Продолжение курса экономических реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..2
Продолжение курса экономических реформ………………3
Кризис……………………………………………………………..5
Российская конституция 1993 года…………………………6
Межнациональные отношения………………………………7
Политические партии в государственной думе…………..8
Международные связи России………………………………10
Принципы внешней политики………………………………..12
Россия и страны дальнего зарубежья……………………..12
Отношения с государствами СНГ…………………………13
Россия накануне нового тысячелетия……………………..16
Россия вначале XXI столетия………………………………18
Общественно-политическое развитие……………………22
Социально-экономическое развитие……………………….23
Вывод……………………………………………………………..25
Используемая литература…………………………………..27

Файлы: 1 файл

РОССИЯ В 90.docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)

 

Отношения с государствами  СНГ.

Развитие взаимоотношений  с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в  состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими  республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и  газ. В структуре импортных поступлений  преобладали товары народного потребления  и продовольствие. Одним из препятствий  на пути развития торговых отношений  являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд долларов.

Российское правительство  стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был  создан Межгосударственный комитет  стран Содружества с центром  пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном  и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав  СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество  стран не представляло собой единой оформленной организации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политического сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о  принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.). В принятых документах подтверждались обязательства стран Содружества  выполнять международные обязательства, вытекающие из договоров бывшего  Союза ССР. В частности, подтверждалось участие СНГ в советско-американских договорах об ограничении систем противоракетной обороны (1970 г.) и  о ликвидации ракет средней и  меньшей дальности (1987 г.).

Межгосударственные отношения  России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела  Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с  правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского  правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала  о его желании преодолеть конфликты  в отношениях с государствами  как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Итак, анализируя все вышесказанное, можно подвести итог.

    Россия, начиная с 1991 года. Оказалась в  принципиально новой  ситуации.

Каковы результаты проводимой нашей страной политики в последнее  десятилетие XX века? Существует разные мнения на этот счет, как  пессимистичные,  так  и  оптимистичные.  Я  же  придерживаюсь  нейтральной  точки  зрения.   Наиболее важные, поистине эпохальные события произошли в конце  столетия. Именно   90-е годы стало  вполне очевидно, что  исторический  спор  между  большевистской

моделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользу Запада.

После 1991 года  коренным  образом  изменился  внешнеполитический  курс России, ее отношения с НАТО: покончив с политикой  экспансии и  конфронтации, Москва  внесла  решающий  вклад  в  оздоровление   международного   климата, обеспечила  достижение  успехов   в   развитии   диалога,   взаимопонимания,

сотрудничества  и партнерства с демократическими странами  Запада,  произошло значительное продвижение на пути интеграции Росси  в мировое сообщество.

    Ликвидация  раскола мира  на  две  антагонистические   системы  устраняет основы  конфронтационной блоковой политики  в Европе. Именно этот факт, а   так же развитие международного  сотрудничества  открыли  перспективу   построения нового мирового порядка,  в котором Россия будет частью  мирового общества.  С

1992 года Россия  занята поисками своего места  в  пост конфронтационном  мире, внося по мере необходимости определенные  коррективы  в свои  отношения со странами мира.

    Так  же немало было достигнуто  по  отношению  к  СНГ.  Именно  благодаря нашему государству  начался процесс реинтеграции  внутри  Союза.  Однако,  на этом фронте была допущена масса ошибок приведших к усилению  антироссийских настроений в бывших  союзных республиках.  Это показывает  сомнительность

однозначного  отношения к проводимой  политике  как  в  СНГ,  так  в  Азии  и Европе. Не стоит идеализировать реальную ситуацию и  замалчивать  очевидное: у России и Запада  (в  частности)  есть  нерешенные  проблемы,  несовпадение интересов  и взглядов, различные оценки тех  или иных  событий.  Плюс  к  тому существует немало фактов наводящих  мысли о том, что НАТО все  еще  пытается

смотреть на нас  как на врага. В  общем,  еще  много  остается  недосказано  и не решено. Одно  точно  ясно:  Россия,  явившись  в  мир  в  новом  качестве, стремлением наладить конструктивный  диалог  с  другими  странами  открывает путь к укреплению сотрудничества  между  членами  многообразной,  но  единой

человеческой  цивилизации, ибо оно основано на реалиях  современного  мира  и  отвечает коренным интересам всего  человечества.

 

Россия накануне нового тысячелетия.

