Экономико-правовые основы антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе поставлены следующие задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне предприятия, выявить основные причины кризисных ситуаций, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и экономико-правовые основы антикризисного управления. В первой главе вводятся понятие «кризис» и «антикризисное управление», определяются цели и содержание антикризисного управления. Выделяются также основные принципы, на которых базируется система антикризисного управления и даётся оценка роли финансового менеджмента в системе антикризисной политики.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................... 3

Глава I. Сущность и экономико-правовые основы антикризисного управления ...................................................................................................... 6

1.1. Понятие, цели и содержание антикризисного управления .................6

1.2. Экономико-правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации .............................................................................. …………11

Заключение……………………………………………………………….26

Список использованных источников и литературы……………………29

Файлы: 1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим, как регламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры внешнего управления:

 

                  Права: 

 

                  Согласно п.1 статьи 74 главы V, с  момента своего назначения внешний  управляющий вправе:

 

-        "самостоятельно  распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом о банкротстве; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника".

 

-        право самостоятельно  распоряжаться имуществом должника  закрепляет переход управления имуществом должника к внешнему управляющему, т.е. внешнему управляющему дано право "нормального" управления предприятием. Права же заключать мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника фактически говорят о передаче прав на чрезвычайные действия, т.е. внешнему управляющему даются права на осуществления антикризисного управления.

 

-    отказ от исполнения  договоров должника регламентируется  статьи 77 главы V Закона о банкротстве: 

 

-    внешний управляющий  в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров должника.

 

-    отказ от исполнения  договоров должника может быть  заявлен только в отношении  договоров, не исполненных сторонами  полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств:

 

-    если исполнение договора  должника повлечет убытки для  должника по сравнению с аналогичными  договорами, заключаемыми при сравнимых  обстоятельствах; 

 

-    если договор является  долгосрочным (заключен на срок  более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;

 

-        если имеются  иные обстоятельства, препятствующие  восстановлению платежеспособности  должника. Контрагент должника вправе  потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника.

 

-    положения, предусмотренные  настоящей статьей, не применяются  в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения  с согласия арбитражного управляющего.

 

Эта мера является вынужденной, так  как, как уже упоминалось выше, часто руководство должника заключает  крайне невыгодные для предприятия  контракты, преследуя личные цели. Однако часто эти сделки оформлены в  соответствии с существующим законодательством, и поэтому невозможно признать их недействительными и истребовать все полученное контрагентом по такой сделке.

 

Однако, некоторые виды сделок внешний  управляющий все же вправе признать недействительными, что регламентируется статьёй 78 главы V Закона о банкротстве:

 

− Сделки совершенные должником  с заинтересованным лицом в случае, если в результате исполнения указанной  сделки кредиторам были или могут  быть причинены убытки;

 

− Сделки должника, влекущие предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, заключенные или совершенные должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом;

 

− Сделки должника, связанные с выкупом акций (паев) у собственников предприятия, совершенные после возбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом.

 

Мировое соглашение может быть заключено  в том случае, если кредиторы согласятся на реструктуризацию своих долгов (прекращения долга выплатой его части, переоформление долга на других условиях (новация), прощение долга).

 

                  Обязанности: 

 

Согласно п.2. статьи 20 главы I и п.2 статьи 74 главы V, с момента своего назначения внешний управляющий обязан:

 

-    принять в ведение  имущество должника и провести  его инвентаризацию;

 

-    анализировать финансовое  состояние должника;

 

-    анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;

 

-    разработать и представить  на утверждение собранию кредиторов  план внешнего управления;

 

-    вести бухгалтерский,  финансовый, статистический учет  и отчетность;

 

-    принимать меры по  взысканию задолженности перед должником.

 

Описывая обязанности внешнего управляющего законодатели, как бы лишний раз подталкивают его к  совершению действий в рамках антикризисного управления предприятием. Это обязанности  анализа состояния должника и  планирования действий по выходу из кризиса (план внешнего управления).

 

За время применения федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)", принятого в 1998 году, обнаружена недостаточная  защищенность прав и законных интересов  различных лиц, участвующих в  процедуре банкротства, а также  пробелы, позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, передела собственности, недобросовестного захвата предприятия.

 

В целях защиты интересов государства-кредитора  по налоговым платежам и предоставления равных прав для конкурсных кредиторов и государства-кредитора предлагается предоставить уполномоченному федеральному органу право голоса в деле о банкротстве, с одновременным переводом требований по обязательным платежам в одну очередь с остальными коммерческими кредиторами.

 

Данное положение позволит создать  равные условия для конкурсных кредиторов и государства-кредитора на всех стадиях дела о банкротстве (ранее  государство-кредитор было привилегированным  кредитором в конкурсном производстве, т.е. требования по налогам удовлетворялись в более раннюю очередь, чем требования коммерческих кредиторов, однако государство-кредитор по налогам не имело права голоса на собраниях кредиторов, кроме первого).

 

Расширение и защита перечня  прав собственников Законопроектом предлагается ввести новую реорганизационную процедуру − финансовое оздоровление, которая должна позволить при определенных условиях (например, при условии осуществления контроля за деятельностью предприятия-должника в ходе данной процедуры со стороны кредиторов и гарантирования выплаты должником долгов кредиторам) сохранить учредителям (участникам) должника контроль за судьбой предприятия, даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

 

В целях устранения злоупотреблений  правом со стороны недобросовестных кредиторов усовершенствован порядок начала процедуры банкротства. Процедура наблюдения вводится на основании заявления кредитора либо уполномоченного органа о признании должника банкротом только после проверки его требований в специальном судебном заседании.

