Эволюция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:13, доклад

Описание работы

Управление — вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность.
История возникновения управления насчитывает несколько тысячелетий. Управление развивалось под влиянием смены технологических укладов, резких изменений в трудовой деятельности. Выделяют лять управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества.

Файлы: 1 файл

Эволюция управления.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

Эволюция  управления

Управление — вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность.

История возникновения управления насчитывает несколько тысячелетий. Управление развивалось под влиянием смены технологических укладов, резких изменений в трудовой деятельности. Выделяют лять управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведших деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому в литературе по истории менеджмента эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.

Вторая  управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Вот почему вторую управленческую революцию считают светско-административной.

Третья  управленческая революция известна как производственно-строительная, так как она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.).

Зарождение капитализма  и начало индустриального прогресса  европейской цивилизации — главные  факторы четвертой управленческой революции (XVII—XVIII вв.). Ее результат — отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец IX — начало XX в.) известна под названием бюрократической: ее теоретической платформой послужила концепция «рациональной бюрократии». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев.

В результате сформировались следующие подходы к управлению:

управление — наука  — система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

управление — искусство  — способность эффективно применять  данные науки управления в конкретных ситуациях;

управление — функция  — целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические  объекты, осуществляемое с целью  активизировать их действия и получить желаемые результаты;

управление — процесс  — совокупность управленческих действий; которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразований ресурсов на «входе» в продукт на «выходе»;

управление — аппарат  — совокупность структур и людей, обеспечивающая использование и  координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Новая система взглядов на управление известна в литературе как шестая — «тихая управленческая революция», и это не случайно, так как ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов управления, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают вероятностный характер будущего развития.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения вр внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов управления. Меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации. Организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Несмотря на огромное значение революционных Преобразований, развитие управления — это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в экономике, во всей системе социально-экономических  отношений.

Рассматривая пути становления  и этапы развития теории и практики управления, многие исследователи выделяют в этом эволюционном процессе несколько  наиболее важных исторических периодов.

Первый  период — древний, или исторический,— был наиболее длительным в развитии управления. Продолжался он с 9—7 тысячелетия до н.э. примерно до второй половины XVIII в. нашей эры.

В это время произошел  переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов  — их производству (производящей экономике). Переход к производящей экономике  и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Второй, или индустриальный, период — это период промышленного капитализма (1776—1890 гг.). Именно на этом этапе возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, знающих, как надо управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней федой, управляющие развивали систему знаний о том, какЩчш координировать совместный труд людей и рациональнее использовать ограниченные ресурсы.

Третий  период в развитии управления называется периодом его , систематизации (1856—1960 гг.). Наука об управлении, которая начала оформляться в этот период, постоянно развивается. Формируются ее новые направления, школы, концепции, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. С течением времени руководители изменяют свои ориентиры: от изучения потребностей конкретной организации переходят к изучению способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению.

В период систематизации управления становление и развитие его основных научных школ, концепций и направлений  происходило под влиянием вначале  промышленного капитализма (1776-1890 гг.), а затем пришедших ему на смену  финансового (1890-1933 гг.) и национального  капитализма (1933-1950 гг.). Если в эпоху  промышленного капитализма основное внимание исследователи уделяли  оптимизации управления промышленным производством, а при финансовом капитализме главный акцент делался  на управлении финансовыми ресурсами  и расширении банковской системы, то в эпоху национального капитализма  управленческая парадигма сместилась в сторону изучения государственного регулирования экономики и обоснования  путей установления баланса интересов  в обществе. Кроме того, именно в  этот период произошла институализация управления, результатом которой стало превращение управления в самостоятельный вид профессиональной деятельности, в самостоятельную учебную дисциплину и область научных знаний.

Развитие управленческой мысли вращалось в основном вокруг трех постулатов - задача, человек и  управленческая деятельность. В зависимости  от того/как была разработана теория (концепция) -применительно к одному из них или рассматривала их как единое целое, выделяют одномерные и синтетические учения.

Наиболее известными западными  теориями первой группы являются школа  научного менеджмента, школа человеческих отношений, административная школа и теория «идеальной бюрократии».

Ко второй группе относятся  эмпирическая школа управления, количественная школа, концепция управления по целям, теории «7-S» (системный подход компании «Маккинзи» представлен на рис. 1.1), «Z» (холистический подход В. Оучи, основанный на совместных этических ценностях работников организации), «организационной культуры», а также различные ситуационные теории управления.

