Международный опыт налогово-бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Поступление частной собственности в бюджет государства осуществляется только через налоги. Налоги определяются законами. Налоги возникли еще в IV в. до н.э.
Система налогов складывалась веками в рамках национальных государств. Система налогов (приведенные ниже налоги всегда существуют параллельно):
- прямые - предполагают участие двух субъектов: государства и плательщика, прямые отношения. Делятся на 2 группы:
а) реальные - самые ранние налоги, которые исходят из факта наличия объекта, но этот объект не оценивают: налог на землю, на человека (подушный), сейчас существует по домовый, промысловый и налог от денежных капиталов;
б) личные - определяются доходом плательщика. Появились в XIX, ХХвв. Это главные налоги: подоходный, на имущество,с наследства и дарения;
- косвенные - предполагают участие трёх субъектов: государства, юридического плательщика (тот, кто реализует товар; он зарегистрирован) и фактического плательщика (покупатель товара его зарегистрировать невозможно).

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступление частной собственности  в бюджет государства осуществляется только через налоги. Налоги определяются законами. Налоги возникли еще в IV в. до н.э. 
Система налогов складывалась веками в рамках национальных государств. Система налогов (приведенные ниже налоги всегда существуют параллельно):

         - прямые - предполагают участие двух субъектов: государства и плательщика, прямые отношения. Делятся на 2 группы: 
           а) реальные - самые ранние налоги, которые исходят из факта наличия объекта, но этот объект не оценивают: налог на землю, на человека (подушный), сейчас существует по домовый, промысловый и налог от денежных капиталов; 
           б) личные - определяются доходом плательщика. Появились в XIX, ХХвв. Это главные налоги: подоходный, на имущество,с наследства и дарения; 
         - косвенные - предполагают участие трёх субъектов: государства, юридического плательщика (тот, кто реализует товар; он зарегистрирован) и фактического плательщика (покупатель товара его зарегистрировать невозможно). 
 Земельный налог. Земля не оценивается, но учитываются её кадастровые характеристики. Это местный налог. В развивающихся странах этот налог довольно значительный. В развитых странах этот налог выполняет функцию учёта земли. 
         Подомовый налог (на примере Франции) – это налог на жильё. Первый этап – налог по дыму, стоимость дома не учитывается (уравнительная, примитивная форма налога). Второй этап – налог на окна и двери (XIII в. – 1918 г.), начинается дифференциация. Третий этап – налог на жильё. Стоимость дома не учитывается, но учитывается характер местности, постройки величина здания. Существуют жилые кадастры. Налог берётся с 1 кв.м. жилья. 
          Промысловый налог – по существу это гербовый сбор. Это налог с факта существования определённого промысла, а не со своего дохода. 
         Подушный налог – древний вид налога. На Руси подушный налог был введён Петром I в 1724 г. И существовал до 1917 г. Он брался только с мужчин. В Англии с 1 апреля 1990 г. Был введён (правительством Мапргарет Тэтчер) подушный налог, но в конце 1991 г. был отменён.Подушный налог есть в Японии, а также в развивающихся странах. Это местный налог, удерживается полицией.В разных странах существует под разным названием. 
         Личные налоги возникают, когда возникает дифференциация богатства. 
         Федеративное устройство государства предполагает разграничение управления между центральным правительством и отдельными землями (штатами). В основном используются две модели бюджетно-налоговых взаимоотношений.  
          В первой модели перераспределяются финансовые потоки для сглаживания неравенства различных регионов страны (Германия). Региональные органы власти значительно ограничены в формировании собственной доходной базы – принципы налоговой политики устанавливаются на федеральном уровне. Расходы бюджета разных уровней определяются в соответствии с конституционно установленными принципами разделения компетенции Федерации и земель. 
         Вторая модель бюджетно-налоговых взаимоотношений основана на предоставлении субъектам Федерации обширных полномочий по формированию доходной базы. Например, в США каждый штат проводит собственную налоговую политику. Перераспределение налоговых доходов из федерального бюджета для выравнивания регионального развития используется весьма ограничено.  
         Федерализм в Германии. Налоговое законодательство Германии находится в совместном ведении Федерации и земель4. Конституцией ФРГ установлен перечень основных налогов, разграничены предметы ведения Федерации, земель и общин. Федерация и каждая земля имеют раздельные бюджеты и отвечает за исполнение собственных бюджетных обязательств.  
Налоговая политика формируется на федеральном уровне. В Федерацию поступают доходы от финансовых монополий (акцизы) и следующих налогов:  
         - таможенные пошлины;  
          - косвенные налоги на потребление в той мере, в какой они не поступают в пользу земель или в пользу общин; 

         - налог с оборота; 

         - налог с оборота капиталов, на страхование; 

         - налоги, собираемые в рамках Европейского сообщества и др. 

Доходы    от имущественного налога, налога на   наследство, налога с

автомобилей и  транспорта, налога на пиво и доходы от игорных учреждений полностью поступают в пользу земель.  
         Доходы от подоходного налога, от налогов на корпорации и налог с оборота (общие налоги) поступают одновременно в пользу Федерации и земель в той мере, в какой поступления от этих налогов не принадлежат общинам.  
Поступления от подоходного налога в пользу Федерации и земель распределяются поровну.  
Поступления от налога с оборота в пользу Федерации и земель распределяется федеральным законом, который требует согласия Бундесрата.  
Доля доходов от налога с оборота, поступающих в пользу земель, определяется пропорционально численности их населения.  
Общины получают часть поступлений от подоходного налога, пропорциональную платежам по подоходному налогу, вносимым жителями данных общин.  
Доходы от местных налогов на потребление и на предметы роскоши принадлежат общинам. В рамках закона общинам принадлежит право устанавливать положение о взимании налогов.  
         Бюджетно-налоговая система в США. В США, в отличие от Германии, штаты обладают высокой степенью автономии в формировании собственной налоговой политики. Ставки налогов значительно отличаются не только в разных штатах, но и на местном уровне.  
Как Федеральная власть, так и большинство штатов и местных администраций собирают подоходные налоги. Налоги, уплаченные в нижестоящие бюджеты, подлежат вычету из доходов, по которым выплачиваются федеральные налоги. Несколько штатов не имеют подоходного налога вовсе. Существуют значительные различия в подходах к вопросам о пенсиях и пособиям по безработице. Размеры налогов, вычеты и налоговые категории весьма различны в разных штатах. В наиболее богатых штатах ставка подоходного налога колеблется от 5 до 11%. Местные подоходные налоги составляют 1 или 2% доходов, облагаемых налогами. 
Налог с доходов корпораций также установлен как на федеральном уровне, так и в большинстве штатов. Такое различие налоговых систем приводит к тому, что уровни доходов значительно отличаются в различных штатах.  
Обычно штаты с самыми низкими налоговыми доходами получают от федерального правительства наименьшие субсидии, а богатые штаты – наибольшие. В США отсутствуют субсидии экономически слабым регионам. Около 1/3 расходов штатов и местных органов власти приходится на образование. Уровень расходов на душу населения зависит от финансового статуса региона: более богатые штаты тратят больше средств на образование, чем бедные штаты.  
         Налоговая система Франции. Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными.  
Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %.  
Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.  
         Налоговая система Канады. Канада, как и США, имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую систему, состоящую из федеральных налогов, налогов провинций и местных (муниципальных) налогов. Федеральные налоги обеспечивают - 48 %, региональные - 42 %, муниципальные - 20 % поступлений. Главным налогом является подоходный налог с физических лиц. Взимание налога осуществляется по прогрессивной шкале (17%, 26%, 29%). Второй по величине налог - с продаж. Действующая налоговая ставка - 12%. В доходной части бюджета Канады он занимает около 17 %. Еще одним крупным налогом является налог на прибыль корпораций, который имеет вес 10 % в общей доходной части федерального бюджета. 
         Налоговая система Швеции. Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные доходы граждан и взносы по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне. НДС и налогом на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги. НДС взимается в бюджет по ставке 25% (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров - до 21%, для гостиничных услуг - 12%. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др.  
Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции являются социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда, составляющие более 38%. Такое высокое налоговое бремя привело к снижению темпов роста, и в 1990-е годы была проведена реформа, в результате которой произошло снижение налоговых ставок. 

