Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или не¬состоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Неплатежеспособность предприятия – есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой (хронической) неплатежеспособности.
Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
• поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
• формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что из-за дефицита средств мешает в полной мере исполнить федеральный и местные бюджеты.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Вывод: Спад производства, признаки социального банкротства , высокая степень износа основных средств, низкая ликвидность оборотных средств  - любой из этих взаимосвязанных факторов может стать причиной неплатежеспособности предприятия. Неплатежеспособность проявляется в таком размещении и использовании финансовых ресурсов, при котором предприятие на может погасить свои обязательства перед кредиторами. Поэтому необходимо определить влияние показателей, характеризующих экономическое состояние предприятия, на размещение и эффективность использования финансовых ресурсов.

оценка финансового  результата деятельности – финансовые результаты деятельности предприятия  оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей.

К абсолютным показателям  относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы  от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль. Эти показатели отражают абсолютную прибыль хозяйствования.

К относительным  показателям относятся различные  соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала). Экономический  смысл показателей рентабельности – они отражают прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных  или заемных), вложенных в предприятие.

Основными задачами оценки финансового результата при  диагностике неплатежеспособности являются: - оценка динамики показателей  прибыли и рентабельности за анализируемый  период; - анализ источников и структуры  балансовой прибыли; - выявление резервов повышения прибыли и уровня рентабельности.

финансовое состояние  предприятия и его финансовая устойчивость – финансовое состояние  предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Задачами оценки финансового  состояния предприятия являются: - оценка имущественного состояния  предприятия: стоимость, структура  и источники формирования имущества; - оценка направлений использования  финансовых ресурсов; - определение  показателей финансовой устойчивости и автономности предприятия; - оценка платежеспособности.

При диагностике  причин неплатежеспособности необходимо сделать акцент на выявлении основных направлений оттока финансовых ресурсов от активов, участвующих в производственном процессе, к активам, являющимся нагрузкой  на финансовый организм предприятия.           

 Анализ финансовой  устойчивости – структура баланса,  то есть соотношение между  отдельными разделами актива  и пассива баланса предприятия,  отражает финансовую устойчивость  и автономность предприятия на  основе расчета ряда финансовых  показателей: коэф. автономии, отношение заемных и привлеченных средств к собственным средствам, степень обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами и т.д.

эффективность управления финансовыми ресурсами.

Такой методологический подход к диагностике несостоятельности  предприятия позволяет установить причины, степень глубины кризиса  и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.

Методы финансового  оздоровления, применяемые к конкретному  предприятию, зависят от глубины  финансового кризиса. Комплексная  оценка финансово-экономического состояния позволит определить на какой стадии несостоятельности находится предприятие:

скрытой стадии банкротства, проявляющейся в росте обязательств и ухудшении структуры баланса;

стадии финансовой неустойчивости, проявляющейся в  рассогласовании финансовых потоков  и возникновении хронической  неплатежеспособности, которая сопровождается снижением производственного и  рыночного потенциала предприятия, наличием признаков социального  банкротства.

Диагностика финансово-экономического состояния позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины попадания предприятий  в «зону неплатежеспособности».

ОБЩИЕ – к общим  причинам неплатежеспособности предприятий, выявленным в результате оценки их финансово-экономического состояния, можно отнести следующие:

Низкая конкурентоспособность  продукции российских предприятий, которая выражается в низких потребительских  характеристиках товаров и в  высоких ценах.

Несвоевременное поступление  выручки от продажи ликвидных  товаров.

Низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями.

Дебиторская задолженность  государства за заказанную, но неоплаченную продукцию.

Большие расходы  по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии.

Задолженность предприятий  перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло  и воду.

Неиспользуемый производственные, административные и бытовые помещения, которые стали свободными из-за сокращения производства.

ТИПОВЫЕ – по мнению специалистов, проводивших анализ финансово-экономического состояния ряда неплатежеспособных предприятий, были выявлены часто встречающиеся (типовые) причины неплатежеспособности:

Отсутствие или  неправильное ведение платежного календаря  – финансового документа в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. В платежном календаре должно быть представлено движение денежных средств по срокам из поступления и использования.

«Котловой» учет затрат на производство и реализацию продукции, который, который не позволяет  проводить дифференцированную оценку рентабельности различных видов  деятельности.

Включение в себестоимость  реализованной продукции затрат, не связанных с ее производством  и реализацией, которое приводит к образованию убытков от основной производственной деятельности.

