Конкурсное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих. Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.
По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 29.10 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим  исключением предприятия из реестра  действующих. Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и означает невозможность  восстановления финансового состояния.

По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный  суд вправе продлить этот срок на шесть  месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно  к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием  кредиторов, утвержден арбитражным  судом.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для  должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса.

Почему конкурсное? Потому что исторически сложилось понимание установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов как «состязание» кредиторов за «приз» — платеж по долгам, где позиция в очереди зависит от основания возникновения требования кредитора.[5,9,11]

 

 

 

 

 

 

1.  Конкурсное  производство: сущность и порядок  проведения 

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника.

Должник может быть сохранен лишь при досрочном прекращении конкурсного производства, например, вследствие мирового соглашения или перехода к внешнему управлению. Восстановление платежеспособности должника не предполагается, ибо ранее было доказано» что оно невозможно.

Это последний этап арбитражного управления, который наступает со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и заканчивается после расчета с кредиторами и ликвидации предприятия.[5]

Основания для открытия конкурсного  производства можно разделить на две группы. Первая группа оснований сформирована по остаточному принципу — конкурсное производство открывается, если нет оснований для введения иных процедур банкротства. Ко второй группе относятся все основания, применение которых обусловлено одним из случаев, обозначенных в Законе о банкротстве. Например, непредставление плана внешнего управления в арбитражный суд в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления.

Во всех случаях арбитражный  суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению.

По сути своей конкурсное производство — это процедура  ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение кредиторов на основе продажи активов и ликвидации предприятия-должника.

Сообщение о признании  должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в официальном издании, определенном Правительством Республики Беларусь. Дата этой публикации является точкой отсчета для двухмесячного срока, в течение которого кредиторы должны заявить свои требования (направить их конкурсному управляющему и в суд).[1]

Реализует процедуру конкурсного  производства конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.

 

 

    1. Роль конкурсного управляющего

 

Важной фигурой в процедуре  банкротства является временный (антикризисный) управляющий, осуществляющий многочисленные, предусмотренные законодательством  функции и связи между должником, кредиторами, хозяйственным судом, другими государственными и иными  организациями, должностными лицами и  гражданами.

В настоящее время правовое положение управляющих определяется в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. №423–3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)», Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18.06.2004 №151 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления контроля за деятельностью временных (антикризисных) управляющих в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2009 года №993 утверждено новое Положение о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Антикризисный управляющий  – физическое или юридическое  лицо, назначаемое хозяйственным  судом для проведения некоторых  процедур банкротства и осуществления  иных полномочий антикризисного управляющего (далее – управляющий).

Временный управляющий –  физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом  в целях проверки наличия оснований  для возбуждения конкурсного  производства, а также осуществления  мер по обеспечению сохранности  имущества должника и иных полномочий временного управляющего.

В случае утверждения хозяйственным  судом плана завершения досудебного  оздоровления в защитном периоде  с руководителем должника прекращается трудовой договор по основаниям, установленным  законодательством о труде, и  назначается временный управляющий, о чем выносится соответствующее  определение. При этом он обладает как  специфическими полномочиями управляющего, так и правами руководителя юридического лица. Так, он без доверенности действует  от имени должника, представляет его  интересы в суде, во всех учреждениях  и организациях, распоряжается его  имуществом и средствами, заключает  договоры, выдает доверенности, утверждает штаты должника, издает приказы и  дает указания, обязательные для всех его работников.

В случае обнаружения временным (антикризисным) управляющим данных, объективно свидетельствующих о  недобросовестности, злоупотреблениях руководителя (руководителей) должника, управляющий обязан сообщить о них в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы.[8]

Основные задачи управляющего вытекают из сущности конкурсного производства, целью которого является максимально  возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности, защита прав и законных интересов  должника, а также кредиторов и  иных лиц в процессе санации, осуществляемой для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки, а при  ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя  и освобождения его от долгов, продажи  имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Одной из главных задач, стоящих  перед управляющим, является восстановление платежеспособности должника. Решение  этой задачи возможно в процессе защитного  периода при завершении досудебного  оздоровления и на стадии конкурсного  производства в процедуре санации.

