Развитие европейского долгового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Развитие европейского долгового кризиса стало возможным из-за одновременного воздействия ряда сложных факторов, среди которых: глобализация финансового рынка; лёгкость доступа к кредитам в 2002–2008 гг., которая привела к выдаче значительного количества кредитов с высоким уровнем риска;

Файлы: 1 файл

Финансовые проблемы ЕВРО союза.docx

— 21.78 Кб (Скачать файл)

Развитие европейского долгового  кризиса стало возможным из-за одновременного воздействия ряда сложных  факторов, среди которых: глобализация финансового рынка; лёгкость доступа  к кредитам в 2002–2008 гг., которая привела к выдаче значительного количества кредитов с высоким уровнем риска;

1-Рост госдолга

В 1992 г. представители стран-членов Европейского союза подписали Маастрихтский договор, согласно условиям которого они обязались ограничить величину бюджетного дефицита и уровень государственного долга. Однако ряд стран, включая Грецию и Италию, смог обойти эти правила и скрыть уровень дефицита и задолженностей при помощи сложных сделок по валютным и кредитным производным ценным бумагам [50][51]. Сделки были разработаны ведущими инвестиционными банками США, которые получили значительную компенсацию за свои услуги и несли незначительный кредитный риск благодаря статусу особой правовой защиты для контрагентов по заключению сделок по производным ценным бумагам[44].

2-Нарушение равновесия платёжного баланса

Некоторые специалисты, например, журналист «Файнэншл таймс» Мартин Вулф, утверждают, что причиной Европейского долгового кризиса стал дефицит платёжного баланса ряда стран. Он отмечает, что в преддверии кризиса, с 1999 по 2007 г., в Германии отношение государственного долга и дефицита бюджета к ВВП было значительно ниже, чем у наиболее пострадавших от кризиса стран-членов еврозоны. В тот же период внешнеторговый баланс этих стран (Португалия, Ирландия, Италия и Испания) был менее сбалансированным, чем у Германии[54][56][57]; начиная 1999 г. в Германии наблюдался профицит внешнеторгового баланса, в Италии, Франции и Испании его дефицит.

Профици́т — положительное сальдо.

  • По отношению к бюджету — превышение доходов над расходами. Профицит бюджета — экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

3-Структурные проблемы еврозоны

Структура еврозоны является противоречивой: она является исключительно  валютным (т.е. страны объединяет единая валюта), а не налогово-бюджетным  союзом (т.е. страны сохраняют раздельные системы налогообложения, пенсионные фонды и бюджеты)[67]. В рамках еврозоны странам предлагается следовать общему курсу финансовой политики, но при этом нет общего казначейства, которое контролировало бы его осуществление. Таким образом, страны, объединённые единой кредитно-денежной политикой сохраняют независимость налогообложения и госрасходов в рамках налогово-бюджетной политики. Поэтому, хотя и существует ряд соглашений по кредитно-денежной политике и общий орган её осуществления (ЕЦБ), страны-члены еврозоны могут быть не в состоянии (или могут просто отказаться) следовать ей. Сложность осуществления контроля и регулирования деятельности национальных финансовых организаций привели к тому, что периферийные страны еврозоны, в особенности Греция, стали получать определённые бесплатные выгоды за счёт своей налогово-бюджетной политки. Кроме того, структура еврозоны делает крайне сложным оперативное вмешательство: для принятия решения требуется единогласное одобрение 17 стран-членов еврозоны. Этого крайне сложно добиться в краткие сроки, и потому подобная система принятия решений может привести к невозможности предотвращения развития экономической цепной реакции[68].

4-Негибкая кредитно-денежная политика

Поскольку все члены  еврозоны обязаны придерживаться единой кредитно-денежной политики, отдельные страны больше не могут осуществлять эмиссию национальной валюты для того, чтобы производить выплаты по обязательствам перед кредиторами или уменьшить риск дефолта. Во внешней торговле эмиссия приводит к падению курса валюты страны, т. е. стоимости экспорта товаров и услуг, что теоретически ведёт к номинальному улучшению торгового баланса, росту ВВП и росту налоговых поступлений[72].