Управление персоналом в условиях кризиса

Слово "кризис" происходит от греческого crisis, которое означает "приговор, решение по какому - либо вопросу или в сомнительной ситуации". Современное значение слова находит более частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему или худшему. 
Как выглядит кризис персонала? 
Применительно к бизнесу кризис - это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия. 
В случае несостоятельности предприятия и переживания им кризиса обычно основное внимание уделяется финансовым и правовым механизмам, используемым в рамках антикризисного управления. 
В отношении персонала, как правило, проводится единственное мероприятие - сокращение штата с целью уменьшения затрат на персонал. Однако все признают ценность и важность собственно человеческого ресурса и значимость его вклада в успех деятельности организации. 
С другой стороны, практика показывает, что часто, когда организация находится в тяжелых условиях финансовой нестабильности, вопросы управления персоналом в системе приоритетов выбора действующих антикризисных механизмов уходят на последние места. В особенности страдают вопросы контроля за системой управления персоналом. 
Ситуация в исследованных нами новосибирских предприятиях (производственные предприятия, организованные во время существования СССР, переведенные в период реформы в частную собственность) позволяет выделить ряд наиболее часто встречающихся проблем в системе управления человеческими ресурсами: 
- низкая производительность труда; 
- высокая текучесть кадров; 
- дефицит квалифицированного персонала; 
- уход сотрудников из компании; 
- отсутствие четкого, рационального распределения функций между работниками, дублирование работ; 
- избыточная численность персонала, несоответствие его квалификационной структуры потребностям предприятия; 
- отсутствие мотивации персонала; 
- отсутствие инициативы работников; 
- напряженная эмоциональная атмосфера в коллективе, связанная с критической массой демотивирующих факторов на предприятии и высоким числом конфликтных ситуаций. 
Понятно, что все эти проблемы являются следствием рыночной несостоятельности предприятия. Тем не менее, такое количество вопросов, связанных с человеческими ресурсами, ставит необходимость включения в антикризисную стратегию программы совершенствования системы управления персоналом. 
С чего начать? 
Для успешности разработки антикризисной программы управления человеческими ресурсами предприятия на начальном этапе всегда необходима объективная диагностика критических явлений. 
Для удобства проведения диагностической оценки систему условно подразделяют на стратегический и оперативный уровни. 
На стратегическом уровне оценивается активность высшего управления предприятием в построении стратегии формирования и использования трудового потенциала, а также соответствие ее текущим ситуационным условиям; оценивается соответствие организационной структуры целям и задачам предприятия, характеристика организационной культуры, уровень компетентности стратегических руководителей, характер взаимоотношения администрации с персоналом (проводится путем интервьюирования ключевых руководителей, изучения бизнес - планов и отчетов по результатам деятельности, изучение документации, регламентирующей систему управления трудом). 
На оперативном уровне оценивается эффективность работы с человеческими ресурсами; наличие или отсутствие необходимых составляющих системы управления персоналом, их адекватность целям предприятия, правильность их исполнения. Здесь исследуются такие составляющие, как соответствие кадровой политики, планирование персонала, принципы отбора и найма, адаптация, стимулирование труда, оценка и обучение, ротация, организация труда, планирование карьеры и высвобождение работников. 
При изучении кадровых процессов в организации, находящейся в условиях кризиса, на сегодняшний день принято выделять такие основные задачи, как определение развития прогрессивности системы управления персоналом; выявление так называемых "проблемных участков", то есть явлений, замедляющих успешное развитие предприятия; оценка адаптивных возможностей коллектива и его готовности к изменениям. Дополнительно собираются статистические количественные данные: издержки на персонал (общие и их доля на рабочую силу в объеме себестоимости производимой продукции); статистические данные по характеристикам совокупной рабочей силы на предприятии; показатели производительности труда и т. д.

