. Для кондитерской отрасли завод изготовляет линии для производства  пралиновых сортов конфет.

Несмотря на депрессивные условия 90-х годов руководство приложило огромные усилия для сохранения этой машиностроительной базы отрасли в рабочем состоянии.  В целях выживания завод изготовлял некоторые виды оборудования для других отраслей (корнемойки, терки для измельчения корнеплодов, оборудование для переработки пластмассовых бутылок ПЭТ и другие. Одновременно он продолжал выпуск оборудования для крахмало – паточных предприятий. С 2000г. наметился рост выпуска машиностроительной продукции, который  в 2009г. составил 9,1 млн.руб., 2008г. – 10,7 млн.руб., 2009г. – 12,09 млн.руб. В преодолении производственно – финансовых трудностей немаловажную роль сыграли его кадровые работники-ветераны, не покинувшие завод в эти трудные годы.  

Предприятие имеет линейную организационную структуру, которая имеет важное значение для деятельности предприятия. Структура управления предприятия представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Организационная структура предприятия

ГУП «КЭЗ» имеет  линейно-функциональную структуру управления с разграничением прав и обязанностей между линейными и функциональными руководителями. При ней нижестоящее звено полностью подчинено одному вышестоящему руководителю.

Такая система довольно эффективна, но требует от руководителя большого профессионализма и очень высокого уровня компетенции во всех вопросах, по которым руководитель принимает решения. Обмен информацией осуществляется в двух направлениях (снизу вверх и сверху вниз).

Преимущества данной структуры: единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение определенных функций; личная ответственность руководителя за результаты своей деятельности. Недостатки: высокие требования к руководителю; большая перегрузка информацией, множественность контактов.  
Руководство осуществляет директор ГУП «КЭЗ».

Он действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, в пределах своей компетенции, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия, распоряжается имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает расчетные и иные счета, утверждает штаты, осуществляет другие функции по организации и обеспечению деятельности.

Директор не является непосредственным руководителем, но имеет в своем ведении отдельные узкоспециализированные службы, хозяйства. Вся информация проходит через него.

Он руководи службами материально-технического обеспечения производства и реализации готовой продукции, а так же руководит финансовыми ресурсами предприятия.

Финансовый отдел осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности, организует учет денежных средств, основных средств, товарно-материальных ценностей, руководит работниками бухгалтерии.

Плановый отдел осуществляет ежедневный контроль за ходом выполнения оптово-розничного товарооборота, товарными остатками, составляет и предоставляет в установленные сроки статистическую отчетность, составляет штатное расписание, расчет фонда оплаты труда, составляет прейскуранты цен и др.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности использования оборотных активов коммерческой организации