         Налоговая система Великобритании. Налоговая система Великобритании состоит из следующих основных видов налогов. 
Корпорационный налог. Субъекты налогообложения. Каждая компания- резидент по британскому праву обязана уплачивать корпорационный налог с прибыли, извлекаемой как в Великобритании, так и за ее пределами, включая отдельные виды доходов и прирост капитала. 
В целях налогообложения под “компаниями” понимаются любые инкорпорированные на территории Великобритании или за ее пределами юридические лица, а также любые неинкорпорированные ассоциации. Сюда не включаются товарищества или частные торговцы. 
         Компании-резиденты. Для целей налогообложения компания является резидентом, если, во-первых, она инкорпорирована в Великобритании (это требование закона), и, во-вторых, если ее центральное управление или контроль над ней осуществляется из Великобритании (это правило вытекает из судебных решений). Если компания уплачивает налог с любого дохода за границей, тот же доход также подлежит налогообложению в Великобритании. Однако, уплаченный за границей налог обычно засчитывается при уплате налога в Великобритании, таким образом уменьшая его размер. 
         Компании-нерезиденты. Компания-нерезидент подлежит обложению корпорационным налогом с прибыли, получаемой прямым или косвенным путем от операций в Великобритании через свои отделения или агентства. 
Указанные принципы, относящиеся к компаниям-нерезидентам, могут модифицироваться положениями соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения. 
Компании-нерезиденты не облагаются налогом на прирост капитала, возникающего от использования активов, не связанного с торговыми операциями в Великобритании. 
          Виды доходов, подлежащие налогообложению. Виды доходов, подлежащие обложению корпорационным налогом, включают в себя доходы от всех источников, независимо от их местонахождения, а также прирост капитала. Под налогообложение подпадают следующие доходы: прибыль от торговых операций, рассчитанная для целей налогообложения; дивиденды от компаний-нерезидентов; рента; роялти; “любые другие виды доходов или приростов”; прирост капитала, рассчитанный в соответствии с правилами для налога на прирост капитала. 
Ставка налога дифференцирована в зависимости от размера прибыли, получаемой компанией, по следующей шкале: 
         - при прибыли свыше 1,5 млн. ф.ст.ставка налога равна 30 %;  
          - при прибыли 300,000 -1,5 млн. ф.ст. ставка налога колеблется в пределах 20-30 %;

          - компании с прибылью в размере 50,000-300,000 ф.ст. уплачивают налог по ставке 20 %;

- прибыль в пределах 10,000-50,000 ф.ст. облагается налогом по ставке, установленной в пределах 10-20 %;

- малые предприятия с  прибылью менее 10,000 ф.ст. уплачивают  налог в размере 10 %.

Налогообложение филиалов иностранных  компаний. Иностранная компания, имеющая филиал в Великобритании, уплачивает корпорационный налог с прибыли от деятельности такого филиала. Обычно прибыль филиала облагается налогом в размере 30 %. Иногда при определенных обстоятельствах может применяться ставка в 20 %. 