В условиях кризиса, при недостатке материальных, кадровых и временных ресурсов такая детальная оценка организации может показаться невозможной. Проблема минимизации диагностической процедуры породила множество подходов к выбору метода оценки. Чаще всего выбирается 4 метода диагностики на предприятии: 
- метод интервью; 
- анкетные опросы и обзоры; 
- анализ внешней информации; 
- эксперименты в области человеческих ресурсов. 
Метод интервью для испытывающего кризис предприятия целесообразно проводить с увольняющимся персоналом. Это так называемое "выходное интервью", которое проводится с целью изучения представлений работников об организации. Анализ данных такого интервью позволяет разработать и принять соответствующие меры.  
Например, это возможно для предотвращения текучести кадров, так как часто увольнения могут происходить не столько по причине нарушений условий труда работников, сколько из - за страха вследствие предположения о возможном закрытии предприятия. 
Один из наиболее экономичных и эффективных подходов оценки - это проведение анкетных опросов, которые позволяют получить большое количество фактов от большого числа людей. В опросник включаются разделы о выполняемых функциях, подчиненности, рамках ответственности, характере принимаемых решений, уровне и форме информационных потоков. 
Эта часть опросника позволяет сделать выводы о соответствии выполняемых функций оперативным задачам подразделений, оценить эффективность и целесообразность информационных потоков в организации, увидеть целостную картину действующих бизнес - процессов предприятия и "исполняющую" их организационную структуру. 
Второй частью опросника обычно являются темы отношения работника к различным факторам деятельности предприятия. Например, таким как взаимоотношения в коллективе, деятельность руководства, отношение к системе вознаграждений и компенсаций, отношение к критическим проблемам предприятия. 
По этой части опросника можно получить не только содержательные, но и строгие числовые показатели. Для этой цели все факторы организации, подлежащие изучению, объединяют в Многофакторный организационный опросник, где для каждого фактора дается балльная шкала, на которой работник отмечает степень своего удовлетворения данным фактором. Такой опрос можно проводить анонимно, что существенно повышает достоверность информации. Полученные данные анализируются с учетом среднегруппового результата. 
Для анализа официальных документов, как уже упоминалось выше, используются все документы предприятия, регламентирующие труд работников. Здесь можно оценить наличие или отсутствие необходимых приказов и положений на соответствие стратегическому плану предприятия и существующей антикризисной программе. 
Что касается внешней информации, то здесь желательно изучить официальные статистические данные по производственным нормам: текучесть и абсентеизм, заработная плата и нематериальные средства стимулирования. 
Эксперименты в области человеческих ресурсов - интересный и действенный метод анализа, который требует сочетания точного расчета и творческого подхода одновременно. При таком методе сравниваются показатели обычной и контрольной группы. Например, для половины менеджеров вводится новый метод стимулирования труда на конкретный период. Затем сравниваются показатели результатов труда с той половиной группы, для которой система стимулирования оставалась без изменений. 
Перечисленные методы сбора информации позволяют увидеть целостную картину функционирования предприятия и системы управления персоналом. Исходя из данной информации, можно проводить оценку эффективности, определять основные факторы риска и разрабатывать конкретные мероприятия, способствующие профилактике или устранению кризиса. 
Камни преткновения - люди 
При проведении диагностики и разработки антикризисных мероприятий необходимо помнить, что сфера человеческих ресурсов наиболее сложно поддается инновационным изменениям, так как работники воспринимают их как угрозу устоявшимся традициям.  
Даже сама технология проведения диагностики может встретить сопротивление и коллективные протесты. Поэтому план диагностики обязательно обсуждается на общем собрании с целью формирования у работников положительного отношения к предстоящей оценке их деятельности, на основе понимания необходимости проведения оценки в первую очередь для их собственного блага.

 

Законодательная база банкротства

Институт банкротства  относится к сфере регулирования  гражданского законодательства РФ.

Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Но в ней есть нормы, положенные в  основу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве  всех перед законом и судом.

Гражданский кодекс РФ –  основной правовой акт отраслевого  законодательства, содержащий общие  положения, регулирующие отношения, связанные  с банкротством. В частности, в  ч. 4 ст. 61 ГК РФ банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликвидации. Ст. 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные статьи предусматривают принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве).

Правовые основы банкротства

Общие положения законодательства о банкротстве.

Основным нормативно-правовым регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) является одноименный ФЗ-127. Федеральный закон не всеми участниками указанных отношений воспринимается как доступный к быстрому пониманию в связи со своей объемностью и многозначностью. К тому же данный закон является третьим в истории законодательства и даже его третий вариант потерпел множество доработок и изменений, постоянно формируется практика его применения судами Арбитражной системы РФ. Все эти факторы об институте несостоятельности как новом для российской экономики, и даже при проектировании иностранного опыта на российскую действительность требуется многолетняя практика для внесения изменений присущих именно ей.

Список нормативно-правовых актов:

Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 61-65)

ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

ФЗ от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»

ФЗ «Об исполнительном производстве»

Банкротство предприятий

К отношениям, связанным  с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а  также субъектов естественных монополий, применяются положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г., регулирующие банкротство должников – юридических  лиц.

Информация о работе Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятия