Инструменты антикризисного управления в условиях легальной кризисной угрозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:24, реферат

Описание работы

Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития.
Целью данной работы является раскрытие понятия «антикризисное управление» и изучение инструментов антикризисного управления в условиях легальной кризисной угрозы.

Файлы: 1 файл

инструменты антикризисного управления.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Если же в течение 15 дней после подачи заявления он не будет представлен, его составление осуществляется путем назначения арбитражным судом независимого эксперта (аудита), который проведет его за счет средств предприятия-должника.

Альтернативный вариант – при отсутствии какихлибо необходимых документов в заявлении арбитражный суд может отказать в принятии иска и возвратить его. Вместе с тем немаловажный факт – заявление, поданное должником, быть отозвано назад уже не может.

Вообще, возвращение искового заявления может происходить в нескольких случаях:

1) при несоблюдении форм и содержания искового заявления;

2) при отсутствии в заявлении подписи или наличии подписи, осуществленной лицом, не имеющим на это полномочий;

3) при неподсудности рассматриваемого дела арбитражному суду;

4) при непредоставлении кредиторам и другим лицам, помимо самого предприятия участвующим в деле, копий искового заявления;

5) при непредоставлении документов, доказывающих факт уплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере.

В Законе установлен также  порядок подачи заявления кредитором. Если должник не выполняет обязательства  по товарам и услугам (за исключением  отказа от оплаты по основаниям, предусмотренным  законодательством или договором), то по прошествии трех месяцев со дня наступления исполнения сроков отмеченных обязательств кредитор имеет право известить должника. В извещение должны входить требования к должнику о выполнении своих обязательств в недельных срок. Если же этого не произойдет, то кредитор предупреждает должника о том, что он обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

В заявлении кредитора  обязательно должны присутствовать документы, подтверждающие требования к должнику, не удовлетворенные в течение установленного Законом срока. Кроме того, должны присутствовать уведомление о доставке извещения должнику и подтверждение отправления ему копии заявления.

Таким образом, на основании  заявления должника или кредитора  судья арбитражного суда открывает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. На основании этого он выносит определение, направляющееся должнику или кредитору. В заседании арбитражного суда участвуют следующие лица: должник или его представитель, собственник предприятия-должника, орган, наделенный полномочиями управлять государственным или муниципальным имуществом, финансовый орган, уполномоченный по месту регистрации должника, банк (банки), осуществляющий (осуществляющие) расчетное и кредитное обслуживание должника, кредиторы, о которых был извещен арбитражный суд. Кроме того, может присутствовать представитель от персонала предприятия-должника, который определяется на выборной основе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Решения арбитражного суда зависят от конкретных обстоятельств и могут быть следующими:

1) решение об отклонении заявления. Принимается в том случае, если в ходе судебного разбирательства выясняется фактическая состоятельность должника, вследствие чего требования кредиторов могут быть удовлетворены.

Если выявлены признаки банкротства, но существуют возможности  для восстановления платежеспособности должника посредством реорганизационных  процедур с целью дальнейшего  ведения его деятельности, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) приостанавливается и назначается внешнее управление имуществом должника. Также очень распространенным методом является проведение санации. Ходатайство о проведении реорганизационных процедур может быть подано самим должником, собственником имущества предприятия-должника или же кредиторами;

2) арбитражный суд не имеет права отказать в проведении реорганизационных процедур, если имеются все основания для этого, и также не может предлагать их по своей собственной инициативе;

3) решение о признании предприятия-должника банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией. Это происходит в случае фактического наличия признаков банкротства и отсутствия возможностей осуществления дальнейшей деятельности предприятия.

Предприятие может быть признано банкротом и после реорганизационных процедур. Это решение выносится арбитражным судом на основании их дальнейшей нерациональности и бесперспективности. В подобных случаях возобновляется производство по делу о банкротстве (несостоятельности) предприятия и выносится решение о признании его банкротом.

Решения арбитражного суда могут быть обжалованы судебным порядком в вышестоящие инстанции.

В практике антикризисного управления разработана богатая  методологическая база, разделяющаяся на две больших группы методов: диагностические и направленные на преодоление кризиса, которые, в свою очередь, внутри делятся на ряд конкретных методов. Процедуры банкротства, применяемые в современной практике антикризисного управления, прописаны в федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором установлен порядок и содержание этих процедур: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство, которые и являются инструментами антикризисного управления в условиях легализации кризисной угрозы.

