Проблемы достижения экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Поэтому важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решения возникающих при этом проблем, всё это поможет лучше разобраться в экономике.
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Теоретические основы экономического роста

1.1 сущность экономического роста, его типы

1.2 Темпы и эффективность экономического роста

Глава 2 Экономический рост как условие экономического и социального прогресса

2.1 Государственное регулирование экономики

2.2 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально – экономическое развитие России

Глава 3 Особенности экономической динамики России

Глава 4 Основные направления макроэкономической политики

Глава 5 Раскрытие отдельных направлений роста экономики

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 53.39 Кб (Скачать файл)

Лишь после 2000 года наметились кое–какие  действительные положительные сдвиги

 

 

    

 

 

 

Глава 4 Основные направления макроэкономической политики

 

  Несмотря на то, что в России очень слабый фактический рост, и чтобы реально поднять страну, нужны решительные меры, в политике роста отечественной экономики присутствуют противоречия. Например, необходимый нам технико-экономический и социально-экономический рынок невозможен на основе «свободного рынка» вообще и сложившейся рыночной системы с недооформленными структурными компонентами в частности – здесь нужна воля и целенаправленные усилия государства.

  Этот концептуальный тезис противоречит правительственной «Программе социально–экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 г.г.)». Она говорит об установке на существенное сокращение государственного вмешательства в экономику. Административная реформа, сокращение «нерыночного» сектора, дебюрократизация, снижение административных барьеров,  и т. п., разумеется, необходимы, но внимание следует уделять не «количественному», а «качественному» улучшению присутствия государства в экономике, оптимизации размеров госсектора и других количественных параметров этого присутствия.

  К этому можно добавить запланированное уменьшение налогов на уровне 1 % к ВВП обернулось дестабилизацией и снижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего, территориальных. Большой ошибкой было лишение местных бюджетов важного источника дохода – налога с продаж.

Отметим важные направления роста  экономики.

 Во– первых, это активизация  инновационной деятельности в  народном хозяйстве. Основой национальной  инновационной политикой является  поддержка отечественной науки  и передовых школ, ориентированных  на потребности экономики.

 Во– вторых, необходимы структурные трансформации. Императив повышения национальной конкурентоспособности и продвижение к «экономике знаний» требуют создания мощного сектора «новой экономики» с одной стороны, и модернизации структуры существующей промышленности с другой. Другим направлением диверсификации промышленности призвано стать ускоренное развитие отраслей индустрии народного потребления – пищевой, лёгкой, фармацевтической и пр. политику в их отношении следует увязывать со стимулированием малого среднего бизнеса, мерами по

активизации внутреннего спроса и  по мотивированию ориентации деятельности на внутренний рынок.

  Важное место занимает и стимулирование инвестиций. Скачкообразное наращивание объёмов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залог быстрого и качественного экономического роста, успеха национальной инновационной и структурной политики. Для ускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний объем инвестиций. Для этого необходимо вовлечение в процесс долгосрочного инвестирования всех внутренних ресурсов: сбережений населения, резервов пенсионного фонда, страховых компаний и др. привлечению же иностранного капитала способствовало бы создание государственного гарантийного фонда. Но в настоящее время правительство планирует создать стабилизационный фонд, т. е. расширить нынешнюю практику льготного кредитования зарубежных экономик.

Один из изъянов российской экономики  – недостаточный внутренний спрос. Расширение его произойдёт при увеличении зарплаты не менее прожиточного минимума, особенно это касается бюджетников.       Так же повышению внутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счёт бюджета, дорожное строительство и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения.

  Решению одной из общенациональных задач – снижения издержек производства - способствует повышение ответственности предприятий за эффективность использования производственного аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.

  Критически важное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочнению отечественного фондового рынка. Главные направления такого содействия связаны, прежде всего, с совершенствованием соответствующей общенациональной инфраструктуры и воссозданием единого экономического пространства страны, с улучшением институционально– правового обеспечения всех сторон корпоративного хозяйствования.

