Особенности организации системы обучения и переподготовки персонала организации «сверху-вниз» как обязательная предпосылка эффективног

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

В современном мире именно персонал выступает ключевым факто-ром, который определяет успешность деятельности каждой организации. В настоящее время на рынке России существует жесткая конкуренция и быстро меняется рыночная ситуация, поэтому российские предприятия и организации должны концентрироваться не только на производственной сфере, но и уделять внимание разработке оптимальной кадровой стратегии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Управление персоналом в кризисной ситуации 4
2. Принципы антикризисного управления персоналом 7
3. Стратегия управления персоналом «сверху-вниз» 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

антикризисный менеджмент.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Особенности организации системы обучения и переподготовки персонала организации «сверху-вниз» как обязательная предпосылка эффективного внутреннего антикризисного менеджмента.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном мире именно персонал выступает ключевым фактором, который определяет успешность деятельности каждой организации. В настоящее время на рынке России существует жесткая конкуренция и быстро меняется рыночная ситуация, поэтому российские предприятия и организации должны концентрироваться не только на производственной сфере, но и уделять внимание разработке оптимальной кадровой стратегии.

Стратегия управления персоналом, необходимая для эффективной деятельности предприятия должна отвечать следующим требованиям:1

  • должна быть долгосрочной, так как для изменения поведенческих и иных установок требуется длительный период времени;
  • должна быть связана с общей стратегией развития организации, а также учитывать влияние множества факторов.

Стратегия развития персонала на предприятии  должна определять пути развития компетенций всего персонала предприятия и связывать между собой аспекты управления персоналом. Стратегия должна стимулировать работников, их трудовые качества и повышать их квалификацию.

Антикризисным менеджментом решаются задачи преодоления кризисной ситуации путем  объединения всех организационных структур, их комплексной работы и взаимодействия. Важную роль при этом играет персонал, от его работы в значительной мере зависит качество реализации антикризисной стратегии. Управление персоналом имеет важное значение для любой социально-экономической системы и не только в кризисной ситуации. Без грамотного подбора персонала и его распределения невозможно добиться поставленной цели.

 

1. Управление персоналом в кризисной  ситуации

 

 

Раньше понятию «управление персоналом» не предавалось должного значения, а рассматривалось поверхностно. С развитием менеджмента управлению персоналом и особенно в антикризисной ситуации стало предаваться большое значение. В настоящее время персонал является одним из важнейших факторов развития социально-экономической системы.

Структура управления играет важнейшую  роль в развитии социально-экономической системы, но главное место занимает руководитель, он несет ответственность за организацию деятельности органов управления. Эффективная работа персонала нуждается в эффективном руководителе.

Кроме основного руководителя, который возглавляет предприятие существует еще несколько категорий руководителей. К ним относятся менеджеры крупных и средних звеньев, подчиненные непосредственно основному руководителю и от его лица руководят остальным персоналом. Руководители бывают нескольких уровней:

1)  руководитель предприятия (собственник или директор);

2)  заместители руководителя, исполняющие в его отсутствие функции непосредственного руководства;

3) руководители отделов, служб,  цехов и т. д.;

4) заместители руководителей отделов, служб, цехов и т. д.

Руководитель выступает главной фигурой в общей системе управления, от его решений зависят план и стратегия предприятия. Для  реализации плана руководителя необходимы специалисты, осуществляющие не только свою непосредственную работу, но и являющиеся помощниками руководителя в выборе решения. Это положение приобретает особенную важность в кризисной ситуации, поскольку для принятия правильного решения необходимы различные данные о состоянии компании, отчетные документы, которыми как раз и занимаются различные отделы. Это финансовые, экономические, маркетинговые, производственные, антикризисные, психологические, аналитические и многие другие отделы. Они не являются непосредственно производственной силой, но именно от них зависит работа и существование социально-экономической системы. В кризисной ситуации оттого, насколько быстро эти отделы будут поставлять информацию и обрабатывать ее, зависит фактически исход кризиса.

Персонал, занятый в производственном процессе. Они выполняют задачи, поставленные руководителем и отделами. Их деятельность контролируется менеджерами, которые доносят до них задачи и решения, принятые руководством.

От этой категории персонала  зависит общий ритм социально-экономической системы, качество производимых товаров и услуг и т. д.

При антикризисном управлении персоналом выделяют такие стратегические направления.