К концу 90-х годов  произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре  российского общества.

По мнению отечественных  ученых-экономистов, в стране сложилось  рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических  государств.

Сложившаяся социально-экономическая  система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных  производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали  половину федерального бюджета.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической  сфере при депрессивном состоянии  производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все  отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в  ценах середины 2000 г. 100—150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался  медленный подъем производства.

Финансово-экономический  кризис тяжело отразился на положении  широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и  пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного  населения России. Для смягчения  обстановки правительство принимало  меры по сохранению рабочих мест, вводились  общественные работы.

Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население —  к середине 1999 г. его численность  упала до 145,9 млн., сократившись за десятилетие  почти на 2 млн. человек.

В политической жизни все более отчетливо  проявлялся кризис власти. Падал авторитет  президента Б. Н. Ельцина, снижалась  его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в  правительстве, министерствах и  ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства  РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин[i]. Смена лидеров правительства  не меняла положения в стране. Не велась стратегия развития реформы  в экономике и политике. Отсутствовали  четкие правила взаимоотношений  между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации  — республиках и областях принимались  законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в  Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом  Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран, В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в  Чечне, а точнее — причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные  выборы в Государственную Думу. Избирательная  кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В  ней приняли участие многие известные  по прежним выборам объединения  и партии: "Наш дом - Россия", КПРФ, ЛДПР и "Яблоко". На политической арене появились новые политические движения: "Отечество - вся Россия" (лидеры - Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), "Союз правых сил" (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) и проправительственное объединение "Единство", которое  возглавил обладавший большим авторитетом  министр по чрезвычайным ситуациям  С. Шойгу. В результате выборов в  составе III Государственной Думы лидирующими  фракциями стали "Единство" и  КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своем  досрочном уходе в отставку  объявил первый Президент РФ  Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался  важными внешнеполитическими акциями  РФ.

В апреле 2000 г. новым главой правительства стал М. М. Касьянов.

Продолжало углубляться  сотрудничество РФ с государствами - членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд  факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства  в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество  не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене  основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран - членов ЕС приняли документ "Общая  стратегия Европейского союза в  отношении России". Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный  конфликт в отношениях между ними.

В марте - апреле 1999 г. в связи  с так называемым югославским  конфликтом осложнились отношения  между Россией и НАТО. Под предлогом  защиты косовских албанцев от притеснений  сербов военное командование НАТО предприняло  военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные  действия НАТО Россия отказалась от разработанных  ранее программ сотрудничества с  ними.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в  ее общественно-политическом и экономическом  развитии. Новые государственные  лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной  арене.

 

Россия в начале XXI столетия.

До середины 1999 г. Владимир Владимирович Путин был малоизвестен широкой публике. К настоящему времени он является действующим Президентом РФ, переизбранным на второй срок в марте 2004 г.

Владимир Путин  родился в 1952 г. в простой семье. Окончил юридический факультет  Ленинградского государственного университета. С 1975 г. служил в органах государственной безопасности. С 1990года работал, помощником ректора ЛГУ по международным вопросам, затем советником председателя Ленинградского совета народных депутатов. С 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1994-1996 гг. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. Мэром Санкт-Петербурга в 1991-1996 гг. был профессор, доктор юридических наук Анатолий Александрович Собчак, заметная фигура в период «перестройки», один из создателей Движения демократических реформ, участник подготовки новой российской Конституции, инициатор переименования Ленинграда в Санкт-Петербург, автор ряда книг. После поражения А. А. Собчака на выборах мэра в 1996 г. В. В. Путин в 1996— 1998 гг. работал в Администрации Президента РФ. В июле 1998 г. он был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. В августе 1999 г. II Государственная дума по представлению президента Б. Н. Ельцина утвердила кандидатуру В. В. Путина на посту Председателя Правительства РФ.

В. В. Путин на посту премьер-министра основное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате нападения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах  в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение  «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер — С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также  вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные  демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко). Новым объединением центристского  типа стало «Отечество — вся Россия». Его возглавили недавний премьер  Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. В. Яковлев.

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин добровольно  сложил с себя обязанности Президента РФ.

Согласно Конституции  эти обязанности наряду с премьерскими функциями стал совмещать В. В. Путин.

На пост главы  правительства был назначен М. М. Касьянов.

Информация о работе Продолжение курса экономических реформ