При несомненном прогрессе малого бизнеса в сфере торговли и  услуг его роль в промышленном секторе очень мала. Одна из задач  в обеспечении экономического роста  состоит в интеграции малого бизнеса  с крупнокорпоративными структурами, превращения банковского сектора  в основного кредитора мелких предприятий.

Глава 5 Раскрытие отдельных направлений роста экономики

  Активизация инновационной деятельности подразумевает стимулирование инновационного наполнения протекающих в экономике процессов, прежде всего инвестиционных, ускорение продвижения нововведений во всех секторах экономики – важнейшее направление современной государственной экономической политики; соответствующие меры должны тесно увязываться с мерами, реализующими другие её направления.

  Ещё одно направление активизации инновационной деятельности -стимулирование развертывания комплексной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот. Так, для развития конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, которые в состоянии стать очагами функционирования постиндустриальных укладов (авиакосмический комплекс, атомная энергетика, производство изотопов, био  и информационные технологии), необходимо разработать и реализовать общегосударственную программу развития научно–технических моногородов (наукоградов) и научно–технических парков (технопарков).

Следует использовать поощрение инвестиций в прикладные исследования.

 

 Структурные трансформации

  Ключевую роль в структурных трансформациях экономики должно сыграть формирование функциональной национальной инновационной системы, ядром которой и главным перспективным фактором экономического роста призван стать вышеупомянутый высокотехнологический комплекс. Нынешняя совокупность социальных и материальных предпосылок его развития предполагает двухэтапную стратегию реализации соответствующего приоритета. На первом этапе предстоит реанимировать сферы науки, образования и культуры, резко увеличить затраты на НИОКР и на подготовку квалифицированных кадров для ВТК, в должных количествах выпускать конкурентоспособное оборудование, обеспечивать повышение производительности труда (как важнейшее условие роста его оплаты).

  Особенность современного этапа  - довольно высокий инвестиционный спрос на импортное оборудование, и он останется существенным до тех пор, пока в России не возникнет новое машиностроение. Отсюда следует необходимость либерализации таможенных режимов ввоза высокотехнологичного импортного оборудования.

  Ещё одно перспективное направление структурной перестройки экономики  – динамическое развитие сферы услуг. Несмотря на то, что доля этого сектора увеличилась с 33 % в 1990 г. до 52 % в 2002, здесь имеется значительный нереализованный потенциал роста (во многих развитых странах доля этой сферы в ВВП превышает 70 %).

 Результативность  хозяйствования в обрабатывающих отраслях зависит от их затрат на услуги естественных монополий. Поэтому важнейшее направление структурной политики государства – реформирование электроэнергетики, ж/д транспорта и газовой отрасли с обязательной нацеленностью на снижение издержек главная задача здесь – резкое повышение эффективности функционирования соответствующих инфраструктурно–жизнеобеспечивющих народнохозяйственных систем при сохранении государственного контроля над их деятельностью.

 

Стимулирование инвестиций

  Затронем тему бюджетного регулирования инвестиций. Бюджетное регулирование инвестиционного процесса должно чётко сопрягаться с приоритетами национальной экономической политики в целом, прежде всего с инновационными и структурными, реализация которых предполагает ощутимые государственные капиталообразующие вложения (в строительство, реконструкцию объектов, закупку оборудования).

  Но в обозримой перспективе можно заметить, что инвестиций только из внутренних источников окажется недостаточно, поэтому важно работать над привлечением их из–за рубежа (по имеющимся данным их ежегодный прирост должен составлять не менее 7–8 млрд. долл.).

Предложенные и другие возможные  меры стимулирования инвестиционной активности в народном хозяйстве России важно  сопровождать государственными усилиями по совершенствованию соответствующей  инфраструктуры и расширению внутреннего  спроса, равно как и другими  обеспечивающими мерами. Рассмотрим их подробно.