1. Разработка кадровых программ происходит для каждой социально-экономической системы отдельно и зависит от целей, например:

1) подбор персонала в кадровых агентствах;

2) поиск сотрудников среди студентов, оканчивающих высшие и средние учебные заведения;

3) поиск на конкурсной основе  новых сотрудников с интересными  проектами;

4) сотрудничество с зарубежными  компаниями в обмене и стажировке работников;

5) использование системы лизинга - «перенос» части персонала из одной организации в другую;

6) открытие учебных заведений  и курсов при предприятии.

2. Выделение профессиональных направлений – выделяется оптимальный уровень подготовки сотрудника для отдельной должности и последующий набор этих работников. Уровень работы предприятия определяется эффективностью работы сотрудников, а она в свою очередь зависит от подготовки и навыков; моральных и психологических качеств.

3. Создание и налаживание связей  руководитель - менеджер - сотрудник. Важное значение придается созданию прочного информационного и производственного канала между сотрудниками и управлением, который происходит через менеджеров. К их функциям относится непосредственная реализация и выполнение выбранного плана или стратегии путем постановки задач перед отделами и сотрудниками.

 

2. Принципы антикризисного управления  персоналом

 

 

Основой формирования различных программ и стратегий по управлению персоналом выступают принципы их формирования. Принципы формирования стратегий управления персоналом – это теоретические правила и нормы, на основе которых создается и определяется дальнейшая деятельность трудящихся. Принципы включают в себя экономические и социальные законы, основы менеджмента и управления и являются совокупностью всех научных знаний для создания эффективного регулирования деятельности работающих в социально-экономической системе. Эти принципы разделяются на общие и специфические.

По общим принципам строится стратегия управления всем персоналом предприятия в целом, также они выступают основными при формировании управленческой политики.

Принципы формирования стратегий  управления персоналом:2

1.  Системность - рассмотрение всех работающих и категорий работников как одной динамической системы. Строится взаимосвязанная структура, в которой сотрудники взаимодействуют между собой для повышения эффективности результата.

2.  Правовая и социальная защита - четкое соблюдение государственного законодательства и правовых актов. Подразумевается, что руководство, менеджеры и сотрудники обязаны знать нормы трудового, гражданского, административного, уголовного и других норм права. Предприятие должно отстаивать интересы своих сотрудников в конфликтных ситуациях.

3. Равные возможности - создание равных условий для различных социальных, национальных и половых групп. Для российской экономики этот вопрос является крайне острым. Например, женщины долго пытались доказать свое право на руководящие должности и место в деловой сфере. Согласно статистическим данным, в России женщины-руководители в настоящее время доминируют над мужчинами. Но на административном уровне эта проблема стоит довольно таки остро.

4.  Командность - для успешного осуществления деятельности и реализации новых проектов практикуется создание команд (групп специалистов, объединенных общей идеей и взаимодействующих внутри себя для достижения цели). Члены команды несут определенную ответственность и выполняют различные функции. В период кризиса создание команд часто является необходимым, поскольку руководителю бывает очень сложно принять решение в одиночку, кроме того, ему требуется информация о состоянии организации в различных ее структурных подразделениях. Члены команды в такой ситуации как раз и занимаются сбором, обработкой и обсуждением данных с дальнейшим формированием плана и стратегии.

5. Индивидуальный подход к каждому сотруднику является важным принципом успешной деятельности предприятия. В управленческую политику работающими включается определение индивидуальных способностей и навыков, поощрение и создание условий для развития.

 

3. Стратегия управления персоналом «сверху-вниз»

 

 

Стратегия управления персоналом – стратегия, которая направлена на достижение конкретных целей предприятии, определяющая основные направления работы, а также содержащая сроки и показатели, по ним производится оценка эффективности ее реализации. Направления антикризисной кадровой стратегии на предприятии изображены на рисунке 3.1.

Рис. 3.1. Основные направления антикризисной кадровой стратегии в организации3

 

Самой эффективной стратегией управления трудовыми ресурсами является способ «сверху-вниз». При таком подходе, главная роль в разработке стратегии дается основному руководителю, он вначале определяет общую стратегию управления трудовыми ресурсами предприятии, а затем уточняются стратегии для каждого подразделения организации (рисунок 3.2).

