Методы и способы оценки степени рисков. Механизмы управления рисками. Особенности антикризисного управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конку­рентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.
Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...........................3
1. Сущность, содержание и виды риска………………………………………………..4
1.1 Сущность и содержание риска………………………………………………………...4
1.2 Классификационная система рисков. Группы, категории, виды, подвиды
и разновидности рисков………………………………………………………………..4
2. Риск в инвестировании капитала…………………………………………………..7
2.1. Риск – обязательный элемент любой экономики…………………………………….7
2.2 Венчурный капитал…………………………………………………………………….7
3. Способы оценки степени риска…………………………………………………….10
3.1. Понятие степени риска……………………………………………………………….10
3.2 Случайные события и их вероятность………………………………..………………11
4. Оценка предпринимательских рисков……………………………………………..14
4.1 Критерии количественной оценки риска………………….…………………………14
4.2 Методы оценки предпринимательского рынка………………………………………15
4.3 Объективный и субъективный методы определения
вероятности нежелательных событий………………………………………………..16
5. Система управления риском……………………………………………………….18
Сущность и содержание риск – менеджмента. ……………………………………...18
Организация риск – менеджмента……………………………………………………19
Стратегия риск – менеджмента………………………………………………………..21
Приемы риск – менеджмента…………………………………………………………..22
6. Анализ риска……………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………………….25
Литература…………………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Конрольная работа Антикризисное управление.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Метод аналогий используется в том случае, если другие методы оценки риска неприемлемы. При его использовании применяются базы данных о риске аналогичных проектов или сделок.

Комбинированный метод  представляет собой объединения  нескольких отдельных методов или  их отдельных элементов. Примером может служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производится с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также метода аналога.

4,3 Объективный и субъективный методы определения

вероятности нежелательных  событий.

При оценке риска предпринимателя  в первую очередь интересует вероятность  нежелательного исхода.

Существует два метода определения вероятности нежелательных  событий: объективный и субъективный.

Объективный метод основан на вычислении частоты, с которой тот или иной результат был получен в аналогичных условиях, В этом случае расчет вероятности проводится на основании фактических данных по формуле:

;

где  Р – вероятность нежелательного исхода;

n – число событий с неуспешным для предпринимателя исходом;

N – общее число аналогичных событий как с успешным, так и с неуспешным исходом.

Но не всегда предприниматель  обладает информацией для применения объективного метода оценки вероятности нежелательного исхода. В этом случае фирма может обратиться за информацией к консалтинговой фирме или оценить вероятность субъективным способом.

Субъективная вероятность является предположением относительно определенного  результата. Этот метод определения вероятности нежелательного исхода основан на суждении и на личном опыте предпринимателя. В данном случае в соответствии с прошлым опытом и интуицией предпринимателю необходимо сделать цифровое предположение о вероятности событий.

При этом необходимо учитывать два ограничения:

  1. Рi =1, то есть сумма вероятностей всех событий равна 1;
  2. 0≤P<1, вероятность отдельного события должна быть больше или равно

0 и меньше 1.

 

Если предпринимательское решение  принимается группой лиц, вероятность  нежелательного исхода может быть определена экспертным путем. Следует отметить, что в том случае, если вероятность нежелательного исхода велика, предпринимателю следует осторожно относиться к данной сделке, т.к. в данной ситуации велик риск неудачи. В то же время игнорирование любых вариантов, связанных с любым уровнем риска, может в условиях рыночной экономики привести к утере конкурентоспособности фирмы.

Авторами, занимающимися  исследованиями в этой области (Т.Бачкаи, В.Рудашевский, К.Татеиси), разработана  эмпирическая шкала риска, которая может быть рекомендована для использования в работе предпринимателя.  (табл. 4.1).

Однако необходимо знать, что предлагаемая шкала носит  условный характер и в любом случае окончательное решение о допустимой для конкретной сделки вероятности  нежелательного исхода остается за предпринимателем.

Таблица 4.1.

Эмпирическая шкала  допустимого уровня риска.

N/N

Вероятность нежелательного

исхода (величина риска)

Наименование  градаций

1

0,0 – 0,1

Минимальный  риск

2

0,1 – 0,3

Малый  риск

3

0,3 – 0,4

Средний  риск

4

0,4 – 0,6

Высокий  риск

5

0,6 – 0,8

Максимальный  риск

6

0,8 – 1,0

Критический  риск


 

Первые три градации вероятности нежелательного исхода соответствует    “ нормальному, разумному ” риску, при котором рекомендуется принимать обычные предпринимательские решения. Решения с большим уровнем риска рекомендуется принимать в особых случаях ( если при неудачи они не приведут фирму к банкротству).

5.  Система  управления риском.

    1. Сущность и содержание риск – менеджмента.

Риск – это финансовая категория. Поэтому на величину риска можно воздействовать через финансовый механизм с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии.

