Роль государства в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика антикризисных мер. 4
2. Роль государства в антикризисном управлении. 6
3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 9
3.1. Финансовое регулирование 9
3.2. Производство. 11
3.3. Перераспределение дохода. 12
3.4. Нормативно-законодательная деятельность. 13
Заключение 15
Список используемых источников 17

Файлы: 1 файл

к.р.антикр. упр.!!!!.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем из кризисной  ситуации есть несколько способов выхода. Первый — постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый — использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей. 
Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.

Преодоление финансового кризиса  требует надежной опоры на государство: его регулирующие методы становятся решающим фактором.

 

      1. Производство.

Преодоление кризисного состояния  требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения  страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Ни какой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

До последнего времени политика государства сводилась к следующему. Промышленная политика направлена на активный рост промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств и видов деятельности.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научнотехнического прогресса. НТП и тенденции глобализации и интеграции, усиление конкуренции  обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

                 Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятие, преодоления сырьевой направленности экспорта.

   Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, ключевым звеном которой выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

      1. Перераспределение дохода.

  Социально-экономический кризис сопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности.

 Цель социального страхования  – оградить каждого гражданина  от резкого снижения уровня  жизни и доходов. Цель выравнивания  доходов – обеспечить каждому  человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.[4]

   Необходимость государственного  финансирования учреждений медицинского  обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства  общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

- государственные мероприятия  в здравоохранении, такие, как  программы вакцинации и санитарного  просвещения, требуют бюджетных  средств;

- престарелые и другая экономически  неактивная часть малоимущего  населения также нуждается в субсидиях;

- потребление лекарств, в частности  лекарств, имеющих ограниченные  объемы производства, тоже субсидируется;

 - финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.     Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии.

      1. Нормативно-законодательная деятельность.

      «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т.е. к банкротству.

Защита интересов государства  как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество России).

К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных  ситуаций в различных сферах жизнедеятельности  общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению  кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное  регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

    Исключительно велика  роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни,  как занятость, трудовые отношения,  развитие домохозяйств. Оно осуществляется  с помощью широкого арсенала  законодательных и административно-правовых  мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

   
 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Рассмотрев  данную тему можно сделать  следующие выводы: Разрушительное  воздействие экономических кризисов  вынуждает государство проводить  антициклическую политику, включающую в себя использование мер антикризисного регулирования. Причем в государственном антикризисном регулировании широко используются мероприятия по преодолению кризисного состояния предприятия.

К основным мерам  государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике относятся:

- меры по  финансовому оздоровлению предприятий; 

- государственная  поддержка неплатежеспособных предприятий; 

- сокращение  налогов и увеличение расходов  бюджета; 

- увеличение  государственных инвестиций;

- государственная поддержка субъектов малого предпринимательства;

-активизация  инновационной деятельности, государственное  финансирование инновационных программ, стимулирование и поддержка субсидиями  и льготами инновационных проектов;

- возврат капиталов  в национальную экономику и др.

 Необходимо  отметить, что для дальнейшего  совершенствования антикризисного  регулирования на макро- и микро-  уровнях в России необходимо:

- совершенствование  налоговой системы; 

- создание и  государственная поддержка реально  действующей сети надёжных кредитных учреждений;

- совершенствование  нормативно-правовой базы, особенно  в разделах о несостоятельности  предприятий и др.

 

 

 

 

 

 

      Список используемых источников

 

      1.Антикризисное управление производством  и персоналом: Учебное пособие.- Ростов н/Дону: издательский центр”МарТ”, 2007.-176 с.

  1. Попов Р.А. Антикризисное управление. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005 – 275с.
  2. Жарковская П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление. Учебник.- М. Омега Л, 2008. – 480с.
  3. http://be5.biz/ (Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление)
  4. Коротков Э.М. Антикризисное управление.:Уч-к/-М.:ИНФРА-М,2009-432с.

 

 

 

 




Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении