Анализ безработицы как социальной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать рассмотрение проблемы и путей решения безработицы в России.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- разработать анкету для проведения опроса специалистов службы занятости;
- изучить мнение специалистов службы занятости по вопросам решения проблемы безработицы
- обработать и проанализировать результаты проведенного исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
§1 Безработица как объект изучения теории социальной работы…………… 5
§2 Эмпирическое исследование по выявлению проблем безработицы……. 10
§3 Результаты проведенного исследования…………………………………...15
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………..…23

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в отношении профессиональных требований у большинства безработных специалисты отмечают высокую ригидность ожиданий. Это может быть объяснимо (но только частично) тем, что многие среди безработных имеют высшее или средне-специальное образование, предполагающее глубокую специализацию. Человеку в таком случае психологически трудно бывает выйти за рамки своей профессии и приобрести более широкий взгляд на поле своих профессиональных возможностей. Такое ограничение явно неадаптивно в современных нестабильных социально-экономических условиях, когда динамичность многих процессов значительно возросла.

Как показали результаты опроса, специалисты в последнее время практически не встречают безработных, готовых на любую, даже низкооплачиваемую работу.

Мнения об основных функциях службы занятости в городе среди специалистов ЦЗН разделились следующим образом:

    • взаимодействие с работодателями по трудоустройству (переобучению) безработных незанятых – 100%;
    • оказание безработным психологической помощи и поддержки – 100%;
    • квалифицированные консультации безработных  по поиску работы – 100%;
    • своевременная выплата пособия по безработице – 100%;
    • доведение до безработных полной информации об имеющихся вакансиях – 83,8%;
    • направление безработных на обучение и переобучение – 58%;
    • содействие безработным в предпринимательской деятельности и самозанятости – 25,8%;
    • регистрация безработных – 25,8%;
    • разработка новых методов, технологий, позволяющих безработным оперативно трудоустраиваться – 16%.

Нам было интересно выяснить, часто ли  специалисты центра занятости отправляют клиентов на переобучение.  Согласно опросу,  45,1 % респондентов  часто отправляют своих клиентов на переобучение.  Но среди ответов респондентов  были получены и такие: «Отправляла бы на переобучение, если бы была такая возможность», «Программ на переобучение недостаточно, поэтому на переобучение отправляем мало» и др. Последние ответы говорят о недостаточно эффективной работе центра. Мы сравнили ответы специалистов с отзывами посетителей центра, которые оставлены ими на сайте учреждения: на переобучение многие безработные готовы были пойти, но им этого не предлагают, а отправляют в большинстве случаев на общественные работы!

Далее мы предложили респондентам указать те направления работы специалистов центра занятости, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными и перспективными для промышленного города. В результате были получены следующие данные: содействие в организации предпринимательской деятельности – 51,6 %; переобучение – 38,7 %; расширение информационной базы  – 16,1 %.  Следовательно, по мнению специалистов, необходимо предоставлять гражданам, ищущим работу, больше информации как о вакансиях, которые имеются, так и о центре занятости, его услугах для безработных. 

В настоящее время актуальным для города стоит вопрос о занятости тех граждан, которые были уволены с предприятий за какие-либо виновные действия (пьянство на рабочем месте, прогулы, воровство и пр. действия). С точки зрения  большинства опрошенных специалистов (67,7 %), у таких граждан очень мало шансов получить работу на промышленном предприятии в городе, даже если они высококвалифицированные специалисты.  Многие из респондентов в таких случаях предлагали клиентам устраиваться на работу «неофициально», без записи в трудовую книжку.

Ответы на последний вопрос анкеты, касающийся проблемы расширения информационной базы и взаимодействия ЦЗН с областными и городскими СМИ, показали, что такое взаимодействие есть, но оно должно быть более активным (100% респондентов).

Таким образом,  по результатам анкетирования специалистов центра занятости населения г. Костромы, можно сделать следующие выводы:

  1. Значительное большинство специалистов работают в службе занятости населения не более 3 лет. Это указывает, в первую очередь,  на необходимость реформирования самой службы занятости, ее управленческих ресурсов. Только эффективно организованная служба может активно и с пользой осуществлять помощь гражданам в поиске работы.
  2. Все специалисты  подтверждают тот факт, что проблема безработицы актуальна для нашего города, особенно среди молодежи. При этом именно активность и желание самого безработного, заинтересованность   работодателя,   содействие   государственной   службы   занятости оказывают наибольшее влияние на трудоустройство безработных людей. Все опрошенные считают, что служба занятости на сегодняшний день использует все имеющиеся у нее возможности для решения проблем безработицы.

3. По мнению респондентов, одними из главных функций службы занятости являются:   взаимодействие   с   работодателями   по   трудоустройству   (переобучению) безработных, незанятых; оказание безработным психологической помощи и поддержки; квалифицированные консультации безработным по поиску работы; своевременная выплата пособия по безработице; доведение до безработных полной информации об  имеющихся вакансиях.

