Органы юстиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной контрольной работы является установление природы юридических коллизий.
Соответственно, задачами данной контрольной работы являются:
- дать определение понятию юридическая коллизия;
-рассмотреть противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов;
-рассмотреть объекты правового регулирования, где чаще всего возникают коллизии;
-рассмотреть причины возникновения коллизий и пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Коллизионное право…………………………………………………………………….5
2. Коллизии в системе Российской Федерации: противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов………………………….8
3. Предотвращение юридических коллизий…………………………………………...12
4. Толкование и разъяснение как способ разрешения юридических коллизий……...17
5. Процедуры разрешение противоречий. ……………………………………………..20 Заключение………………………………………………………………………… ……24
Список используемой литературы………………………………………………….......26

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по КП.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

 

_____________________________________________

 (наименование направления подготовки (специальности))

_____________________________________________

 (наименование отделения)

_____________________________________________

(наименование кафедры)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

_____________________________________________

_____________________________________________

(наименование темы или номер  варианта)

 

 

 

 

 

Выполнил студент(ка)

__________ учебной группы ___ курса

 

_________________________________

(фамилия, имя, отчество  студента)

 

Проверил  ________________________

(должность, ученая  степень, ученое звание)

_________________________________

(фамилия, имя, отчество  преподавателя)

 

Оценка __________________________ 

_________________________________

(подпись преподавателя)

«___» ____________ 20___г.

 

 

 

 

 

Ижевск

20___ г.

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1.Коллизионное право…………………………………………………………………….5

2. Коллизии в системе Российской Федерации: противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов………………………….8

3. Предотвращение юридических коллизий…………………………………………...12

4. Толкование и разъяснение как способ разрешения юридических коллизий……...17

5. Процедуры разрешение противоречий. ……………………………………………..20 Заключение………………………………………………………………………… ……24

Список используемой литературы………………………………………………….......26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности  и стабильности. Без правил поведения  нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается.

Однако, конфликты, споры  и столкновения людей существовали во все времена. Их всегда пытались осмыслить и найти средства предотвращения и разрешения. Первоначально споры приобретают смысл разногласий и касаются понимания той или иной политической, управленческой и экономической ситуации, оценки объема и характера информации по спорному вопросу, принятых или готовящихся решений. Законодателю следует поучать граждан и определять, что хорошо и что дурно в каждом отдельном случае.

В настоящее время  с увеличением объема правового  регулирования и нормативно-правового  массива, появлением и деятельностью множества субъектов права увеличиваются «поля» юридических коллизий. Правовая сфера, как гражданского общества, так и мирового сообщества насыщена разными средствами правового регулирования. Право и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий – в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях. Потребности в нормах, действующих по «отклонениям», в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе так называемых спорных правоотношений и юридических коллизий становятся все более насущными.

Основной целью данной контрольной работы является установление природы юридических коллизий.

Соответственно, задачами данной контрольной работы являются:

- дать определение  понятию юридическая коллизия;

-рассмотреть противоречия  законодательства Российской Федерации  и законодательных актов субъектов; 

-рассмотреть объекты  правового регулирования, где чаще всего возникают коллизии;

-рассмотреть причины  возникновения коллизий и пути  их решения.  

Но проблема юридических  коллизий в истории отечественной  и зарубежной правовой мысли, чаще всего  выдвигалась и решалась скорее косвенно, в связи с анализом соотношения правовых актов.

Сейчас в России динамично  развиваются федеративные отношения, когда субъекты Федерации активно  используют свое право создавать  собственное законодательство. Следует  признать, что зачастую региональные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, противоречат Конституции России, федеральным законам, и даже нормы одного акта противоречат друг другу. Возникают противоречия между нормативными актами «разных уровней».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коллизионное право.

 

        Категория «коллизионное право» упоминается в монографии М.Ю. Тихомирова «Юридические коллизии». В него включаются коллизионные нормы - нормы коллизионного права, действующие в разных сферах. Их нельзя отождествлять с коллизионными нормами, характерными для международного частного права. Речь может идти, по нашему мнению, о комплексе норм, применяемых одновременно. Это: материальные предметные нормы, определяющие права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, государства; нормы-принципы, дающие четкую ориентацию для нормального правотворчества; нормы-приоритеты; нормы-доминанты; нормы-запреты; нормы-предпочтения; нормы-санкции; процедуры использования указанных норм. Правовые акты и их нормы располагаются в определенной иерархии, и их соотношение между собой устанавливается с помощью общеправовых принципов и приоритетов. К числу общеправовых принципов относятся: а) общие начала правовой системы и законодательства; б) официальная классификация нормативных правовых актов, в т.ч. законов; в) критерии выделения и соотношения отраслей, подотраслей законодательства, правовых институтов, правовых актов; г) ведущее положение Конституции как основы законодательства; д) общие научные понятия и юридические термины.

Нормы-приоритеты означают преобладающую меру юридической силы одного акта в сравнении с другим. Таковы приоритеты федеральной Конституции перед федеральными законами и иными актами, перед конституциями и уставами субъектов РФ, приоритеты федеральных и региональных актов друг перед другом - пп. 5, 6 ст. 76 Конституции РФ. Есть приоритеты конституций и уставов субъектов РФ перед другими региональными актами, конституционных законов перед обычными законами, международных договоров перед национальными законами, законов перед подзаконными актами. Для норм-приоритетов характерна своего рода «признаваемая презумпция», когда установление критерия их однозначного выбора из суммы «сталкивающихся» норм предполагает официальное подтверждение. Государственный орган в соответствии с процедурой разрешения споров рассматривает коллизионную ситуацию, сопоставляет разные акты и нормы, оценивает основания, достаточные или не достаточные для подтверждения приоритета нормы, ранее установленного как бы потенциально. Указанные принципы и нормы-приоритеты носят характер конституционных и законодательных презумпций. Одни - официально установлены, служат нормативной ориентацией и одовременно запретом. Его нарушение влечет признание акта или действий неконституционными. Другие - требуют признания официальным путем, в т.ч. путем толкования. Третьи - подтверждения в коллизионных ситуациях в судебных и иных решениях.

Юридические приоритеты должны быть обеспечены и неуклонно  действовать. Пока их практическое использование  не вполне эффективно. Нередки случаи игнорирования или отступлений от юридических приоритетов как на стадии подготовки и принятия, так и реализации юридических приоритетов. Допускается их упрощенное или неправильное толкование. Между тем юридические приоритеты способствуют гармонизации правовой системы и устойчивым связям актов и норм между собой.

Для достижения данной цели необходимо: а) глубже освоить значение юридических приоритетов, б) полно  и точно закреплять их в законодательстве, в) шире использовать юридические приоритеты в процессе толкования и реализации норм, г) применять меры конституционной и иной ответственности за отступления от юридических приоритетов, д) чаще акцентировать внимание Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судов на обеспечении юридических приоритетов в их решениях.

Коллизионные нормы  применяются для обеспечения  приоритетного действия базовых  законов. Такой порядок способствует консолидации отраслевого законодательства и предотвращению юридических противоречий внутри него и вовне. Здесь эти нормы служат императивом для норм законов и правовых актов данной отрасли. Нарушение «долженствования» означает отступление от презумпции приоритета норм базовых законов и служит основанием для признания соответствующих нарушений законности. В случае нарушений соотношения федеральных и региональных актов действует защитный механизм. Предостережение, запрет и презумпция ничтожности «актов-нарушителей», означают, что такие акты не должны исполняться, применяться или реализовываться иным способом. В случае отказа обращение в Конституционный Суд может привести к его решению, подтверждающему ничтожность «акта-нарушителя». Он признается недействительным, равно как и все основанные на нем правоприменительные решения.

Немалая часть коллизионных норм посвящена предотвращению и разрешению противоречий между ранее и позднее принятыми законодательными и иными актами. Тем самым обеспечивается та степень правопреемственности в регулируемой сфере отношений, которая способствует непрерывности государственного и правового развития и устойчивости статуса граждан и юридических лиц. Здесь требуются полный обзор актов и точная оценка того, какие из них действуют, в каком объеме и какой продолжительности. Недооценка подобных коллизионных норм или их нечеткость порождают сложности в практике правоприменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коллизии в национальной системе Российской Федерации: противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов.

Понятия «коллизия» и  «коллизионное право» относительно новые для конституционного права. Ю.А. Тихомиров дает такое понятие юридической коллизии - это есть противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. На взгляд Ю.А. Тихомирова предлагаемое определение юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления. Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но из единственной и универсальной становится одним из аспектов понятия. Юридическая коллизия выражается:

а) в контрастных различиях  правовых взглядов и позиций, в правопонимании;

б) в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в  федеративных аспектах;

в) в неправомерных  действиях внутри механизма публичной  власти, между государственными и  иными институтами и органами;

г) в расхождениях между  нормами иностранных законодательств;

д) в спорах между государствами  и противоречиях между нормами  национального и международного права.

Думаю, что нужно согласится с таким определением, так как  действительно понятие юридической  коллизии является ключевым для понимания  всех системных противоречий в праве. В нем отражается, прежде всего, противоречие между существующими правовыми актами и институтами, правопорядком и притязаниями и действиями по их изменению, признанию или отторжению. Классическое противоречие между «сущим» и «должным» здесь приобретает правовые признаки.

 

В России динамично развиваются  федеративные отношения, субъекты Федерации активно используют свое право создавать собственное законодательство. Следует признать, что зачастую региональные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, противоречат Конституции России, федеральным законам, и даже нормы одного акта противоречат друг другу. Конституционные коллизии и конфликты порождаются, как правило, теми или иными правовыми актами. В столкновении этих актов юридические противоречия находят многообразные проявления. Примечательно, что именно с принятием и реализацией законов, указов, постановлений и иных актов связано преодоление различных конфликтов, в т.ч. юридических. И здесь роль этих актов столь же значительна, хотя не меньшее значение приобретает устранение противоречий между ними. Сбалансированные между собой правовые акты как бы «гасят» одну из причин юридических коллизий и тем самым вносят свой нормативный вклад в процесс устранения коллизий и их последствий. Отсюда вывод, что «коллизия в законодательстве субъектов РФ» представляет собой противоречие между правовыми нормами, регулирующими сходные общественные отношения, закрепленными в Конституции РФ, федеральном законодательстве, с одной стороны, и в основных законах субъектов Федерации, с другой, а также несоответствие между отдельными юридическими предписаниями, содержащимися в одном акте – Конституции региона. «Основное законодательство субъектов РФ» – это нормативные правовые акты регионов, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным правовым актам субъектов (Конституции), принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ.

Информация о работе Органы юстиции