Контрольная работа по "Антикризисной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение мер, которые применяются к предприятию - банкроту.
При этом необходимо решить следующие задачи:
1. изучить социально-экономическая сущность несостоятельности и причины банкротства;
2. выявить цели и задачи института несостоятельности и его место в институте российского права;
3. изучить процедуры, применяемые к предприятиям-банкротам;

Содержание работы

Введение
1. Социально-экономическая сущность несостоятельности и причины банкротства. Цели и задачи института несостоятельности и его место в институте российского права

2. Процедуры, применяемые к предприятиям-банкротам

3. Порядок, подведомственность и подсудность дел о банкротстве. Лица, участвующие в деле о банкротстве и арбитражном процессе. Представительство в деле о банкротстве.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Юран Кабан.docx

— 62.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 1. Социально-экономическая сущность несостоятельности и причины банкротства. Цели и задачи института несостоятельности и его место в институте российского права

 

2. Процедуры, применяемые к предприятиям-банкротам

 

3. Порядок, подведомственность и подсудность дел о банкротстве. Лица, участвующие в деле о банкротстве и арбитражном процессе. Представительство в деле о банкротстве.

 

Заключение

 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Современное состояние большинства хозяйствующих субъектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является реактивная форма управления и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

Актуальность исследования обусловлена процессами, происходящими на мировом и российском рынках. Экономика сегодняшнего времени требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

Цель курсовой работы – изучение мер, которые применяются к предприятию - банкроту.

При этом необходимо решить следующие задачи:

1. изучить социально-экономическая сущность несостоятельности и причины банкротства;

2. выявить цели и задачи института несостоятельности и его место в институте российского права;

3. изучить процедуры, применяемые к предприятиям-банкротам;

 

4. изучить  порядок, участие лиц в деле о банкротстве и арбитражном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическая сущность  несостоятельности и причины  банкротства. Цели и задачи  института несостоятельности и  его место в институте российского  права

 

Социально-экономическая  сущность несостоятельности

Социально-экономическое  содержание несостоятельности представляет собой неспособность субъекта рыночных отношений по тем или иным причинам рассчитаться по своим долгам. Речь идёт о ситуации, когда должник  не имеет реальной возможности продолжить свою хозяйственную деятельность и  удовлетворить требования всех кредиторов (погасить задолженность по денежным обязательствам или обязательным платежам).

Причины банкротства:

Факторы, являющиеся причинами  банкротства принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия  и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия  и обычно находящиеся вне сферы  его влияния. Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и  неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию  и услуги предприятия), изменение  банковских процентных ставок и условий  кредитования, налоговых ставок и  таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере  минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

Не менее опасно для  деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много  различных неудач предприятий связано  с неопытностью менеджеров, некомпетентностью  руководства, его неумением ориентироваться  в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет  к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к  хозяйствованию, причисляют следующие:

- неспособность руководителей  предусмотреть банкротство и  избежать его в будущем;

- снижение объемов продаж  из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

- снижение объемов производства;

- снижение качества и  цены продукции;

- неоправданно высокие  затраты;

- низкая рентабельность  продукции;

- слишком большой цикл  производства;

- большие долги, взаимные  неплатежи;

- слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

- разбалансированность  экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно  рассматривать задержки с предоставлением  финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.

Цели:

- увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или

ликвидации должника, в  интересах всех сторон;

- спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

- справедливое распределение средств между сторонами;

- осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение  возврата средств кредиторам, для других - спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Центральное место в  системе правового регулирования  несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной  стороны, исключение из гражданского оборота  неплатежеспособных субъектов, а с  другой - предоставление возможности  добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь  финансовой стабильности

Место в институте российского  права.

Институт банкротства  не может быть отнесен только к  одной отрасли права, поскольку  является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его  отраслей. В рамках гражданско-правового  регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный  порядок) урегулированы нормами  других отраслей права.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный  характер, находится на стыке публичного и частного права. Закон о банкротстве 2002 г. наряду с материально-правовыми  нормами содержит достаточно большое  количество норм процессуального характера.

Основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий  закон - специальный закон - другие нормативные  акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и АПК РФ: во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы - это  Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной  из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового  регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности  являются весьма актуальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Процедуры, применяемые к предприятиям-банкротам

 

Вопрос  о процедурах, применяемых к предприятиям-банкротам, можно рассматривать с точки  зрения техники их применения, что  является предметом антикризисного управления, и с точки зрения законодательства, т.е. установленных государством правил разрешения проблем несостоятельности, что представляет собой предмет  антикризисного регулирования. Соответственно, в настоящем параграфе рассматриваются  особенности применения предусмотренных  отечественным законодательством  процедур к несостоятельным предприятиям.

Антикризисное регулирование может быть внесудебным и арбитражным в зависимости от того, по чьей инициативе применяются меры к несостоятельному предприятию. Внесудебное антикризисное регулирование проводится по инициативе собственников (участников, учредителей или акционеров), арбитражное антикризисное регулирование - на основании определения арбитражного суда.

В российском законодательстве о банкротстве  используются следующие основные понятия  и положения.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое  лицо, неспособные удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение  срока, установленного федеральным  законом. Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. Согласно законодательству юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника -юридического лица, вытекающих из такого участия. Судебная процедура начинается с подачи иска в арбитражный суд. В соответствии с законом правом обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о признании банкротом должника наделяются сам должник, его кредиторы, прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. Кроме того, руководитель предприятия-должника обязан обратиться в арбитражный суд в том случае, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами. Невыполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность руководителя предприятия-должника по обязательствам должника перед кредиторами (ст.ст. 8 и 9 Закона "О банкротстве (несостоятельности)"). Арбитражный суд рассматривает и принимает либо отклоняет заявление о признании должника банкротом в течение трех дней с момента его поступления. Должник в пятидневный срок с момента принятия заявления обязан направить в арбитражный суд и истцу отзыв на такое заявление. При наличии возражений должника по требованиям заявителя суд в срок не позднее месяца до назначенной даты рассмотрения дела о банкротстве проверяет обоснованность возражений и выносит определение по результатам проверки. Перед судебным разбирательством по делу о банкротстве суд вправе по собственной инициативе назначить экспертизу по оценке финансового состояния должника. Дело о банкротстве рассматривается на заседании арбитражного суда не позднее трех месяцев с момента принятия искового заявления. При весомых обстоятельствах оно может быть отложено не более чем на два месяца. Выбор процедуры в отношении предприятия-должника производится арбитражным судом. Федеральный закон предусматривает различные меры, применяемые к банкроту. Их можно объединить в две группы: оптимистические, связанные с оздоровлением предприятия-должника, и пессимистические, приводящие к его ликвидации.

Меры:

Пессимистические (ликвидационные)

1) добровольная  ликвидация под контролем кредиторов

2) конкурсное  производство

3) принудительная  ликвидация по решению арбитражного  суда

Оптимистические (реорганизационные)

1) наблюдение

2) досудебная  санация

3) внешнее  управление

4) мировое  соглашение

Рассмотрим  порядок проведения процедур, разрешенных  законом по отношению к предприятиям-банкротам. К ним относятся следующие процедуры.

Добровольная  ликвидация - внесудебная процедура  ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между  его собственниками и кредиторами, под контролем кредиторов.

Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях  соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая  к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  в целях обеспечения сохранности  имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Досудебная  санация (оздоровление) - меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предпринимаемые собственниками данного  предприятия, кредиторами или иными  лицами. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в  размере, достаточном для погашения  денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления платежеспособности. Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в судебном порядке в целях  восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению данным предприятием внешнему управляющему.

Мировое соглашение - достижение договоренности должника с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки, скидки или переуступки  долгов. Исполнителем любой из процедур является арбитражный управляющий. Арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом спустя не более 10 дней с момента принятия искового заявления о признании предприятия банкротом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных федеральным законом. Его действия подконтрольны кредиторам. В зависимости от участия в той или иной процедуре он именуется временным (при наблюдении), внешним (при внешнем управлении) или конкурсным (при конкурсном производстве) управляющим.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисной экономике"