Стратегия и тактика в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении.

Содержание работы

Введение
Роль стратегии в антикризисном управлении
Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
3.Антикризисная маркетинговая стратегия

4.Антикризисная кадровая / управленческая стратегия

5. Антикризисная финансовая стратегия

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

антикризис.docx

— 44.91 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ Им.К.Г  Разумовского

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине « Антикризисное управление »

на тему: «Стратегия и тактика в антикризисном управлении»

 

 

 

Вариант: 4

 

 

                                              Выполнила студентка ЗФО

                             080200 3 курса        

                                                            По специальности «Менеджмент»

                                 Квеквескири А.Г

                        Проверил :

                                                            Ст.преподаватель Шовунова Н.Ю

 

 

 

 

 

                                   Москва 2013

 

Содержание

 

Введение

  1. Роль стратегии в антикризисном управлении
  2. Понятие «антикризисное управление». Его применение на     практике.

3.Антикризисная  маркетинговая стратегия

 

      4.Антикризисная кадровая / управленческая стратегия

 

      5. Антикризисная финансовая стратегия

 

Заключение 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

 

В еще  недавнем прошлом, в условиях советской  экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного  развития экономики, отсюда не было и  нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в  советский период была убыточной, в  промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие  убыточных предприятий объяснялось  тем, что государство сознательно  устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.

Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения  по пути "реформ" в России с  катастрофической скоростью нарастало  число убыточных предприятий. Начиная  с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.

Успех стратегии  антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.

Вопросы стратегического и тактического планирования, а также формирования стратегии развития фирмы, сегодня  очень актуальны. Неверно выбранная стратегическая политика, ошибки в определении миссии, просчёты в формировании стратегии фирмы могут привести к значительным убыткам. В последнее время, бурная полемика, выбрасывает на читателя самые разнообразные высказывания, в том числе и на популярную тему планирования, формирования правильной стратегии фирмы. Поэтому, научиться осуществлять выбор целевых сегментов, проводить анализ среды и активно участвовать в формировании стратегии предприятия - главная задача любого экономиста. И от того, как это будет сделано, полностью зависит успех развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        1. Роль стратегии в антикризисном управлении

 

Рыночные  формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к  несостоятельности отдельных субъектов  хозяйствования или их временной  неплатежеспособности. Например, по данным статистики, в результате глубокого  экономического кризиса в Российской Федерации число убыточных предприятий  составляет 80%. В результате этого  в России неплатежи достигли астрономической  величины (более 800 трлн. руб.), что, в  свою очередь, привело к большому объему бартерных сделок (более 80%). Сказанное позволяет сделать  вывод о необходимости постоянно  проводить работу по антикризисному управлению.

Почему  ранее благополучные предприятия  оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии  предприятия изменениям во внешней  среде. Еще 30 лет назад в практике управления предприятиями отсутствовали  стратегические принципы. Только на стыке 60–70-х годов появляются новые  методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями  внешней среды бизнеса .

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно  считать кризисной. Чтобы этого  не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия  оказалась в кризисе, и принять  меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, изза которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

  • внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени ;

внутренние  причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Внутренние  факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также  могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают  действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители. При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предприятия.

На основании  вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с  устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого  выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении.

 

   2.Понятие «антикризисное управление». Его применение на     практике.

Наиболее  полное определение может выглядеть  так: управление в условиях риска (в  нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.

Таким образом, антикризисное управление — это:

• анализ состояния макро-микросреды и выбор  предпочтительной миссии фирмы;

• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

• оперативная  оценка и анализ финансового состояния  фирмы, и выявление возможности  наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;

• разработка предпочтительной политики поведения  в условиях наступившего кризиса  и вывода из него фирмы;

• постоянный учет риска предпринимательской  деятельности и выработка мер  по его снижению.

Цель  антикризисного управления : объективное  использование ресурсов и увеличение прибыли .

Принципы :

1) системность  (выстроенная оценка ситуации)

2) обоснованность (изучение продукции своих конкурентов ,минусы и плюсы)

3) объективность  (руководство должно быть постоянной  процедурой )

5) профессионализм 

6) стабильность (основан на ускорении оборачиваемости капитала)

8) обязательности 

 

Совершенно  ясно, что действие механизма возникновения  кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности  протекает во времени.

 

Функции антикризисного управления :

  1. Естественный экономический отбор;
  2. Концентрация производства
  3. Оздоровление кризисного мероприятия
  4. Структурная перестройка производства
  5. Ликвидация безнадежных ,неэффективных предприятий

 

Успех стратегии  антикризисного управления во многом зависит , удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.

 

 

 

 

 

3.Антикризисная маркетинговая стратегия

 

Маркетинговая стратегия вместе с тактическим  решением текущих задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий — производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности.

Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии.

Стратегия возвращения предприятия на рынок. Предполагает появление предприятия на прежнем рынке со своими товарами или услугами, не являющимися новинкой для данного рынка и также имеющимися у конкурентов. Для реализации этой стратегии необходимо улучшение организации маркетинга и сбыта (обучение персонала, создание отдела маркетинга, проведение исследований по анализу рынка, интенсификация деятельности по продвижению товара, а также введение послепродажного сервиса). Рассматриваемая стратегия наименее затратная для восстановления платежеспособности предприятия, особенно для того случая, когда ниша осталась не занятой конкурентами или рынок продолжает расширяться. Такая стратегия применяется для предприятий с продукцией, пользующейся рыночным спросом. Реализуется на начальном этапе восстановления нормальной деятельности предприятия. Антикризисная стратегия возвращения предприятия на рынок была применена для оздоровления предприятий резиново-технической промышленности, машиностроения, мебельной, текстильной промышленности, производства строительных материалов.

Стратегия развития рынка. Предприятие расширяет сбыт своих товаров и (или) услуг в результате поиска и создания новых рынков сбыта. Для реализации этой стратегии необходимо установление новых прямых контактов с потребителями продукции (в том числе на экспортных рынках), активизация создания на новых рынках дилерской сети, внедрение инструментов анализа конкуренции (оценка показателей, сбор информации, оценка продукции и т.д.), планирование и проведение рекламной кампании. Данная стратегия оправдана тогда, когда предприятие стремится расширить свой рынок проникновением на новые географические рынки за счет сокращения издержек и повышения качества, т.е. роста конкурентоспособности продукции. Антикризисная стратегия развития рынка была применена для оздоровления предприятия фармацевтической отрасли.

Стратегия разработки товара. Осуществляется посредством создания принципиально новых или модификации выпускаемых товаров, уже имеющихся на старых рынках. Применяется для предприятий, не имеющих продукции, пользующейся спросом у покупателей, а также, если уже имеются разработки товара рыночного спроса. Данная стратегия требует вложения дополнительных финансовых средств в разработку, освоение и продвижение на рынок нового товара. Эго рискованная стратегия для кризисного предприятия, в том числе в поиске источника финансирования. В то же время при переориентации ассортимента на запросы платежеспособных клиентов может оказаться единственной возможностью оживления деятельности, притока инвестиционных ресурсов.

Информация о работе Стратегия и тактика в антикризисном управлении