Кризис первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Кризис в жизни – это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризис (от греч. krineo - «разделение дорог») означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека. Благодаря кризису, внешнее выходит наружу, и человек начинает осознавать его внешность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1 Кризис первого года жизни………………………………………………….3
2 Что чувствует малыш…………………………………………………..……6
3 Возрастная метаморфоза годовалого ребёнка……………………………..7
4 Причины и признаки кризиса первого года жизни…………………….….10
5 Кризис первого года и давление со стороны родителей……………….…11
6 Что делать если ребенок отказывается отходить от мамы………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………14

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2 
1 Кризис первого года жизни………………………………………………….3 
2 Что чувствует малыш…………………………………………………..……6

3 Возрастная метаморфоза годовалого ребёнка……………………………..7

4 Причины и признаки  кризиса первого года жизни…………………….….10

5 Кризис первого года  и давление со стороны родителей……………….…11  
6 Что делать если ребенок отказывается отходить от мамы………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………14 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
      Кризис в жизни – это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может.  Кризис (от греч. krineo - «разделение дорог») означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека. Благодаря кризису, внешнее выходит наружу, и человек начинает осознавать его внешность. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, который перетекает с одной стороны, трансформацию, развитие и с другой – личностный рост.  Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности. 
Кризис первого года жизни – наименее изученный по сравнению с остальными.  Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада. Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком и отдавать в этом. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным. 
 
 

 

 

 

Кризис первого  года жизни 
       Возрастной кризис – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастной кризис обусловлен прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека. Задача исследования источников возникновения жизненных кризисов и психологических механизмов их преодоления является одной из важнейших в психологии жизненного пути. 
Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека – Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим. В жизни каждого человека происходят кризисы или переломные моменты. В определенные периоды жизненного цикла личности возникают ситуации, когда ощущается внутренний разлад, смятение, иногда внезапные изменения перспектив, часто неудовлетворенность своими действиями, которые раньше оценивались как положительные. В такие периоды происходит ломка устоявшихся стереотипов, "размывание" ранее усвоенных ценностей. 
  В настоящий момент изучение психологического аспекта кризисных ситуаций помогает в понимании развития личности в течение жизненного пути. Человек не остается тождественным самому себе на протяжении жизни, в нем происходят трансформации в сфере чувств, поведении и мышлении. Важными поворотными моментами, способствующими таким изменениям и являются кризисы.  
      Кризис – это состояние, переживаемое как глобальное поражение всей жизненной целостности. Само понятие реально означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Другие значения этого слова усиливают тот же смысл. Действительно, если обратиться к работам психологов, то мы увидим схожие определения. "Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени" (Г. Оллпорт). "Понимание греческого слова "кризис" имеет уничижительный оттенок, оно включает в себя личную неудачу, слабость неспособность противостоять внешним событиям" (Г. Шихи).  По мнению Э. Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или не благоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. Источниками возникновения кризиса могут быть противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями человека, ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими и видами деятельности. На основу протекания кризиса оказывают влияние и индивидуальные особенности человека.  
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан, во-первых, с глубоким чувством доверия к окружающему его миру, а во-вторых, наоборот, – недоверием к нему.  
Второй кризис связан с первым опытом обучения и в зависимости от поведения родителей приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над своим организмом.  
Третий кризис соответствует второму детству. Он характеризуется появлением у ребенка чувства инициативы или чувства вины в зависимости от обстоятельств. 
Четвёртый кризис происходит в школьном возрасте. У ребенка под воздействием внешней среды появляется либо вкус к работе, либо чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.  
 