Управляющий должен оказывать  содействие суду и другим лицам, участвующим  в деле о банкротстве (организация  и проведение собраний кредиторов), также должен осуществлять ведение  реестра требований кредиторов, рассмотрение требований кредиторов и выдвижение возражений по ним, обжалование соответствующих  сделок должника. Временный управляющий  на стадии защитного периода также  должен способствовать эффективному ведению  дела путем принятия необходимых  мер по обеспечению сохранности  имущества должника и его защите, проведения объективного и всестороннего  анализа финансового состояния  и платежеспособности должника, определения  наличия признаков ложного, преднамеренного  банкротства, сокрытия банкротства  или срыва возмещения убытков  кредитору, оказания содействия в организации  хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения.

При невозможности или  отсутствии оснований для санации, управляющий осуществляет банкротство  – ликвидацию должника – юридического лица или прекращение деятельности должника – индивидуального предпринимателя  и освобождение его от долгов.

При назначении в таких  производствах по делу о банкротстве  временного (антикризисного) управляющего хозяйственный суд должен проверить, отвечает ли предложенная кандидатура  соответствующим требованиям (наличие  у кандидата лицензии на осуществление  деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу о банкротстве, а в необходимых  случаях – специальный аттестат; документы, подтверждающие правовой статус индивидуального предпринимателя; также выясняет, является или нет  предложенная кандидатура заинтересованным лицом в отношении должника или  кредитора.[8]

В производстве по делу градообразующих  или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности  в уставном фонде, а также юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные  заказы, и должников, в отношении  которых государственные органы и организации заявили ходатайство  перед хозяйственным судом о  назначении временных (антикризисных) управляющих из числа предложенных ими кандидатур, временный (антикризисный) управляющий назначается в соответствии с решением государственного органа, государственной организации, подчиненного(ой) Правительству РБ, местного исполнительного  и распорядительного органа. При  назначении временного (антикризисного) управляющего в таких производствах  хозяйственный суд обязан проверить, аккредитована ли представленная кандидатура  временного (антикризисного) управляющего.

В том случае, если управляющий  осуществляет деятельность с нарушениями  законодательства, хозяйственному суду следует принимать соответствующие  меры реагирования и в установленном  порядке решать вопрос о привлечении управляющего к административной ответственности, дисквалификации или аннулировании лицензии. Деятельность в сфере антикризисного управления является в настоящее время лицензируемым видом деятельности и, следовательно, управляющие по делам о банкротстве должны обладать высоким уровнем знаний и быть профессионалами в данной сфере.

Вопросы контроля урегулированы  не только в Законе и Указе 508, но и Постановлением Министерства экономики  Республики Беларусь от 18.06.2004 №151 «Об  утверждении инструкции о порядке  осуществления контроля за деятельностью  временных (антикризисных) управляющих  в производстве по делам об экономической  несостоятельности (банкротстве)».

Контроль за деятельностью  управляющих осуществляется Департаментом  по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее  – Департамент) и территориальными органами по вопросам санации и банкротства  Министерства экономики Республики Беларусь (далее – территориальные  отделы). Департамент вправе привлекать для проведения проверок необходимых  специалистов республиканских органов  государственного управления, иных государственных  организаций, подчиненных Правительству  Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, в подчинении либо составе которых находятся  организации-должники, в рамках их компетенции  с согласия руководителей указанных  органов и организаций. Проверка деятельности временного (антикризисного) управляющего проводится не менее одного раза по каждому делу об экономической  несостоятельности (банкротстве) градообразующих  или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности  в уставном фонде, юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные  заказы.

Помимо отчетности, временный (антикризисный) управляющий не реже одного раза в месяц должен представлять в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам о банкротстве, орган (организацию), представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности и о хозяйственной (экономической) деятельности должника.

Полномочия управляющего прекращаются с момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр. В этой связи при вынесении определения  о завершении ликвидационного производства или определения о выплате  вознаграждения управляющему хозяйственный  суд должен определять момент, с  которого прекращаются полномочия управляющего. При этом вопрос об освобождении управляющего от исполнения обязанностей разрешается  после представления управляющим  отчета о своей деятельности.

 

 

    1. Завершение конкурсного производства.

 

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий  обязан предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением  документов, подтверждающих продажу  имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера  погашенных требований и документы  подтверждающие погашение требований кредиторов. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.

Информация о работе Конкурсное производство