 

На специальном заседании суда присутствует только кредитор, подавший заявление, и должник. Это позволит исключить возможность неосновательного ограничения прав должника, которое  допускается действующим законом  и позволит защитить эффективных собственников от недобросовестных действий иных лиц. Для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание требования к должнику, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, или задолженность по обязательным платежам или иным исполнительным документам, а также требования, признанные должником не ранее, чем за 1 месяц до даты подачи заявления о банкротстве.

 

Статус арбитражного управляющего Для сохранения контроля за деятельностью  арбитражных управляющих предлагается усилить судебную защиту прав заинтересованных лиц (заинтересованные стороны возможных конфликтов в деле о банкротстве, например собственники, должник, трудовой коллектив, кредиторы, смогут напрямую, без посредников, в судебном порядке отстаивать свои интересы) и дополнить судебный надзор профессиональным общественным контролем (со стороны саморегулируемых организаций арбитражных управляющих). Также предлагается ввести финансовую ответственность арбитражных управляющих за счет страхования.

 

Кроме того, предлагается заменить административные барьеры входа в профессию арбитражного управляющего на высокие профессиональные требования, что будет способствовать развитию профессии арбитражных управляющих. Для получения статуса арбитражного управляющего кандидату будет необходимо:

 

1.              иметь высшее образование и  двухлетний стаж руководящей  деятельности;

 

2.              сдать квалификационный экзамен,  проводимый уполномоченным федеральным  органом совместно с образовательными  учреждениями и саморегулируемыми  организациями;

 

3.              пройти годичную стажировку в  саморегулируемой организации. В  то же время законопроектом  предусмотрено, что арбитражными  управляющими не могут быть  дисквалифицированные лица или  лица, лишенные в порядке, установленном  федеральным законом (например, новым Кодексом об административных правонарушениях), права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в состав совета директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц. Таким образом, предлагаемые изменения позволят, с одной стороны, закрепить независимость арбитражных управляющих от различных сторон в делах о банкротстве, предоставить гарантии защиты от возможного нарушения их прав со стороны отдельных чиновников, с другой стороны, сохранить контроль за их деятельностью (в т.ч. выведение с рынка недобросовестных арбитражных управляющих) и гарантировать интересы, прежде всего имущественные, лиц, участвующих в деле о банкротстве.

 

В числе прочих механизмов защиты участников процесса от недобросовестных действий иных лиц (таких, как, например, специальное заседание суда при  введении процедуры наблюдения) необходимо предусмотреть следующие нововведения:

 

-    установление невозможности возбуждения в отношении должника нового дела о банкротстве в течение 3 месяцев после заключения мирового соглашения, что будет являться дополнительной гарантией прав кредиторов, участвовавших в заключении указанного соглашения;

 

-    с учетом постановлений Конституционного суда Российской Федерации предусмотреть возможность (установить порядок) обжалования определений, вынесенных в процедурах банкротства по результатам рассмотрения разногласий между лицами, участвующими в деле. Вместе с тем порядок обжалования указанных определений должен предотвращать возможное затягивание процедур банкротства в связи с рассмотрением жалоб вышестоящими судебными инстанциями;

 

-    усовершенствовать процедуру  продажи имущества должника. Предусмотреть  обязательность проведения публичных торгов по продаже имущества должника, в случае если балансовая стоимость имущества, подтвержденная независимым оценщиком, превышает 1 млн. руб. В том случае, если балансовая стоимость превышает 100 тысяч руб., договор заключается с лицом, предложившим наибольшую цену в течение 30 дней с даты публикации объявления в средствах массовой информации.

В итоге данного параграфа можно  сделать следующие выводы, что  в существующем законодательстве проблема антикризисного управления в рамках судебных процедур банкротства достаточно хорошо освещена и проработана. Арбитражный управляющий в рамках процедуры внешнего управления обладает всеми необходимыми полномочиями для восстановления платежеспособности предприятия, причем законодатели максимально постарались облегчить его задачу, предусмотрев такие меры, как мораторий на выплату по денежным обязательствам, возможность отказа от невыгодных договоров и т.д.

 

Заключение

Кризис в широком смысле −  неотъемлемая характеристика рыночной экономики. с практической точки зрения, кризис − это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск. В данной работе кризис рассматривается как непосредственная угроза выживания предприятия. Экономическую формулу кризиса на предприятии выражает следующее неравенство:

 

Денежные средства < Текущая хозяйственная  потребность в оборотных 

 

средствах + Текущая финансовая потребность  в оборотных средствах.

 

Антикризисное управление − это  такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы. Элементами антикризисного управления являются:

 

-        анализ состояния  макро- и микросреды и выбор  предпочтительной миссии фирмы;

 

-    познание экономического  механизма возникновения кризисных  ситуаций и создание сканирования  внешней и внутренней сред  фирмы с целью раннего обнаружения  "слабых сигналов" об угрозе  приближения кризиса;

 

 

-    стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

 

 

-    оперативная оценка  и анализ финансового состояния  фирмы и выявление возможности  наступления несостоятельности  (банкротства);

 

 

-    разработка предпочтительной  политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

 

 

-    постоянный учет риска  предпринимательской деятельности  и выработка мер по его снижению.

 

 

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово- хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Причинами кризиса на предприятии могут быть различные факторы внешней и внутренней среды. Однако несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

Информация о работе Экономико-правовые основы антикризисного управления