Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Исторически сложилось так, что эффективное функционирование рыночной экономики не может обходиться без наличия в ней соответствующей ее требованиям денежной и кредитной подсистем. Создание такого рода подсистем формируется и закрепляется на законодательном уровне каждой отдельной страны. Такое положение проистекает из самой природы денег, которые в экономическом смысле являются материальным носителем обязательств государства в лице его уполномоченных органов.
Такой носитель, или инструмент, становится деньгами только в процессе его использования и при одновременном выполнении им следующих функций: меры стоимости, средства обращения, средства оплаты товаров, услуг, работ (платежа), средства сохранения (сбережения, накопления) стоимости; и только в случае наличия международного соглашения мировых денег.

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

 

 

    1.  Стратегия развития банковского сектора

 

Позиция в отношении дальнейшего  реформирования банковского сектора  определена в совместном документе  Правительства РФ и Банка России. Основной целью дальнейшего реформирования банковского сектора служит формирование развитой банковской системы, соответствующим международным представлением о современном банковском бизнесе, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующий экономическому развитию  России.

Стратегия развития банковского  сектора РФ была принята в 2001 г. и  рассчитана на пять лет. Она определили задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их смещению. К основным целям развития банковского сектора относятся:

- укрепление устойчивости банковской системы;

- повышения качества осуществления функции по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и в инвестиции;

- укрепление доверия вкладчиков  и других кредиторов банков, усиление  защиты их интересов;

- предотвращения использования  кредитных организаций в недобросовестной  коммерческой практике.

В результате реализации реформы  банки должны приблизиться к западным стандартам, т.е. стать надежными, прозрачными  и привлекательными для населения.

Основными недостатками существующей банковской системы России являются низкая капитализация, нежелание выдавать «длинные кредиты», неравномерность развития (90 % активов всей системы сосредоточены в 200 банках), концентрация на клиентах определённых категорий (прежде всего экспоротоориентированных отраслей в ущерб обрабатывающим), удорожание ресурсной базы.

Одно из направлении банковской реформы - повышение капитализации банковской системы. Чтобы выполнить свою основную функцию в экономике - аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции - банк должен быть большим и надежным. Сегодня в совокупный капитал банковской системы не превышает 20  млрд. долл., что сравнимо не самого крупного банка международного класса.

Примерно 90 % всех кредитных  организаций имеют капитал менее 10 млн. долл. В банковской системе  в целом преобладают организации  с капиталом  от 300 тыс. до 2 млн. долл. Они практический не могут быть рентабельными. Наиболее эффективным способом повышении капитализации в такой ситуации является слияние и присоединение банков. В России действуют почти 1300 банков,  большинство из них не имеют значимого места в банковской системе. Процесс слияния происходит медленно. Основные причины – сложность и долгосрочность процедуры слияния и поглощения кредитных организации и не совершенства законодательства в частности Закона «О банкротстве кредитных организации».

Привлечение международных  инвестиций – один из реальных путей повышения капитализации российских банков. Важной частью банковской стратегии, которая  будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики, служит сокращение участия государства в кредитном секторе России.

Банковская стратегия  включает разгосударствлению банков, прежде всего такого крупного, как  Внешторгбанк.  Стратегией предусмотрен выход из капиталов банков капиталов государственных унитарных предприятий, выход капиталов банка России из капиталов росзагранбанков.

Участие государства в  кредитном секторе России постепенно будет ликвидировано, что приведет к существенным изменениям на банковском рынке.

Выход органов власти из прямого и косвенного участия  в капитале кредитных организации  будет способствовать установлению более равноправных условий деятельности российских банков. Банки, в которых участвует государство, сейчас активно используют свой доступ к административным ресурсам власти, чтобы вытеснить своих конкурентов нерыночными методами. Протекция, оказываемая государством патронируемым банком, способствует  снижению эффективности их работы.

Реструктуризация капитала банков с государственным участием будет способствовать повышению  эффективности, как самих банков, так и российской банковской системы  в целом.

К проблемам российской банковской системы относится ее высокая ее монополизация. Последняя проявляется через доминирующие положение одного или нескольких банков, которое оказывает решающее влияние на общие условия представления банковских услуг или затрудняют доступ на рынок другим банкам. В качестве примера можно привести монополи. Сбербанка РФ. Его роль в экономике слишком велика. На сбербанк приходится около 70% частных вкладов и около 40% совокупного кредитного портфеля российских банков. Его активы в 6,5 раза, а собственный капитал – в 2 раза больше, чем у Внешторгбанка. Региональную сеть Сбербанка сравнивать не с чем. У Сбербанка, например, 67 тыс. точек обслуживания, а у самого крупного коммерческого банка их не более 200.

Монополия одного, даже самого хорошего банка, убивает рынок, пока монополист вне конкуренции, ни высоких ставок по депозитам ни выгодных условий по кредитам не следует ожидать.

Эффективность денежно-кредитной  политики  во многом определяется статусом Центрального Банка РФ.

Сохранение не зависимости  Банка России является залогом устойчивости национальной волюты, стабильностью  финансовой системы и экономики  в целом.  Банк России должен осуществлять, свою основную функцию по защите и  обеспечению устойчивости рубля  не зависимо от других органов государственной  власти. Данная норма исключает любые  формы вмешательства в дела Банка  России, в том числе и  через  участия представителей Президента РФ, Правительства РФ, Государственной  Думы в составе органов его  управления. Принцип не зависимости ЦБ РФ четко закреплен Конституцией РФ. Вместе с тем независимость ЦБ РФ не означает закрытости не подотчётности. Это закреплено в Федеральном законе 1990 г. «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».  При банке существует совещательный орган -  Национальный Банк Совет. Кроме того происходит согласование денежно - кредитной  политики ЦБ РФ и финансово - бюджетной политики  Правительства РФ, что необходимо, ибо проведение денежно-кредитной политики должна быть тесно увязана с бюджетом и экономикой в целом.

Важным инструментом, регулирующим банковскую деятельность, является переход  на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Со времени кризиса  1998 г. (дефолта) у многих российских банков плохая репутация. Переход на МСФО позволит добиться большей прозрачности в управлении и повысит репутацию  российской банковской системы в  мировом сообществе.

Однако, чтобы обеспечит прозрачность и эффективность банковской системы, необходимо принять комплекс новых законов, регулирующих банковскую деятельность, например закон «О кредитном бюро». Такой закон может обязать все банки и иные кредитные организации представлять достоверную информацию «негативной» кредитной истории – появление просроченной задолженности, факты мошенничества.

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России