Наиболее плодотворными  в развитии отечественной управленческой мысли этого периода были 20-е  годы XX в., когда в период новой экономической политики (нэпа) допускалась определенная свобода не только в сфере предпринимательства, но и в научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.

Видение человека в организации  как объекта управления

Человек в организации

Содержание модели

Человек экономический

Характеризуется предположением, что основным стимулом для любого работника является высокий заработок (возможность удовлетворять материальные потребности)

Человек потребляющий

Характеризуется предположением, что основными мотивами к труду  являются стремление к статусу и  власти как источнику дополнительных возможностей

Человек иерархический

Характеризуется предположением, что для работников важными являются свобода индивидуального выбора и самоопределение в социуме, продвижение по ступеням организационной  иерархии

Человек профессиональный

Характеризуется предположением, что основными стимулами являются причастность к делам организации, признание достижений работника, участие  в принятии решений, стремление к  расширению круга своей ответственности

Человек корпоративный

Характеризуется предположением, что работники должны влиться  в организационный механизм организации, нормы которой формируют поведение  работника


 

Ведущие исследователи в  сфере управления считают, что новая  философия управления требует существенных изменений систем управления в сторону  придания им простоты, гибкости, эффективности  и конкурентоспособности. Современные  системы управления должны иметь:

·          небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными работниками;

·          небольшое количество уровней управления;

·          адаптивные структуры, сформированные по типу групп (или команд) специалистов;

·          максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, процедуры и графики работы организаций.

Кроме того, многие современные  исследователи рассматривают управление как единственный общий для всех институт, который уже переступил границы национальных государств, так  как именно он обеспечивает социально-экономическое  развитие человеческого общества. Современное  управление имеет ярко выраженный междисциплинарный  характер и рассматривается одновременно как точная, так и гуманитарная наука, как сумма результатов, которые  можно объективно проверить и  подтвердить, так и система убеждений и практического опыта. Одним словом, история становления и развития управления — это история людей, планирующих, организующих, подбирающих персонал, руководящих и контролирующих свое экономическое и социальное развитие.

Общие тенденции развития науки управления, превалирующий  характер тех или иных теорий управления непосредственно влияют на формирование системы управления организацией и, в частности, на формирование системы  управления персоналом.


Концептуальные подходы  к управлению персоналом основываются на выполнении ряда принципов - норм, правил, требований, которыми должны руководствоваться сотрудники системы управления персоналом, включая первых руководителей, их заместителей и линейных руководителей структурных подразделений. К таким принципам относятся:

  • принцип научности (объективности) управление персоналом - исходный принцип;
  • принцип системности - состоит в увязке экономических, социальных, культурных, технологических факторов в процессе производства;
  • принцип эффективности - заключается в достижении намеченных целей в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами человеческой энергии;
  • принцип основного звена - заключается в нахождении главного решения задачи среди множества;
  • принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом, сочетание творческой активности рабочих и руководства;
  • принцип сочетания единоначалию и коллегиальности;
  • принцип контроля и ответственности за выполнение решений.

Наука и практика регулирования  социально-трудовых отношений имеет  современные научные подходы  и методы, которые принято использовать в экономике труда и, в частности - в управлении персоналом. В таблице 1. приведены характеристика главных из них.

Таблица 1 Научные подходы  к управлению персоналом

Подход

Характеристика подхода

Системный

Предусматривает, что любая  система (объект управления) рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов.

Комплексный

Требует учета экономических, организационных, социальных и психологических  аспектов управления в их взаимосвязи.

Интеграционный

Нацелено на исследование и усиление взаимосвязи: между отдельными подсистемами и элементами системы  менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между  уровнями управления по вертикали; между  субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый

Предполагает ориентацию управленческой системы при решении  любых задач на человека.

Функциональный

Заключается в том, что  управление персоналом рассматривается  как совокупность функций, которые  выполняют кадровые структуры при  реализации процесса управленческого  воздействия.

Динамический

Позволяет рассматривать  процесс управления персоналом в  диалектическом развитии, причинно-следственных связях, проводить ретроспективный  анализ за 5-10 лет и перспективный  анализ (прогноз).

Процессный

Рассматривает функции управления как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Нормативный

Требует установления нормативов управления по всем подсистемами системы  менеджмента.

Административный;

Заключается в регламентации  функций, прав и обязанностей в нормативных  актах локального уровня (приказы, распоряжения, указания, инструкции и т.д.).

Поведенческий

Предусматривает оказание помощи работнику в реализации своих  способностей на основе применения научных  методов управления.

Ситуационный

Концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления персоналом определяется конкретной ситуацией.


2)


Информация о работе Эволюция управления