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации. Неспособность подростка к идентификации может привести к ее "распылению" или также к путанице ролей.  
Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.  
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности).  
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а решение зависит от того, как этот путь был пройден. Следствием этого является целостность личности или отчаяние от невозможности начать жизнь заново.[1, c 68] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что чувствует  малыш

В год ваш малыш становится все самостоятельней. Он передвигается  по комнате без вашей помощи, дотягивается до вещей на полках и тумбочках, делает первые шаги. Развитие ребенка проходит стремительно. Главным открытием в этот период для ребенка является то, что мама и папа – это взрослые. Они не такие как он. Им разрешено больше, чем ему, они умеют больше, чем он. Кроха впервые осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер. Когда маленький человечек переживает кризис одного года, ему кажется, что вы запрещаете ему грызть провода и собирать окурки на улице, потому что не любите его. Он не понимает, чем эти предметы отличаются от «разрешенных». Он уверен, что вы препятствуете его познанию мира и его развитию своими запретами. Ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот. Хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду. И что очень важно – хочет общаться. К сожалению, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что так хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным. Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу. Покажите ребенку, как самому вымыть руки перед едой, как самому держать ложку, нажимать на звонок, когда пришли с прогулки и т.д. Воспитывать ответственность и самостоятельность в ребенке нужно с самого раннего детства.[2, c 159] 

 

 

 

 

 

Возрастная метаморфоза  годовалого ребёнка 
        Первый критический период развития ребёнка – период новорожденного, который является наименее изученным, поскольку, с одной стороны, происходит в семье и заметен только близким взрослым, с другой стороны, его симптомы не так ярки. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребёнок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорождённого ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. 
Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново. 
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Л.С. Выготский датирует начало кризиса одного года десятью месяцами, когда наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д. В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет – мужчины, 21-35 лет - женщины;второй период: 36-60 лет – мужчины, 36-55 лет – женщины); пожилой возраст (61-74 года – мужчины, 56-74 года – женщины); старческий возраст (75-90 лет – мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис: детство, включая младенчество (0- 7 года), школьный возраст (7 - 16 лет), юность (16 -20 лет), молодость (20-30 лет), взрослость (30 -60 лет), пожилой возраст и старость (60 - … лет), но остановимся мы на кризисе одного года. Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения измеряют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень. С этим связано и возникновение критического периода, в том числе и его негативных составляющих, таких как упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость. Как правило, эти проявления не становятся устойчивыми и с окончанием кризиса проходят, но при полном игнорировании стремления и активности ребёнка могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности. С появлением первых слов и ходьбы начинается новый этап в психическом развитии ребёнка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис одного года»[5, c 245]. 
Внешние проявления кризиса: у ребёнка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребёнок становится беспокойным, появляются первые проявления самостоятельности. 
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребёнок обладает. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал  автономной (отличается от взрослой, но иногда напоминает «взрослые» слова). Описывая кризис одного года, Л.С. Выготский объясняет его появлением автономной детской речи. Она приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем самым вызывая к жизни новую ситуацию развития. «Речь в отношении социального пространства ребенка играет такую же роль, как и ходьба в отношении физического» [1, c 150]. Но ходьба в год лишь возникает, автономная же речь, появляясь в год, вскоре исчезает, замещаясь речью социальной. Как подчёркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребёнка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребёнок и взрослый. В этом и заключается суть кризиса первого года жизни. Рассматривая симптомы, характерные для одного года, можно заключить, что в своём развитии  годовалый ребёнок проходит такие этапы, как: 
- появление устойчиво привлекательных предметов и ситуаций; 
- новый способ передвижения, попадающий в центр внимания ребёнка, становится особым предметом потребности; 
- запрет (или отсрочка) удовлетворения желания, приводящая к гипобулической (волевой) реакции в поведении и к появлению стремления как характеристике психической жизни; 
- слово означает удерживаемый аффект. 
Зависимость ребенка от взрослого приводит к тому, что отношение его к самому себе и к действительности всегда преломляется сквозь призму отношений с другим человеком. Недостаток любви и внимания со стороны взрослого, негативно отражается на будущей самооценке ребенка, формируют комплекс «недолюбленности», верно и другое, переизбыток внимания и постоянное «облизывание» малыша, приводит к тому, что в будущем он может стать «зависимым» - от родителей (в психологической практике часто встречаются случаи, когда взрослый мужчина не может создать семью, подсознательно нуждаясь в постоянной опеке мамы), а также, как крайние варианты выражения - зависимость от алкоголя и наркотиков.[4, c 34] 

 

 

 

 