3.Инструменты антикризисного  управления в условиях легальной  кризисной угрозы

 

Если должник оказался не в состоянии самостоятельно решить возникшие у него проблемы платежеспособности, то на помощь ему могут прийти уполномоченные независимые специалисты, осуществляющие антикризисные процедуры уже в рамках рассматриваемого арбитражным судом дела о несостоятельности промышленно-экономической системы, то есть в условиях легализации кризисной угрозы. Арбитражный режим предусматривает разрешение взаимных претензий при трудовых конфликтах и имущественных спорах в бизнесе, когда окончательное решение принимает независимый эксперт (арбитр). В указанном режиме осуществляются такие антикризисные процедуры, как наблюдение, мировое соглашение, финансовое оздоровление, внешнее управление.

Наблюдение вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения:

- обоснованности требований заявителя к должнику. Оно должно быть завершено не позднее семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Одновременно с введением наблюдения арбитражным судом утверждается лицо, ответственное за его осуществление (временный управляющий). Деятельность временного управляющего осуществляется по трем основным направлениям:

- обеспечение сохранности имущества должника;

- анализ финансового  состояния должника;

- проведение работы  с кредиторами.

Обеспечение сохранности  имущества должника обеспечивается за счет согласования с временным  управляющим сделок должника и ограничения полномочий руководства должника.

Анализ финансового  состояния должника проводится в  целях определения возможности  восстановления его платежеспособности, а также установления достаточности  имущества должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим. Для проведения анализа финансового состояния организаций используются показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организации. Составной частью работ по анализу финансового состояния должника является определение признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Признаки фиктивного банкротства определяются только в том случае, если дело о банкротстве открыто по заявлению самого должника. 

Работа с кредиторами  носит организационный характер и завершается подготовкой и проведением их первого собрания. Это собрание на основании информации временного управляющего и других участников может принять следующие варианты решений:  утверждение мирового соглашения; введение финансового оздоровления; введение внешнего управления; признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Кроме того, собрание кредиторов решает организационные вопросы (если кредиторов больше 50: образование комитета кредиторов в составе от 3 до 11 человек, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего или конкурсного управляющего; определение саморегулируемой организации, представляющей кандидатуры арбитражных управляющих; выбор аккредитованного реестродержателя).

Мировое соглашение - процедура, применяемая в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение может заключаться на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Сторонами соглашения выступают: должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Это решение принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, включенных в реестр и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным и административным управляющим.

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление представляет собой осуществляемую в рамках дела о несостоятельности попытку должника восстановить свою платежеспособность при помощи учредителей или других заинтересованных лиц. Решение о введении процедуры финансового оздоровления может быть принято первым собранием кредиторов только при наличии ходатайства указанных лиц, представленного временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Внешнее управление представляет собой попытку восстановления платежеспособности должника силами арбитражного (внешнего) управляющего и вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев (возможно продление этого срока еще на 6 месяцев). С момента введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда). Внешний управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника, заключать от его имени мировое соглашение, заявлять отказ от исполнения договоров должника, предъявлять требования о признании недействительными сделок. 

Свою деятельность внешний  управляющий осуществляет в соответствии с планом внешнего управления, включающим следующие мероприятия:

- перепрофилирование  производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской  задолженности;

- продажа части имущества  должника;

- уступка прав требования  должника;

- исполнение обязательств  должника учредителями либо третьими  лицами;

- увеличение уставного  капитала должника за счет  взносов учредителей и третьих лиц;

- размещение дополнительных  обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия  должника;

- замещение активов  должника и другие мероприятия.

Осуществляемые в условиях легальной кризисной угрозы антикризисные  процедуры имеют особую значимость, так как представляют собой практически последнюю попытку сохранения промышленно-экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Но, несмотря на все попытки  вывести организацию из кризисной  ситуации на более ранних этапах, дело может дойти и до стадии острого преодолимого кризиса, где главную играет арбитражный суд.

В практике антикризисного управления разработана богатая  методологическая база, разделяющаяся  на две больших группы методов: диагностические  и направленные на преодоление кризиса, которые, в свою очередь, внутри делятся на ряд конкретных методов. Процедуры банкротства, применяемые в современной практике антикризисного управления, прописаны в федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором установлен порядок и содержание этих процедур: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство, которые и являются инструментами антикризисного управления в условиях легализации кризисной угрозы.

Осуществляемые в условиях легальной кризисной угрозы антикризисные процедуры имеют особую значимость, так как представляют собой практически последнюю попытку сохранения промышленно-экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Губин В.А. Антикризисные процедуры в управлении предприятием // «Вестник ИНЖЭКОН». 2008. выпуск 2 (21). С.146–151.

2. Губин В.А. О процессном  подходе к антикризисному управлению  предприятием // Вестник Тамбовского  университета: серия экономика. 2009. №6. С.60–62.

Информация о работе Инструменты антикризисного управления в условиях легальной кризисной угрозы