Косвенное налогообложение. Британская система косвенного налогообложения включает в себя гербовый сбор (Stamp Duty), налог на добавленную стоимость (Value Added Tax) и акцизы. 
          Гербовый сбор. Гербовый сбор уплачивается при оформлении ряда документов, включая основные виды изменения правового положения и аренду недвижимого имущества, а также документов, которые изменяют правовое положение титулов собственности, в отношении которых титул не может передаваться лишь физическим путем.  
Ставки гербового сбора зависят от видов документов. Так, на передачу долей, акций она установлена в размере 0,5 % от цены проданной доли, акции. 
Документы изменения правового положения большинства других категорий собственности не являются предметом налогообложения, если сумма договоренности не превышает 60 тыс.ф.ст., но если сумма договоренности превышает 60 тыс.ф.ст., то сбор взимается в размере 1% от общей суммы договоренности (включая 60 тыс. ф.ст.). 
          Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС по установленной ставке (в настоящее время базовая ставка определена в размере 17,5%) взимается с поставок товаров и услуг на территории Великобритании, осуществляемых налогооблагаемыми лицами в связи с их деятельностью. Под “налогооблагаемыми лицами” понимаются любые лица (включая частных лиц, товарищества, компании и т.д.), которые в соответствии с законом обязаны быть зарегистрированными в целях обложения НДС. 
          Акцизы. Акцизные сборы по отдельным товарам значительно различаются по размеру. Акцизы на спиртные напитки, например, зависят от содержания спирта и емкости, на табачные изделия - от веса. В настоящее время акцизные сборы на некоторые товары составляют: крепкие спиртные напитки - 5,54 ф.ст. за бутылку, бензин - 3,94 пенса за 1 литр, сигареты - 1,97 ф.ст. за пачку. 
С 1 октября 2000 г. снижена ставка акцизного сбора на 1 пенс на высокооктановые марки бензина. Бюджетом на 2001/02 финансовый год предусматривается снижение ставки еще на 2 пенса. Кроме того, предполагается сокращение ставки акцизного сбора на малолитражные автомобили с объемом двигателя менее 1500 см.куб. для 5 млн. владельцев. 
         Подоходный налог. Резиденты. Статус резидента зависит от количества дней, проведенных в Великобритании. Применяются следующие основные правила:

- при физическом отсутствии  лица в Великобритании оно  считается нерезидентом; 
          - если лицо находится в Великобритании более 183 дней в течение одного налогового года, оно считается резидентом; 
        - если лицо находится в Великобритании более 90 дней в каждом году в течение четырехлетнего периода, оно считается резидентом; 
          - если у лица имеется жилье в Великобритании, один день, проведенный в Великобритании лицом, будет давать ему статус резидента, даже при не использовании им указанного жилья. 
         Ставка налога. Личный подоходный налог взимается по прогрессивной шкале со всех видов налогооблагаемых доходов от всех источников. Применяются следующие ставки: 
         - 10 % на первую налогооблагаемую сумму в 1,52 тыс.ф.ст. в год (так называемая стартовая ставка);

         - 22 % на доходы на сумму от 1,521 тыс.ф.ст. до 28,4 тыс.ф.ст. (это базовая ставка);

         - 40 % на доходы, превышающие 28,4 тыс.ф.ст.   (высшая ставка).  
         По общему правилу, обложению личным подоходным налогом подлежат все виды доходов: работа по найму, прибыль от торговой или иной профессиональной деятельности, пенсии, роялти, рента, ежегодная рента, дивиденды, проценты, алименты и т.д. Ставка налога на дивиденды в размере до 28,4 тыс.ф.ст. равняется 10%, а на сумму, превышающую 28,4 тыс.ф.ст., составляет 32,5%. 
         Налоговая система Китая. Государственная Налоговая Администрация КНР является полномочным органом управления в сфере налогообложения на всей территории Китая. Она разрабатывает налоговые законопроекты и устанавливает планы сбора налогов на провинциальном уровне. Министерство Финансов КНР также время от времени издает циркуляры, содержащие вопросы, касающиеся налогообложения. Но сбор налогов на местном уровне является компетенцией Налоговой Администрации.  
В 1994 году налоговая система Китая претерпела существенные изменения. В настоящее время все налоги КНР разделены на три отдельные группы:   
         - центральные налоги, которые включают в себя таможенные пошлины, потребительский налог, НДС, взимаемый таможней, а также налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог), взимаемый с банков, финансовых организаций, государственных предприятий и иностранных торговых корпораций. 

         - совместные налоги, включающие НДС, Налог на использование природных ресурсов, налог на ценные бумаги и бизнес-налог, взимаемый с других банков и страховых организаций. 

         - местные налоги, включающие налог на прибыль предприятий, бизнес-налог от других источников, налог на недвижимость, подоходный налог с физических лиц, гербовые сборы и некоторые другие налоги, такие как налог на наследство и налог на повышение стоимости земли. 

Информация о работе Международный опыт налогово-бюджетного регулирования