 

Рис. 3.2. Способ формирования кадровой стратегии «сверху-вниз» 

 

Этот подход формирования стратегии управления персонал обладает рядом преимуществ, например:

- высоким качеством оценки внешней деловой среды и определения тенденций в ее динамике;

- связью с общей стратегией развития предприятия;

- определяются приоритеты, которые актуальны  для всего предприятия.

В таблице 3.1 представлена характеристика системы обучения и переподготовки по системе «сверху-вниз».

 

Таблица 3.1

Обучение по системе «сверху-вниз»

Кто  обучается 

Характер обучения

Менеджеры и руководители

Обучение направлено на решение вопросов подразделения и строится по результатам их решения

Сотрудники продающих  подразделений компании

Новички получают минимальное  обучение на уровне умений поддерживать бизнес-процессы. Основное обучение проводится на рабочем месте.


 

Обучение и переквалификацию персонала  по принципу «сверху – вниз» можно  называть антикризисными, потому что  эти меры максимально выполняют запросы бизнеса. С помощью них предприятие переходит к нематериальной мотивации персонала. В современных российских условиях на многих предприятиях происходит сокращение материальной мотивации персонала и одновременное увеличение нагрузки на него. В этих условиях обучение и переподготовка персонала принимают иную роль. В кризисных условиях необходимо не только быстро повышать квалификацию менее подготовленных и малооплачиваемых сотрудников, но также и повышать их нематериальную мотивацию.

Современное обучение и переподготовка должны сосредотачиваться на обучении руководителей и менеджеров компании. При этом распространяться обучение должно сверху-вниз. Это позволит повысить эффективность обучения, что связано со следующими факторами:

  • повышение квалификации руководителей улучшает психологический климат на предприятии и приводит к  командному взаимодействию, а также выступает основой нематериальной мотивации трудящихся;
  • обучаемые руководители передают своим подчиненным новые навыки;
  • длительность и тематика обучения напрямую связаны с возникающими рабочими проблемами;
  • в процессе обучения и переподготовки создаются группы подразделений, которые нацелены на достижение результатов и способны к самостоятельному решению возникающих проблем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление трудовыми ресурсами – это комплексная организация управленческими структурами, которая включает в себя, кроме вопросов производственного характера, следующие основные вопросы: подборку необходимых кадров и их распределение, определение карьерных направлений и линий, обучение трудовых ресурсов, повышение их квалификации, создание благоприятных условий работы и оплаты труда, возможность креативного подхода и инновационных предложений.

Антикризисное управление имеет более  сложный механизм, так как, помимо вышеперечисленных направлений, в него также входят социально-психологические факторы. При наличии кризисной ситуации повышается стрессовое состояние персонала, что может приводить к понижению эффективности работы и производства. Среди причин можно обозначить нестабильное положение в организации, задержание выплаты заработной платы, возможное сокращение персонала.

Кризисная ситуация для управления является проверкой на прочность, т.к. в этой ситуации проявляется организационный потенциал и недостатки социально-экономической системы. Антикризисное управление предлагает принимать определенные меры, такие как пересмотр всего имеющегося персонала и отказ от неподходящих работников; переквалификация (обучение) в связи с внедрением новых технологий или реорганизацией фирмы; привлечение молодых перспективных специалистов и создание условий для их самореализации и др.

Самой эффективной стратегией управления трудовыми ресурсами является способ «сверху-вниз». При таком подходе, главная роль в разработке стратегии дается основному руководителю, он вначале определяет общую стратегию управления трудовыми ресурсами предприятии, а затем уточняются стратегии для каждого подразделения организации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Митин А.Н. Кадровая политика и ее новые ценности // Основы управления в условиях критических изменений: Учеб. пособие. – Екатеринбург: УрАГС, 2000.
    2. Антикризисное управление: Учебное пособие: В 2 т. Т.2.: Экономические основы / Отв. ред. Г.К. Таль. – М.: ИНФРА – М, 2004.
    3. Балдин К.В., Передеряев И.И., Рукосуев А.В. Антикризисное управление макро- и микроуровень - М.: Дашков и Ко, 2010.
    4. Бирюкова О.Ю. Приемы антикризисного менеджмента.  – М.: Дашков и К, 2008.
    5. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: Учебник, 6 изд., испр. и доп. – М.:  Омега-Л, 2009.
    6. Зубкова А.В. Приемы антикризисного менеджмента. М.: Серия «Высшее образование», 2008.

Информация о работе Особенности организации системы обучения и переподготовки персонала организации «сверху-вниз» как обязательная предпосылка эффективног