Основные черты модели антикризисного управляющего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 60.35 Кб (Скачать файл)

Анализ комплекса ролей менеджера по антикризисному управлению показывает, что исполнение конкретной роли подразумевает, что в рамках каждой из них он должен уметь рационально организовывать различную по характеру и содержанию деятельность, учитывая ее специфику. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, менеджер по АКУ создает наиболее благоприятную основу для реализации поставленных целей и достижения результата.

Резюмируя, можно выделить условия успешной реализации ролей антикризисного управляющего:

1. Роли должны быть  взаимосвязаны и динамичны. Менеджер  по АКУ должен понимать, что  ролевая структура его деятельности  не дискретна: роли неотделимы  одна от другой и обладают  некоторой целостностью. Каждая  из ролей находится в развитии, постоянно видоизменяясь, переходя  из одной в другую.

2. Ролевая структура  должна строиться на основе  системного подхода. В любой ситуации  доминирует определенная роль. Оптимальный  ее выбор влечет за собой  выбор соответствующих сочетаний (комплекса) ролей. Чтобы предупредить  всевозможные пробелы в ролевой  структуре деятельности менеджера  по АКУ, на этапе его подготовки  необходимо применять методы  оценки и отбора с целью  выявления способности исполнения  всего комплекса ролей.

При совпадении реальных характеристик менеджера по АКУ с требуемыми управленческими качествами, с учетом рационального, сбалансированного комплекса ролей профессиональной деятельности модель менеджера приобретает идеальную форму.[6]

 

 

 

 

  1. Порядок и формы осуществления досудебной санации и внешнего управления.

 

Санация как экономическая категория выражает комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера, направленных на преодоление финансового кризиса на предприятии и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1)до  возбуждения кредиторами дела  о банкротстве, если предприятие  в попытке выхода из кризисного  состояния прибегает к внешней  помощи по своей инициативе;

2)если  само предприятие, обратившееся  в арбитражный суд с заявлением  о своем банкротстве, одновременно  предлагает условия своей санации;

)если  решение о проведении санации  выносит арбитражный суд по  поступившим предложениям от  желающих удовлетворить требования  кредиторов предприятия-должника  и выполнить его обязательства  перед бюджетом. В двух последних  случаях санация осуществляется  в процессе производства дела  о банкротстве при условии  согласия собрания кредиторов  со сроками выполнения их требований  и на перевод долга.

В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.

. Санация  предприятия, направленная на реорганизацию  долга (без изменения статуса  юридического лица санируемого  предприятия). Такая санация обычно  осуществляется для помощи предприятию  в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние  рассматривается как временное  явление:

·погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;

·погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

·перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

·выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

2. Санация  предприятия с изменением, как  правило, статуса юридического лица  санируемого предприятия. Эта форма  санации носит название реорганизации  предприятия и требует осуществления  ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы  собственности, организационно-правовой  формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование  в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более  глубоком кризисном состоянии  предприятия.

Процесс реорганизации санируемых предприятий требует предварительной разработки проекта санации. Разработка такого проекта осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия-должника и независимых аудиторов. В этом проекте отражаются: экономическое и финансовое состояние предприятия-должника к началу санации; основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятия-должника; цель и формы санации; план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия; расчет эффективности предложенной формы санирования; формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.

Основой выбора какой-либо формы санации является расчет ее эффективности. Эффективность определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на проведение санации в предложенной форме.

Состав участников санации определяется исходя либо из преимущественного права некоторых категорий лиц, либо по результатам проводимого судом конкурса желающих принять участие в санации.

Первоочередное право на участие в проведении санации признается за собственником предприятия-должника, кредиторами, членами трудового коллектива этого предприятия.

Конкурс проводится, если собственник предприятия-должника или члены трудового коллектива не воспользовались своим правом, а также с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов в иных случаях.

Участники санации вырабатывают общее соглашение, направленное на обеспечение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, распределение между участниками ответственности перед кредиторами, определение ответственности участников санации в случае их отказа от участия в ней после ее начала и т. д. При этом по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 45% от общей суммы требований кредиторов.

Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев.

Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

 

2.2 Досудебная  санация

 

Досудебная санация - одна из предупредительных процедур, направленных на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд. Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

 

.3 Судебная  санация (внешнее управление)

 

Судебная санация (внешнее управление) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Платежеспособность восстановлена при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца. Задача внешнего управления - найти возможности для расчета или реструктуризации тех обязательств, исполнение которых просрочено более чем на три месяца.

Порядок введения. Вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и начинается с момента принятия судом решения о введении в организации внешнего управления, назначения управляющего. Заканчивается процедура принятием судом решения либо о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства, либо об утверждении отчета внешнего управляющего и прекращении дела о банкротстве, либо об утверждении мирового соглашения.

Основная цель данного этапа - финансовое оздоровление должника за счет смены руководителя организации и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.

Срок судебной санации не должен быть более восемнадцати месяцев, который может продел не более чем на шесть месяцев. Если до введения внешнего управления вводилось финансовое оздоровление, то совокупный срок не может превышать два года.

Со дня введения внешнего управления:

·прекращаются полномочия руководителя должника и переходят внешнему управляющему;

·внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить ему перейти на другую работу;

·отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

·могут быть наложены аресты на имущество должника;

·вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Внешний управляющий имеет право:

·распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом управления;

·заключать от имени должника мировое соглашение;

·заявлять отказ от исполнения договоров должника;

·предъявить в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных должником с нарушением требований Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

План внешнего управления. Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов для утверждения. План предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Если план внешнего управления не будет предоставлен в течение четырех месяцев с дня введения внешнего управления в арбитражный суд, то суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Не позднее, чем за месяц до истечения срока внешнего управления управляющий созывает собрание кредиторов, заранее ознакомив их с отчетом о результатах внешнего управления. В отчете должно содержаться одно из предложений:

·о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторам;

·о продлении установленного срока внешнего управления;

·о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

·о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

На собрании принимается одно из этих решений, соответствующее ходатайство передается в арбитражный суд.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. Если же принимается решение о мировом соглашении или погашении требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания нового руководителя.

 

 

 

  1. Управления конфликтами в кризисной организации

Cложность управления предприятием в кризисной ситуации обусловлена следующими факторами. С одной стороны, возникновение новых задач, свойственных только этому режиму развития предприятия. С другой стороны, обострение проблем, приобретение ими иного качества по сравнению со стационарным режимом работы менеджера. Говоря о конфликте как необходимом атрибуте организации, необходимо отметить качественное отличие этого явления в условиях кризиса предприятия. Речь идет о следующих особенностях и сложностях управления в этом режиме.

Информация о работе Основные черты модели антикризисного управляющего