Более того, в обратном направлении, в случае девальвации  валюты потери несут держатели активов  в обесценившейся валюте. Так, к концу 2011 г. инвесторы из еврозоны из-за падения  курса фунта стерлингов на 25% по отношению к евро и роста инфляции на 5% потерпели убытки в размере около 30% стоимости погашения государственных облигаций Великобритании

Эми́ссия денег (от фр. émission — выпуск) — выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.

Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.

5-Потеря доверия инвесторов

До наступления  кризиса как в банковской отрасли, так и среди представителей регулирующих органов считалось, что государственные облигации стран еврозоны не несут риска дефолта. В портофолио банков находилось значительное количество облигаций стран со сравнительно слабыми экономическими показателями, таких как Греция, которые, как казалось, были достаточно безопасным видом вложений, приносящим небольшой доход.

С началом кризиса  стало очевидным, что облигации  Греции и, возможно, других стран являются более рискованными инвестициями, чем  ранее предполагалось. Помимо отсутствия информации о величине риска дефолта  по европейским гособлигациям, развитию кризиса способствовал конфликт интересов банков, занимавшихся оценкой вероятности погашения кредитов. Как правило, потеря доверия к государственным облигациям приводит к росту стоимости кредитно-дефолтных свопов, отражая представление участников рынка о кредитоспособности стран (см. диаграмму)[74].

Инвесторы также  сомневались в способности регулирующих органов своевременно остановить развитие кризиса: поскольку страны еврозоны не могут воспользоваться рядом  инструментов кредитно-денежной политики (например, эмиссию национальной валюты для осуществления выплат держателям долговых обязательств), осуществление  некоторых мер по выходу из кризиса  возможно только при сотрудничестве нескольких стран. Кроме того, Европейский центральный банк, в отличие от Федеральной резервной системы США, имеет полномочия только по управлению темпами роста инфляции, а не уровнем безработицы.

 

знаменитый своими прогнозами профессор Нуриель Рубини заявил, что ЕС может распасться,

Финансовый карантин

Возможно, что подобная технология будет применяться и  для решения финансовых проблем  в ЕС. Так, например, в случае с  Грецией ее должны были временно вывести  из зоны евро. Дать возможность поправить  свои дела, а затем вернуть на свое законное место. Это должна быть стандартная процедура, технологически описанная в деталях и позволяющая  с помощью подобного «карантина» дать остальным странам нормально функционировать

Выход Германии из ЕС

По данным за прошлый год, доля Германии в совокупном ВВП Европейского союза составила порядка 27%. На нее  ложится основное бремя по решению  финансовых проблем общего дома. В  то же время многие немецкие политики не без оснований сетуют, что формальные возможности Германии при принятии важных решений Европы не соответствуют  такой нагрузке. Растет недовольство тем, что потраченные деньги могли  бы использоваться для решения социальных проблем в самой Германии. Все  это порождает упорные слухи, что готовятся различные сценарии возврата страны назад к немецкой марке.

публикация в Financial Times (How Germany Could Come to Kill the Euro Гидеона Рахмана, 22.11.2010), в которой на полном серьезе рассматривается юридический аспект правомочности выхода из зоны евро, используя для этого решение конституционного суда ФРГ.

по такому сценарию наверняка  вызовет резкий обвал курса евро. Учитывая размер потери для ЕС, можно предположить, что в первое время евро может упасть гораздо ниже своего паритета с долларом, т. е. за 1 евро будут давать меньше $1. Опасность подобного сценария заключается также в том, что такие решения могут быть объявлены неожиданно, и что-либо серьезное предпринять для защиты своих сбережений будет уже поздно.


Информация о работе Развитие европейского долгового кризиса