В совокупности стратегия  и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск – менеджмент.

Таким образом, риск – менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента и является системой управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск – менеджмент включает стратегию и тактику  управления. Под стратегией управления понимается направления и способ использования средств для достижения поставленной цели.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Риск – менеджмент как система управления состоит  из 2 х подсистем: управляемой подсистемы ( объекта управления ) и управляющей подсистемы    ( субъекта управления ).

Объектом управления в риск – менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

Субъект управления – это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию), осуществляющие функционирование объекта управления. При этом важная роль принадлежит информации; тот кто владеет информацией – владеет риском.

Различают два типа функций  риск – менеджмента:

функции объекта управления и субъекта управления.

К функциям объекта управления относится: организация разрешения риска, рисковых вложений капитала, работы по снижению величины риска, процесса страхования рисков, экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

К функциям субъекта управления относятся: прогнозирование, организация, регулирование, координация, стимулирование и контроль.

Прогнозирование в риск – менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта.

Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил.

Регулирование представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

Координация – это согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов.

Стимулирование – это побуждение финансовых менеджеров к заинтересованности в результатах своего труда.

Контроль – проверка организации работы по снижению степени риска, предполагающей анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.

    1. Организация  риск – менеджмента.

Как система управления, риск –  менеджмент включает процесс выработки  цели риска и рисковых вложений капитала, определенные вероятности наступления  события, выявление степени и  величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор способов снижения риска, осуществление воздействия на риск.

Цель  риска – это результат, который необходимо получить (выигрыш, прибыль, доход и т.п.)

Цель рисковых вложений капитала – получение максимальной прибыли. Для принятия решения важным моментом является получение информации об окружающей обстановке.

Для предпринимателя  важно знать действительную стоимость  риска,.  которому подвергается его  деятельность.

Под стоимостью риска  следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий.

На основе имеющейся  информации об окружающей среде, вероятности, степени и величины риска разрабатываются  варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

Подходы к решению  управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому риск – менеджмент обладает многовариантностью.

Многовариантность риск – менеджмента означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации.

Риск – менеджмент весьма динамичен. Особую роль в решении  рисковых задач играют интуиция менеджера ( способность без логического продумывания находить правильное решение ) и инсайт ( осознание решения некоторой проблемы ).

В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений  происходит с помощью эвристики ( совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины ).

Риск – менеджмент имеет свою систему эвристических  правил и приемов для принятия решения в условиях риска.

Основные правила риск – менеджмента являются:

  • Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
  • Надо думать о последствиях риска.
  • Нельзя рисковать многим ради малого.
  • Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
  • При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

Нельзя думать, что всегда существует только одно решение   Возможно есть и другие.

Реализация первого правила  означает, что прежде, чем принять  решение о рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен:

  • определить максимально возможный объем убытка по данному риску;
  • сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;
  • сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству данного инвестора.

Объем убытка от вложения капитала может  может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его.

При прямых инвестициях объем убытка, как правило равен объему венчурного капитала.

При прямом убытке ( пожар, наводнение, кража и т.п. ) размер убытка больше прямых потерь имущества, т.к. он включает еще дополнительные денежные затраты на ликвидацию последствий убытка и приобретение нового имущества.

При портфельных инвестициях, т.е. при покупке ценных бумаг, которые  можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы  затраченного капитала.

Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов инвестора представляет собой степень риска, ведущего к банкротству.

Она измеряется с помощью коэффициента риска:

;

где Кр – коэффициент риска;

Уmax – максимально возможная сумма убытка, грн.;

Ссоб – объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств , грн.

Исследования рисковых мероприятий  позволили сделать вывод, что  оптимальный коэффициент риска  составляет 0,3 , а коэффициент риска, ведущий к банкротству инвестора 0,7 и более.

Реализация второго правила  требует, чтобы финансовый менеджер, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она  может привести, какова вероятность  риска, и принял решение об отказе от риска ( т.е. от мероприятия ), принятии риска на свою ответственность или передаче риска на ответственность другому лицу.

Действие третьего правила особенно ярко проявляется при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае он означает, что менеджер должен определить и выбрать приемлемое для него соотношение между страховым взносом и страховой суммой.

Риск не должен быть удержан, т.е. инвестор не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом взносе.

Реализация остальных правил означает, что в ситуации, для которой  имеется только одно решение ( положительное  или отрицательное ), надо сначала  попытаться найти другие решения. Если же анализ показывает, что других решений  нет, то действуют по правилу “в расчете на худшее”.

Следует иметь в виду проявляющиеся  при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности  человека агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность, экстраверсия, интроверсия и др.

Экстраверсия – это свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.

Интроверсия – это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей.

Информация о работе Методы и способы оценки степени рисков. Механизмы управления рисками. Особенности антикризисного управления рисками