4.  Большая часть специалистов  отмечает тот факт, что необходимо  более активно взаимодействовать с областными и городскими СМИ  с целью решения проблем безработицы.

Проанализировав социальную работу с безработными в Центре занятости  и осуществив анкетирование,  мы пришли к выводу, что смягчение безработицы возможно лишь при более широком распространении и повышении уровня эффективности активных мер по содействию занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безработица стала постоянной характеристикой современного общества. Она представляет собой  сложное социально-экономическое явление, которое заключается в том, что некоторая часть экономически активного населения не может найти себе работу, прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.

Оказывая воздействие на конкретную личность,  ситуация безработицы  представляет собой стрессовое  действие, осложненное деформированной трудовой мотивацией и деформированным трудовым сознанием приводит к существенной деформации трудового стереотипа.  Угнетенное психологическое состояние у безработного человека может  стать причиной алкоголизма, наркомании, делинквентного поведения.

 В ходе решения задач исследования мы осуществили анкетирование  специалистов Центра занятости безработных граждан, обратившихся за помощью в центр. Изучение мнения специалистов позволило выявить ряд проблем, которые снижают эффективность практической деятельности с безработными: 1) низкий профессиональный уровень руководства самой службы занятости (текучесть кадров службы – как следствие безработица), 2) несоответствие предлагаемых вакансий потребностям клиентов службы; 3) нехватка современных  обучающих программ для переквалификации безработных.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Батуренко, С.А. Безработные в современном российском обществе: состояние и некоторые проблемы исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. – 2010. – № 2. – С. 91-99.
  2. Бреев, Б.Д. Безработица в современной России. Монография / Б.Д. Бреев. – М. : Наука, 2005. – 271с.
  3. Волгин, Н.А. Социальная политика. Энциклопедия /  под ред. Т.С. Сулимовой. – М. : Альфа-Пресс, 2006. – 416 с.
  4. Герций, Ю. В. Российский рынок труда в статистике кризиса / Герций, Ю. В. // Социологические исследования. – 2011. – № 5. – С. 53-60.
  5. Денисова, И. Программы переобучения – панацея для российского рынка труда? / И. Денисова  // Вопросы экономики.  – 2009.  – № 4. – С. 104-112
  6. Згонник, Л. В. Корпоративный человеческий капитал: проблема переподготовки работников / Л. В. Згонник // Трудовое право.  – 2008.  – № 1. – С. 22-25
  7. Землянухина, Н. С. Система социально-экономических льгот населения: теория и практика / Н. С. Землянухина // Отечественный журнал социальной работы. –2011. –№ 1. –С. 34-42.
  8. Иванова, В.Н. Управление занятостью на местном уровне / В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных. – М. : Федеральная служба занятости населения, 2009. – 189 с.
  9. Марков, В.П. В центр занятости пришел клиент (советы специалистам центра занятости) / В.П. Марков. – М. : Центр учебных и информационных технологий Федеральной службы занятости, 2009. – 76 с.
  10. Павленков,  В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В.А. Павленков. – М. : Изд-во МГУ, 2004.  – 368 с.
  11. Панкратов, П. Б. Главное, чтобы человек хотел работать... / П. Б. Панкратов // Социальная защита.  – 2010.  – № 1 (211). – С. 12-15
  12. Перова, И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания / И. Перова  // Вестник общественного мнения. – 2008. – № 1. – С.71-76.
  13. Поликарпова, А.И. Психолого-педагогические условия подготовки специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения : автореф. дисс. канд.соц. наук / А.И. Поликарпова. – Ставрополь, 2007. – 29 с.
  14. Соловьева, С.В. Проблемы эффективности работы службы занятости / С.В. Соловьева // Электронный ресурс [режим доступа] : http://www.unn.ru/rus/f14/k2/students/hopes/17.htm.
  15. Социальная сфера // Российская экономика : прогнозы и тенденции.  – 2011.  – № 7. – С. 18-21
  16. Сыроежкин, А. И. Проблема бедности и социально-экономическая политика государства по ее преодолению в России / А. И. Сыроежкин // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 3. – С. 41-51
  17. Технология социальной работы : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  18. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 (ред. от 10.11.2011) №1032-ФЗ // Консультант плюс.

 

 

Интернет источники

  1. Департамента по труду и занятости населения Костромской области http://dfgszn.kostroma.ru/
  2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации http://www.minzdravsoc.ru/
  3. Официальный сайт города Костромы http://www.gradkostroma.ru/
  4. Официальный сайт ГУ «Центра занятости населения по городу Костроме» http://dfgszn.kostroma.ru/kostroma/index.html

 

 

 

 


 



Информация о работе Анализ безработицы как социальной проблемы