Санирование коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Санация — это процедура финансового оздоровления банков. Санация выгодна как для вкладчиков, так и для кредиторов. Она позволяет, во-первых, сохранить все их средства, а не только получить предусмотренное законом страховое возмещение в 700 тыс. руб., как это происходит при отзыве лицензии. Во-вторых, если нам удается найти инвестора-покупателя на весь проблемный банк целиком, то выигрывают и юридические лица, которые будут продолжать полноценно обслуживаться в том же банке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Критерии необходимости санирования банка………………………………...4
2 План финансового оздоровления банка……………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Санирование коммерческого банка.docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский  банковский институт  

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Антикризисное управление.» 
 
 

Санирование коммерческого банка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                  Выполнила: 

                                                                                                                  студентка 5 курса

                                                                                                                  группы 09ЗУбс/510-4

                                                                                                                  Звягина М.Г.

                                                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2012г.

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Критерии  необходимости санирования банка………………………………...4

2 План  финансового оздоровления банка……………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Они находятся  в центре экономической жизни, обслуживают  интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются  огромным денежным капиталом, стекающимся  к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства  и частных лиц. По существу, банковская система – это сердце хозяйственного организма любой страны. Современную  экономику невозможно представить  без банковского сектора. Банки  занимают важное место в жизни  страны. Они обеспечивают аккумуляцию  свободных денежных средств, как  населения, так и экономических  агентов. Их ресурсы перераспределяются между агентами, которые могут  их производительно использовать. Коммерческие банки способствуют экономии общественных издержек обращения, тем самым, содействуя ускорению оборота денег, переводу денег и расчетам. Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной  политики государства, так как инструментарий этой политики проводится через коммерческие банки. Банкротство банка затрагивает  обширный круг людей и экономику  в целом.

     Санация — это процедура финансового  оздоровления банков. Санация выгодна  как для вкладчиков, так и для  кредиторов. Она позволяет, во-первых, сохранить все их средства, а не только получить предусмотренное законом  страховое возмещение в 700 тыс. руб., как это происходит при отзыве лицензии. Во-вторых, если нам удается  найти инвестора-покупателя на весь проблемный банк целиком, то выигрывают и юридические лица, которые будут  продолжать полноценно обслуживаться  в том же банке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Критерии необходимости  санирования банка. 

      Критерии. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»  указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

   Содержание  санации. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:

  • оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и пассивов банка;
  • изменение организационной структуры банка;
  • иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Финансовая  помощь банку может быть оказана в формах:

  • размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России);
  • предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;
  • предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;
  • перевода долга банка (с согласия его кредиторов);
  • отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;
  • дополнительного взноса в уставный капитал банка;
  • прощения банку его долга;
  • новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

Изменение структуры активов банка может предусматривать:

  • улучшение качества его кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;
  • приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  • сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга банка, и расходов на его управление;
  • продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;
  • иные меры, направленные на изменение структуры активов.

Изменение структуры пассивов банка может включать в себя:

  • увеличение собственного капитала;
  • снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • иные меры.

     В соответствии с Законом банк обязан уменьшить свой уставный капитал  до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного  капитала.

Изменение организационной структуры банка может проводиться:

  • путем изменения состава и численности сотрудников;
  • путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений;
  • иными способами.

  Требование  о санировании банка и его  предъявление.

Исходные  положения.

      1. Банк, его учредители (участники)  обязаны по собственной инициативе  принять необходимые и своевременные  меры для его финансового оздоровления  при возникновении хотя бы  одного из оснований для подобных  действий, предусмотренных ст. 4 Закона  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.

      2. Указанная инициатива банка должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России. Форма такого ходатайства приводится ниже.

      3. Не позднее 20 дней с момента  принятия органами управления  банка решения о финансовом  оздоровлении банк обязан разработать  план санации и представить  его в территориальное учреждение  Банка России. Последнее должно  установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий

Требование  Банка России о принудительной санации  банка.

      1. При наличии хотя бы одного  из ранее указанных достаточных  оснований территориальное учреждение  Банка России вправе направить  в банк требование об осуществлении  санационных мер, если:

  • извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;
  • в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;

     2. Требование к банку о необходимости  его финансового оздоровления  составляет территориальное учреждение  Банка России.

      3. В случае получения такого требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее 5 дней обратиться к высшим органам управления банка с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение 3 дней с момента представления ходатайства направить в территориальное учреждение Банка России извещение об этом.

    Названные органы управления банка, получив указанное  ходатайство, должны в срок не позднее 10 дней принять по нему решение и  в течение еще не более 3 дней направить  в территориальное учреждение Банка  России извещение по установленной  форме.

      4. В срок не позднее 30 дней  с момента получения указанного  требования Банка России банк  обязан разработать план своего  финансового оздоровления и представить  его в территориальное учреждение  Банка России, а последнее —  установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 План финансового  оздоровления банка 

     Разработка  плана финансового оздоровления банка. Регламентирована главным образом в документе БР, именуемом «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями». В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя следующие 3 части.

Оценка  ситуации в банке

      Эта часть документа, занимающая в нем  непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную  информацию о банке.

      Во-первых, такие общие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование территориального учреждения Банка России, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; Ф.И.О., телефоны, факсы членов органов управления банка.

      Во-вторых, тоже общие сведения о статусе  банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% уставного капитала банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом участнике, владеющем более 20% уставного капитала); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и  нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в уставном капитале; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, в холдингах и финансово-промышленных группах (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.

      В-третьих, описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие 3 должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, их доля в уставном капитале банка).

     В-четвертых, характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).

     В-пятых, общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии, выданной ей (ему) Банком России.

         В-шестых, анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка; круг его клиентуры, проводимые им операции; возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).

Информация о работе Санирование коммерческого банка