Причины и признаки кризиса первого года жизни

Для начала стоит отметить тот момент, что кризис – это  вполне нормальное, естественное явление и даже необходимый этап в развитии ребенка. 
В этот период поведение ребенка конечно очень тяжело назвать идеальным, и малыш может доставлять массу хлопот, но именно кризис является показателем, что ваш малыш нормально развивается. Именно в первый год жизни малыш получает огромный объем информации. Ему приходится обучаться все новым и новым действиям. Сначала ребенок учится держать головку, затем переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Весь этот комплекс и является причиной кризиса Первым всплеском является резкое повышения самостоятельности. Как только ваш малыш начал ходить он начинает исследовать квартиру, и именно в эти моменты вам приходиться пристально следить за ребенком, что бы он не залез пальцами в розетку, или не взял что то с мусорного ведра. Такая самостоятельность может привести к тому, что ребенок может отказаться выполнять привычные для него действия и процедуры. 
Так же малыш начинает активно изучать людей. Появляются первые попытки манипуляции родителями, хотя это еще не совсем осознанно. В данный момент ему просто интересно посмотреть на вашу реакцию при его различных действиях. Именно кризис первого года сопровождается непослушанием, капризами, возбудимостью, обидами, слезами. Но все равно это еще не полная самостоятельность, так как малыш еще слишком сильно привязан к маме. Если дите не может дотянуться до предмета, кто ему поможет – мама. Ребенок хочет кушать, кто его покормит – мама! 
Вот в этом моменте кроется самый большой подвох, ребенком овладевает противоречивое поведение. Сначала он просит вашей помощи, а потом резко от нее отказывается![5, c 57] 
 

Кризис первого  года и давление со стороны родителей

Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения, трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: "Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?"[5, c 100]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что делать, если ребенок отказывается отходить от мамы

В кризисный период у годовалого ребенка особенно обостряется привязанность к маме. Он хочет повсюду следовать за ней, не оставляет ее ни на секунду одну. Если же мама уходит, он сильно скучает, и после ее возвращения не отпускает от себя ни на шаг. Для того чтобы мама могла выкроить хоть несколько минут для себя или для домашних дел, ей лучше сначала выделить некоторое время для полноценной игры с ребенком. Очень скоро малыш удовлетворится присутствием мамы и сам потребует свободы. Тогда можно будет увлечь его какой-нибудь игрушкой и на некоторое время заняться своими делами. Если же ребенок не дает маме даже зайти в ванную и подолгу плачет под дверью, то эту неприятную ситуацию легче всего перевести в игру. Можно просовывать в щель под дверью цветные листы бумаги или фантики от конфет. Ребенок моментально вступит в игру, и досадное исчезновение мамы за дверью превратится в увлекательное занятие.[3, c 70]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Жизненные кризисы и развитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы влекут за собой различные трансформации и в системе ценностей, и в смыслообразующей категории, и в моделях описания реальности. Возможно это болезненные трансформации, но тягостные ощущения не бессмысленны, они напоминают боль, которая сопровождала рождение чего-то нового. Положительный эффект в том, что человек многое извлекает, приобретает для себя и растёт как личность. Итак, в результате ежедневных наблюдений были выявлены характерные для годовалого ребёнка симптомы. Рассматривая их, мы можем заключить, что в своём развитии в период около одного года ребёнок проходит несколько этапов: 
- у ребёнка появляются устойчиво привлекательные предметы и ситуации; 
- новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребёнка, становится особым опосредствующим предметом потребности; 
- запрет (отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции (в поведении) и к появлению стремления (как характеристике психической жизни); 
- слово означает удерживаемый аффект. 
Таким образом, содержанием развития в кризисе описывается через посредство термина субъективация – обнаружение самим субъектом собственного желания или действия (в другие критические периоды). Нормальное разрешение кризиса приводит, таким образом,  к расчленению предметной и социальной среды; к субъективации желания, то есть для нас – к появлению желания, стремления для самого ребёнка. 
                                     

 

 

 

 

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
1 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. -М. : Просвещение, 2005.- 300 с. 
2  Каменская, Е.Н. Основы психологии / Е.Н. Каменская. -Ростов н/д. : Феникс, 2003. - 192 с. 
3   Кроль, В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. - М.: Феникс, 2010. - 319 с. 
4 Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Лениздат, 2005 - 319 с. 
5 Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2002. - 608 с. 


Информация о работе Кризис первого года жизни