Зарубежный опыт антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Цель антикризисного управления - возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятии Сообразно цели разрабатывается специальная политика антикризисного управления. Как часть общей стратегии предприятия, антикризисное управление заключается в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики банкротства и механизмов оздоровления предприятия. Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из кризисного состояния, в котором они находятся или могут попасть. Общим проблемам управления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Акоффа Р., Ансоффа И., Балабанова И., Друкера П., Ильенковой С., Уткина Э. и многих других.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..2
Современная система банкротства в зарубежных
странах ………………………………………………………..5
Зарубежный опыт антикризисного управления……………11
Заключение……………………………………………………21

Файлы: 1 файл

теория фин озд.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

  1. Введение………………………………………………………..2
  2. Современная система банкротства в зарубежных

 странах ………………………………………………………..5

  1. Зарубежный опыт антикризисного управления……………11
  2. Заключение……………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

 

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний. Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, нестабильность финансового рынка. В этой связи, особенно актуальной становится проблема управления несостоятельными предприятиями именно в условиях экономических кризисов. Собственно процедура банкротства представляет лишь завершающую стадию неудачного функционирования предприятия, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. В рыночной экономике сформировалась система методов предварительной диагностики и защиты предприятия от банкротства - «Система антикризисного управления», задача которой состоит в диагностике предполагаемого банкротства на ранних стадиях возникновения, что позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия.

Цель антикризисного управления - возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятии Сообразно цели разрабатывается специальная политика антикризисного управления. Как часть общей стратегии предприятия, антикризисное управление заключается в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики банкротства и механизмов оздоровления предприятия.

Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из кризисного состояния, в котором они находятся или могут попасть.

Общим проблемам управления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Акоффа Р., Ансоффа И., Балабанова И., Друкера П., Ильенковой С., Уткина Э. и многих других.

Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта антикризисного управления для рассмотрения возможности его применения к отечественным предприятиям. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть понятие «кризис»  и его роль и место в социально-экономических  системах;

- обобщить отечественный и зарубежный  опыт применения методов стратегического  и оперативного планирования, теории  управления по применению различных  методов стратегического и оперативного  планирования, контроля функционирования  предприятий в условиях внешнего  и внутреннего кризиса;

В работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий.

 

  Современная  система банкротства в зарубежных  странах

 

Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов современной системы банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области. Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.

В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:

- лицензирование специалистов  по банкротству, контроль за процессом выдачи этих лицензий и за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих;

- осуществление функций конкурсного  управляющего в случае нехватки  активов подвергаемого процедуре  банкротства предприятия для  оплаты конкурсного управляющего  из числа независимых профессионалов;

- выявление вероятных причин  банкротства должника и понесения им убытков;

- выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;

- проверка документации любой  компании в случае поступления  жалоб от клиентов, партнеров  или общественности;

- предписание неблагополучным  компаниям пройти аудиторскую  проверку и назначение определенных  аудиторов за счет компании;

- добиваться ликвидации любой  компании в случае, если Служба  несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам  общества (на такие случаи приходится  примерно 1% всех банкротств в Великобритании — несколько сотен случаев в год);

- возбуждать в судах дела  о судебном преследовании должников.

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:

- выступать в суде и быть  заслушанной по любому вопросу  дела о банкротстве, в частности, по поводу назначения конкурсного  управляющего, назначения комиссий  кредиторов и акционеров, уровня  оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды  собственности;

- контролировать и обеспечивать  адекватность заявления предприятия-должника  о своем финансовом состоянии  и наличии активов;

- возражать против утверждения  судом плана реорганизации по  мотивам злоупотреблений со стороны  должника.

В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.

Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.

Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице.

 

Функции и полномочия Государственных органов по банкротству

Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве

Велико- британия

США

Швеция

Россия

1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере

Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве

+

+

+

+

Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы

 

+

+

 

Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности

+

+

+

 

Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве

+

 

+

+

Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности

+

 

+

 

Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству

+

+

+

 

Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству

+

+

+

 

2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия

Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия

+

   

+

Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов

+

 

+

+

Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве

+

+

+

+

Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

+

+

+

+

Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий

+

+

+

 

Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве

+

+

+

+

Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника

+

+

+

+

3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности

Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом

+

+

 

+

Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности)

+

+

+

+

Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника)

+

 

+

+

Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства

+

+

+

 

Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы

   

+

 

4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности

Организация системы подготовки специалистов по банкротству

+

   

+

Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления

+

+

+

+

Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих

+

+

+

 

Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих

+

 

+

+

Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству

+

+

+

 

Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих

+

+

+

 

 

В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:

- анализировать финансовое состояние  предприятий, подвергаемых процедурам  несостоятельности,

- обеспечивать, адекватность информации  о должнике,

- делать заключения о мере  ответственности директоров должника  за доведение предприятия до  банкротства,

- дисквалифицировать виновных  директоров самостоятельно, либо  ходатайствовать о такой дисквалификации  в суд.

В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.

В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.

Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75%), и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов.

В этой же стране некоторые функции органа по банкротству в части осуществления внесудебных процедур выполняют также банки. По закону любой английский банк, в том случае если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции его руководства. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию.

Информация о работе Зарубежный опыт антикризисного управления