Текущий мировой экономический кризис, характеристики его развития и особенности проявления в странах с развивающейся экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Сейчас гораздо важнее в сложившейся ситуации выявить не только причины возникновения экономического кризиса, но и найти пути скорейшего, насколько это возможно, выхода из него. Большое количество вовлеченных стран уделяют особое внимание разработке и проведению антикризисных мер и мероприятий, но в настоящий момент трудно предсказать, как долго продлится кризис и какой характер он примет.

Содержание работы

Введение
Особенности современного экономического кризиса
Причины возникновения мирового экономического кризиса
Влияние кризиса на российскую экономику
Борьба с кризисом в России
Меры по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач Д.docx

— 37.32 Кб (Скачать файл)

Существуют серьезные  сомнения в эффективности мер  прямой помощи крупным предприятиям. Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег, сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в  конечном счете -в неэффективности  многих производственных секторов. Обильные финансовые вливания не решат проблем  повышения эффективности, структурного обновления экономики, а без этого  выход из кризиса будет только затягиваться. Вместе с тем текущие  социальные проблемы такие меры могут  ослабить.

Антикризисная политика России должна ориентироваться прежде всего  на предотвращение макроэкономической разбалансированности системы. Даже допуская бюджетный дефицит в 2009 г., необходимо задействовать здоровые источники  его покрытия, использовать внутренние заимствования, а не включать печатный станок.

Стратегическая задача, стоящая  перед Россией и ее правительством в нынешней кризисной ситуации, создание условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Решить ее можно, уменьшив зависимость российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира. В этих целях необходимо продвижение по следующим ключевым направлениям: формирование механизмов стимулирования внутреннего спроса и повышение его роли в обеспечении динамичного развития российской экономики; проведение глубоких институциональных реформ в экономической и политической областях; последовательная диверсификация экономики (а затем и экспорта); модернизация образования, которое может получить дополнительный импульс, реагируя на вызовы кризиса. 

 

Меры по преодолению  мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической  системы 

 

В последние десятилетия  ускорился процесс глобализации мировой экономики и в первую очередь финансовой системы, однако координационный орган для регулирования  глобальных финансов не был создан. Сейчас в условиях кризиса стала  очевидной потребность в международном  органе, способном выработать и реализовать  программу согласованных антикризисных  мер. В качестве такого органа мировые  лидеры выбрали саммиты 20 ведущих  развитых и развивающихся стран (G20).

Саммит глав правительств стран G20 в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. изначально задумывался как «первое заседание постоянно действующего совещания». Соответственно в Декларации Вашингтонского саммита G20 по финансовым рынкам и мировой экономике был сформулирован исходный перечень конкретных мер (План действий по реализации принципов реформы). Были также даны поручения министрам и экспертам подготовить дополнительные рекомендации. Часть из них должна была выполняться к 31 марта 2009 г., то есть до начала Лондонского саммита «Группы двадцати» 2 апреля 2009 г. (назовем их краткосрочными мерами). Другая часть — среднесрочные меры, сроки выполнения которых не установлены.

Интернет-газета КорреспонденТ  сообщает:

Главы государств, принявшие  участие в саммите Большой  двадцатки в Лондоне, называют встречу  исторической.

Канцлер Германии Ангела Меркель оценила результаты завершившегося двухдневного саммита G-20 как большой успех. "Мы достигли очень хорошего, почти исторического компромисса", - заявила она сегодня, 2 апреля. Итоговое коммюнике, по ее словам, является документом действий, которые помогут построить вполне конкретную архитектуру финансовых рынков.

Президент Франции Николя Саркози также остался доволен встречей в Лондоне. На пресс-конференции он заявил, что саммит превзошел все ожидания, хотя ранее грозился не подписать итоговое коммюнике. Сообщалось, что Саркози может покинуть саммит, если участникам не удастся договориться о жестком контроле за финансовым рынком.

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун в числе достижений саммита назвал решение о повышении прозрачности мировой банковской системы. По его словам, эра банковской секретности закончилась. Лидеры двадцатки договорились принять жесткие меры в отношении стран, в которых существуют так называемые налоговые убежища.

Кроме того, по словам Брауна, участники саммита договорились создать систему прогнозирования  экономических кризисов. Будет создан новый Совет по финансовой стабильности, в который войдут страны Большой  двадцатки, все члены Форума финансовой стабильности, Испания и Еврокомиссия, сообщил Браун.

"Совет по финансовой  стабильности в сотрудничестве  с МВФ должен давать ранние  предупреждения о макроэкономических  и финансовых рисках и о  действиях, которые нужно предпринять,  чтобы их встретить во всеоружии.  Он должен будет таким образом  изменить нашу регулирующую систему,  чтобы финансовые власти могли  идентифицировать и предпринять  действия по предотвращению рисков", - сообщил британский премьер.

Российский президент Дмитрий Медведев назвал встречу Большой двадцатки шагом вперед по сравнению с предыдущим саммитом. По его словам, заключительное коммюнике содержит конкретный набор антикризисных решений. Медведев назвал лондонскую встречу шагом в правильном направлении, добавив, однако, что стороны не смогли решить всех вопросов. Речь идет, в частности, о введении новой мировой валюты, за которую выступают Россия и Китай.

В процессе проведения саммита  составлен план действий по выходу из глобального экономического кризиса:

Перевод с английского

1. Мы, лидеры стран «Группы  двадцати», собрались в Лондоне  2апреля 2009года.

2. Мы столкнулись с  самым серьезным в современной  истории вызовом мировой экономики–  с кризисом, который усугубился  с момента нашей последней  встречи, который затрагивает  жизнь женщин, мужчин и детей  в каждой стране и для преодоления  которого все страны должны  объединиться. Глобальный кризис  требует глобального решения.

3. Мы исходим из того, что благополучие неделимо, что  устойчивым может быть только  совместный рост и что наш  глобальный план восстановления  должен быть ориентирован на  удовлетворение потребностей и  обеспечение рабочих мест для  трудящихся и их семей не  только в развитых странах,  но и в странах с формирующейся  рыночной экономикой и беднейших  странах мира, а также отражать  интересы не только нынешнего,  но и будущих поколений. Мы  полагаем, что единственным надежным  фундаментом для устойчивой глобализации  и улучшения благосостояния для  всех является открытая мировая  экономика, базирующаяся на рыночных  принципах, эффективном регулировании  и прочных глобальных институтах.

4. В этой связи сегодня  мы обязуемся сделать все необходимое,  для того чтобы:

– восстановить уверенность, темпы роста и рабочие места;

– восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;

– укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;

– обеспечить финансирование и реформирование наших международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем;

– поощрять глобальную торговлю и инвестиции и отказаться от протекционизма, чтобы заложить фундамент для благополучия; и

– обеспечить устойчивый экономический подъем для всех без ущерба для окружающей среды.

Действуя сообща для выполнения этих обязательств, мы выведем мировую  экономику из состояния спада  и предотвратим повторение подобных кризисов в будущем.

5. Достигнутые нами сегодня  договоренности– об утроении  ресурсов, которыми располагает  МВФ, и увеличении их до 750млрд. долларов США, о поддержке новых  ассигнований СПЗ в размере  250млрд. долларов США, о выделении  по меньшей мере 100млрд. долларов  США в поддержку дополнительного  кредитования по линии МБР,  об обеспечении поддержки финансирования  торговли в объеме 250млрд. долларов  США и о задействовании дополнительной  выручки от согласованных продаж  золота МВФ для финансирования  беднейших стран на льготных  условиях- составляют дополнительную  программу на сумму в 1,1трлн. долларов США, направленную на  восстановление кредитования, роста  и рабочих мест в мировой  экономике. Вместе с мерами, принятыми  нами на национальном уровне, это образует беспрецедентный  глобальный план экономического  восстановления.

Возобновление роста и  восстановление рабочих мест

6. Мы принимаем беспрецедентные  согласованные фискальные меры, что позволит сохранить или  создать миллионы рабочих мест, которые в ином случае исчезли  бы, и к концу года затраты  на эти меры составят 5трлн. долларов  США, что даст возможность повысить  объем производства на 4 процента  и ускорить переход к «зеленой»  экономике. Мы обязуемся последовательно  реализовывать фискальные меры  в масштабах, необходимых для  возобновления роста.

7. Центральные банки наших  стран также принимают исключительные  меры. В большинстве стран прошло  резкое сокращение процентных  ставок, и наши центральные банки  взяли на себя обязательство  проводить политику стимулирования  экономического роста до тех  пор, пока это будет необходимо, и применять весь спектр инструментов  кредитно-денежной политики, включая  нетрадиционные инструменты, с  учетом необходимости обеспечения  стабильности цен.

8. Наши действия по  возобновлению роста могут быть  эффективными только тогда, когда  мы восстановим внутренние системы  кредитования и международные  потоки капитала. Мы оказываем  существенную комплексную поддержку  нашим банковским системам с  целью обеспечения ликвидности,  рекапитализации финансовых учреждений  и принятия решительных мер  по урегулированию проблемы некачественных  активов. Мы обязуемся принять  все необходимые меры для восстановления  нормального потока кредитов  в финансовых системах и для  обеспечения устойчивости системообразующих  учреждений, проводя нашу политику  в соответствии с согласованными  «Группой двадцати» основными  принципами восстановления системы  кредитования и финансового сектора.

9. В совокупности эти  действия обеспечат крупнейший  финансовый и денежно-кредитный  стимул и образуют самую масштабную  за последнее время программу  поддержки финансового сектора.  Совместное осуществление действий  позволит повысить их результативность, и объявленные на данный момент  исключительные меры политики  должны быть реализованы незамедлительно.  Сегодня мы договорились также  о дополнительном выделении ресурсов  для мировой экономики в объеме  более 1трлн. долларов США через  наши международные финансовые  учреждения и систему финансирования  торговли.

10. Согласно оценке МВФ,  проведенной в прошлом месяце, общемировой рост в реальном  выражении возобновится к концу  2010года, когда его темпы превысят 2процента. Мы убеждены, что согласованные  сегодня действия, а также наша  неизменная приверженность совместной  работе в интересах возобновления  роста и восстановления рабочих  мест при сохранении фискальной  стабильности в долгосрочной  перспективе, позволят быстрее  возобновить рост в экономике.  Сегодня мы обязуемся предпринимать  любые действия, какие будут необходимы  для достижения этого, и мы  призываем МВФ на регулярной  основе проводить оценку принятых  мер и требуемых глобальных  действий.

11. Мы преисполнены решимости  обеспечить фискальную и ценовую  стабильность в долгосрочной  перспективе и будем реализовывать  надежные стратегии по развертыванию  мер, необходимых в настоящее  время для поддержки финансового  сектора и восстановления мирового  спроса. Мы убеждены, что реализация  нашей согласованной политики  позволит ограничить долговременные  издержки для наших экономических  систем, снизив, таким образом, масштаб  фискальных мер, необходимый в  более долгосрочном плане.

12. Мы будем реализовывать  все меры нашей экономической  политики на основе принципов  сотрудничества и ответственности  за их последствия для наших  стран и будем воздерживаться  от девальвации наших валют  по соображениям конкуренции  и развивать стабильную, нормально  функционирующую международную  валютную систему. Мы будем  поддерживать– в настоящее время  и в будущем– объективный,  непредвзятый и независимый контроль  со стороны МВФ за нашими  экономическими системами и финансовыми  секторами, влиянием нашей политики  на другие страны и рисками,  с которыми сталкивается глобальная  экономика.

Укрепление финансового  надзора и регулирования

13. Крупные провалы в  финансовом секторе и финансовом  регулировании и надзоре стали  основными причинами кризиса.  Доверие не будет восстановлено  до тех пор, пока мы не  возродим веру в нашу финансовую  систему. Мы примем меры для  создания более сильной, более  глобально сплоченной надзорной  и регулятивной системы для  будущего финансового сектора,  которая будет поддерживать устойчивый  мировой рост и будет соответствовать  потребностям бизнеса и граждан.

14. Каждый из нас согласен  обеспечить надежность своей  внутренней системы регулирования.  Но мы согласны также добиваться  гораздо большей сплоченности  и системного сотрудничества  между странами и создать систему  международно согласованных высоких  стандартов, в которой нуждается  мировая финансовая система. Усиленное  регулирование и надзор должны  стимулировать обоснованность решений,  честность и транспарентность, ограждать  от риска всю финансовую систему,  смягчать, а не усиливать последствия  финансового и экономического  цикла, сокращать зависимость  от неоправданно рискованных  источников финансирования и  препятствовать принятию чрезмерно  рискованных решений. Регулирующие  и надзорные органы должны  защищать потребителей и инвесторов, поддерживать рыночную дисциплину, не допускать негативных последствий  для своих стран, сокращать  масштабы регулятивного арбитража,  поддерживать конкуренцию и динамичное  развитие и шагать в ногу  с новыми тенденциями на рынке.

Информация о работе Текущий мировой экономический кризис, характеристики его развития и особенности проявления в странах с развивающейся экономикой