Методы экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Эффективность деятельности организаций, компаний, холдингов, народного хозяйства в целом в значительной степени зависит от исследования создаваемых систем управления, их рационального построения и необходимых при этом инвестиций.
Существует ряд методов исследования и оценки эффективности систем управления. Основными методами, используемыми при исследовании, являются системный анализ, исследование операций, имитационное моделирование, планирование экспериментов, распознавание объектов, , экспертные оценки.

Содержание работы

Введение_________________________________________2
Глава 1 Сущность, методы и процесс экспертных оценок
Сущность экспертных оценок ________________________4
1.2. Роль экспертов в управлении _______________________ 9
1.3. Метод экспертных оценок _________________________12
1.4. Организация экспертного оценивания _____________ __16
1.5. Подбор экспертов ____________________________ __ 18
1.6. Опрос экспертов _________________________________ _20
Глава 2 Методы экспертных оценок
2.1. SWOT-анализ _____________________________________23
2.2. Метод SMART _________________________________26
2.3. Метод ранжирования и оценивания ________________28
2.4 Метод непосредственного оценивании_______________29
Заключение_______________________________________30
Список используемой литературы_____________________32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

5. Существуют  различные формы организации  работы экспертной группы: либо  каждый эксперт делает экспертизу  индивидуально, потом результаты  суммируются и систематизируются,  либо эксперты работают коллективно,  взаимодействуя друг с другом.

6. Возможна  параллельная и многоэтапная  работа нескольких экспертных  групп. Сопоставление экспертиз  дает важную информацию.

      Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто ещё является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе для подготовки материалов для ЛПР, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода "снежного кома".

      Специалиста или группу специалистов, выступающих в роли экспертов, иногда отождествляют с измерительным прибором, имеющим случайные и систематические ошибки измерения.

    Случайные ошибки обусловлены субъективностью мнений экспертов о рассматриваемом вопросе и могут отклоняться в ту или иную сторону от истинного значения. Влияние таких ошибок уменьшается путем усреднения достаточного количества оценок.

     Систематическая ошибка присуща всему коллективу экспертов и не может быть устранена путем обработки получаемых оценок. Это говорит о том, что в отдельных случаях необходимо подходить весьма осторожно к результатам экспертного опроса, которые могут иногда выражать в целом ошибочную точку зрения, зависящую от уровня знаний и убеждений экспертов.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Метод экспертных оценок

      Сущность метода экспертных оценок  заключается  в  проведении  экспертами  интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений  и формальной  обработкой  результатов.  Получаемое  в   результате   обработки обобщенное мнение экспертов принимается как  решение  проблемы.  Комплексное использование интуиции  (неосознанного  мышления),  логического  мышления  и количественных  оценок  с  их  формальной  обработкой   позволяет   получить эффективное решение проблемы.

     При выполнении своей роли в процессе управления эксперты  производят  две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели,  решения и т. п.) и производят  измерение  их  характеристик  (вероятности  свершения событий, коэффициенты значимости  целей,  предпочтения  решений  и  т.  п.).

     Формирование  объектов  осуществляется  экспертами  на  основе   логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания  и  опыт  эксперта. Измерение  характеристик  объектов  требует  от  экспертов   знания   теории измерений.

    Характерными  особенностями метода  экспертных   оценок   как   научного инструмента решения сложных  неформализуемых  проблем являются,  во-первых, научно  обоснованная  организация   проведения   всех   этапов   экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов,  и,  во- вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и  при  оценке  суждений  экспертов  и  формальной  групповой  обработке результатов.  Эти  две  особенности  отличают  метод  экспертных  оценок  от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой  в  различных  сферах человеческой деятельности.

  Экспертные  коллективные оценки широко  использовались  в  государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным  хозяйством  уже  в первые годы Советской власти.  В 1918  году  при Высшем  совете  народного хозяйства был создан Совет  экспертов,  задачей  которого  являлось  решение наиболее сложных  проблем  реорганизации  народного  хозяйства  страны.  При составлении  пятилетних   планов   развития   народного   хозяйства   страны систематически   использовались    экспертные    оценки    широкого    круга специалистов.

     В настоящее время в нашей стране и за  рубежом метод экспертных  оценок широко применяется  для  решения  важных  проблем  различного  характера.  В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные  или временные экспертные комиссии,  формирующие  решения  по  различным  сложным неформализуемым проблемам.

   Все множество плохо формализуемых проблем условно можно разделить на  два класса. К первому классу относятся проблемы,  в  отношении  которых  имеется достаточный  информационный  потенциал,  позволяющий  успешно   решать   эти проблемы.  Основные  трудности  в  решении  проблем   первого   класса   при экспертной оценке заключаются  в  реализации  существующего  информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур  опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом  методы опроса  и  обработки  основываются  на  использовании  принципа   «хорошего» измерителя.      Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:

  1) эксперт  является хранилищем большого  объема  рационально  обработанной

информации, и поэтому он может  рассматриваться  как  качественный  источник

информации;

  2) групповое  мнение экспертов близко к  истинному решению проблемы.

   Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса  и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории  измерений  и  математической статистики.

    Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для  уверенности  в  справедливости  указанных гипотез.  При  решении  проблем  из  этого  класса  экспертов   уже   нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень  осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение  методов  осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном  случае  может  привести  к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта,  сильно  отличающееся  от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с  этим  для

проблем  второго  класса  в   основном   должна   применяться   качественная

обработка.

    Область применения метода экспертных  оценок  весьма  широка.  Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

  1)  составление   перечня  возможных  событий   в  различных  областях   за

определенный  промежуток времени;

  2)  определение   наиболее   вероятных   интервалов   времени   свершения

совокупности  событий;

  3) определение  целей и задач управления с   упорядочением  их  по  степени

важности;

  4) определение  альтернативных (вариантов  решения   задачи  с  оценкой  их

предпочтения;

  5) альтернативное  распределение ресурсов для решения  задач с  оценкой  их

предпочтительности;

  6) альтернативные  варианты принятия решений   в  определенной  ситуации  с

оценкой их предпочтительности.

  Для решения  перечисленных типовых задач   в  настоящее  время  применяются различные  разновидности  метода  экспертных  оценок.   К   основным   видам относятся: анкетирование  и  интервьюирование;  мозговой  штурм;  дискуссия;  совещание; оперативная игра; сценарий.

     Каждый   из   этих   видов   экспертного   оценивания   обладает   своими

преимуществами   и   недостатками,   определяющими   рациональную    область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное  применение нескольких видов экспертизы.

    Анкетирование и сценарий  предполагают  индивидуальную  работу  эксперта.

   Интервьюирование может осуществляться как индивидуально,  так  и  с  группой экспертов.  Остальные  виды  экспертизы  предполагают  коллективное  участие экспертов, в работе. Независимо от индивидуального  или  группового  участия экспертов  в  работе  целесообразно   получать   информацию   от   множества экспертов.  Это  позволяет  получить  на  основе  обработки   данных   более достоверные результаты, а также  новую  информацию  о  зависимости  явлений, событий,  фактов,  суждений  экспертов,  не  содержащуюся  в  явном  виде  в высказываниях экспертов.

     При использовании метода экспертных  оценок  возникают  свои  проблемы. Основными из них являются: подбор экспертов,  проведение  опроса  экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Организация экспертного оценивания

    Первым  этапом организации работ по  применению  экспертного  оценивания является  подготовка   и   издание   руководящего   документа,   в   котором формулируется цель работы и основные положения  по  ее  выполнению.  В  этом документе  должны  быть  отражены  следующие  вопросы:  постановка   задачи- эксперимента; цели  эксперимента;  обоснование  необходимости  эксперимента; сроки выполнения работ; задачи и состав  группы  управления;  обязанности  и права группы; финансовое и материальное обеспечение работ.

   Для  подготовки этого документа, а  также  для  руководства   всей  работой

назначается  руководитель  экспертизы.  На  него  возлагается   формирование группы управления и ответственность за организацию ее работы.

     После формирования группа управления  осуществляет  работу  по  подбору экспертной группы примерно в  такой  последовательности:  уяснение  решаемой проблемы; определение круга областей деятельности,  связанных  с  проблемой; определение долевого  состава  экспертов  по  каждой  области  деятельности; определение количества  экспертов  в  группе;  составление  предварительного списка экспертов с учетом их местонахождения;  анализ  качеств  экспертов  и уточнение  списка  экспертов  в  группе;  получение согласия  экспертов на участие в работе; составление окончательного списка экспертной группы.

     Параллельно с процессом формирования группы экспертов группа  управления проводит разработку организации и методики проведения опроса экспертов.  При этом  решаются  следующие  вопросы: 

место  и   время   проведения   опроса; количество  и   задачи  туров  опроса;  форма  проведения  опроса;   порядок фиксации и сбора результатов опроса; состав необходимых документов.

     Следующим этапом   работы   группы   управления   является   определение организации и методики обработки данных опроса. На данном  этапе необходимо определить  задачи и сроки обработки, процедуры и алгоритмы обработки,  силы и средства для проведения обработки.

  В процессе  непосредственного проведения опроса  экспертов и обработки  его результатов группа управления  осуществляет  выполнение  комплекса  работ  в соответствии с разработанным планом, корректируя его по  мере  необходимости по содержанию, срокам и обеспечению ресурсами.

  Последним   этапом  работ  для  группы  управления   является   оформление

результатов  работы.  На  этом   этапе   производится   анализ   результатов

экспертного  оценивания;  составление   отчета;   обсуждение   и   одобрение

результатов; представление итогов  работы  на  утверждение;  ознакомление  с результатами экспертизы организаций и лиц.

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.  Подбор экспертов

     Для реализации процедуры экспертного оценивания  необходимо  сформировать группу  экспертов.  Общим  требованием  при  формировании  группы  экспертов является эффективное  решение  проблемы  экспертизы.  Эффективность  решения проблемы определяется характеристиками достоверности экспертизы и затрат  на нее.

   Достоверность экспертного оценивания  может быть  определена  только  на основе  практического   решения   проблемы   и   анализа   ее   результатов. Использование экспертов как раз и обусловлено тем,  что  отсутствуют  какие- либо другие  способы  получения  информации.  Поэтому  оценка  достоверности экспертизы  может  осуществляться,  как  правило,  только  по  апостериорным (послеопытным)   данным.   Если  экспертиза    проводится  систематически  с примерно одним и  тем  же  составам  экспертов,  то  появляется  возможность накопления статистических данных по достоверности работы группы экспертов  и получения  устойчивой  числовой  оценки  достоверности.  Эту  оценку   можно использовать в качестве априорных данных о  достоверности  группы  экспертов для последующих экспертиз.

      Достоверность группового экспертного оценивания зависит от  общего  числа экспертов в группе, долевого состава различных  специалистов  в  группе,  от характеристик экспертов.

Информация о работе Методы экспертных оценок