 

Обеспечивающие меры

  1) Расширение внутреннего спроса.

Внутренний спрос является важным катализатором роста экономики, причём соответствующие меры (более  подробно – см. в основной части  работы) должны включать активизацию  как государственного, так и частного спроса.

  Важное место занимает таможенно–тарифная политика, в рамках которой целесообразен дальнейший перенос тяжести обложения с импортируемого производственного оборудования на вывозимое сырьё и на ввозимые потребительские товары.

  2) На уровне регионов необходимо развернуть работу по налаживанию информационного обмена и оказания услуг предпринимателям по подбору партнеров и финансовому страхованию риска. На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных монополий. Так, практикуемое в последние годы регулярное повышение цен на энергоносители, значительно препятствует экономическому росту. Поэтому для естественных монополий важен контроль над ценами продукции.

  3) На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как вышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных (инфраструктурных) монополий, в том числе и за их ценовой политикой. Так, практикуемое в последнее время регулярное повышение тарифов на электроэнергию, стало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Среди макроцелей реформирования естественных монополий - снижение тарифов, причём реализация этой цели – ключевой аспект контрольной деятельности государства в отношении реструктурирования соответствующих инфраструктурных систем.

  4) Стимулирование малого предпринимательства. Кроме упомянутых в основной части работы, приоритетными задачами остаются налаживание за счёт госбюджета системы переподготовки и повышения квалификации менеджеров, обеспечение доступности для широких слоёв населения основам предпринимательства.

  5) Реинтеграция всего постсоветского пространства. Позитивную роль должно сыграть ускоренное решение практических вопросов сотрудничества, так же демонстрация преимуществ продвинутых форм взаимодействия. При этом необходимо учитывать интересы каждого региона. Необходима разработка и реализация программ, направленных на изменение в развитии и размещении производительных сил, развёртывание ряда евразийских трансконтинентальных коридоров. Главным принципом при этом призвана стать максимально полная реализация сильных сторон, конкурентных преимуществ каждой территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

 

  Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых, изменения технологического уровня экономики. Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.

 

  В России после всех преобразований практически не работает механизм трансформации сбережений в инвестиции. При валовых сбережениях более 30% ВВП инвестиции составляют примерно 17%. Относительно снижается вывоз капитала, но растут выплаты по внешнему долгу. В итоге не хватает инвестиций, способных вызвать рост производительности. Ускоренное развитие банковского сектора, прежде всего повышение его капитализации, позволило бы поднять монетизацию экономики и повторить в некотором роде рывок, подобный 2000 году. Оно бы дало и экономический рост, поглощающий рост денежного предложения, и условия для развития фондового рынка.

 

  Выбор пути развития российской экономики и общества в значительной мере зависит от того, какую роль будут играть две основные социальные силы сегодняшней России – бюрократия и бизнес. Модернизация снизу, а с ней и укрепление частной инициативы, демократических институтов, возможна только при доминирующей роли бизнеса. Отсюда необходимость его консолидации.

Поставленная цель является выполненной, посредством  выполнения поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.   Гэлбрейт. Д.К. Справедливое  общество // Гуманистический взгляд. 1996. № 4.

 

2.   Глазьев С.// Будет ли  новый финансовый кризис? Вопросы  экономики, 6, 2000.

 

3.   Глобальный экономический  форум. МэиМО. 1998. № 7.

 

4.   Гринберг Р. Итоги и  уроки десятилетия системной  экономической трансформации в  странах ЦВЕ и в России. Р.Э.Ж. 2000. № I.

 

5.   Илларионов А.// Бремя государства.  Вопросы экономики, 9, 1996.

 

6.   Илларионов А.// Как Россия потеряла XX столетие. Вопросы экономики, 1, 2000.

 

7.   Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики, 2002. № 9.

Информация о работе Проблемы достижения экономического роста в России