Холдинговая компания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен созданными на основе системы участия и контроля группами хозяйственных обществ. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)


Введение

Самой распространенной формой предпринимательских  объединений в современной российской экономике являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый  бизнес в настоящее время также  представлен созданными на основе системы  участия и контроля группами хозяйственных  обществ. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких  структур интеграции, как холдинги.

Настоящая курсовая работа посвящена исследованию холдинговых компаний, ее структуре. Деятельность таких крупных образований  во многих случаях осложнена устаревшей технологической и организационно-управленческой структурами. Эффективное управление такой организацией является труднодостижимым, поэтому проблема структурных преобразований в данном случае становится весьма актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Холдинговые  компании

1.1 Понятие  и виды холдинговых компаний

Холдинговая компания (холдинг) - это система  коммерческих организаций, которая  включает в себя "управляющую  компанию", владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая  компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). [3]

Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран  процессов интеграции. Почему же компании объединяются именно в холдинг, а  не создают концерн, конгломерат, трест? 
Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и (или) снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.  Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей - управляющей компании и дочерних предприятий). 

В последнее время корпоративный  мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты.  
Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.

Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного  присоединения или получения  контроля над компаниями, которые  объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция". Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим обьемом продаж 21, 32 млд долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка. 

Второй  путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий  единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это  так называемая "вертикальная интеграция". 
Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии – на 17%, а прибыль возросла на 59%.

Холдинговые компании могут создаваться и  путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения  к группе. Именно так действовал "стальной король" Эндрю Карнеги  почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д. 

На  практике имеются примеры объединения  не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в  Нидерландах было реализовано следующим  образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов. 

Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. При объединении  крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована  следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.

Значительное  количество холдинговых компаний образовалось и путем "деления" больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов  при переходе на самоокупаемость. Трансформация  приводила к созданию большого числа  дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.

Все приведенные выше процедуры образования  холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом: 

а) путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;

б) путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор "Уралмаш заводов" Каха Бендукидзе для получения контроля над "Ижорскими заводами" (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет "Ижорских заводов". Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций;

в) путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании;

г) путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу- хау (пример – компания "МакДональдс"). 

В последнее время и в нашей  стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения  контроля над компаниями через процедуры  банкротства. "На рынке банкротств сформировалась жесткая и закрытая система перераспределения собственности", пишет "Эксперт". Причем получить контроль над конкурентом или даже купить его можно, приобретя долги этого предприятия и осуществив необходимые действия, определяемые законом о банкротстве. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой - либо группы с последующим включением в свой холдинг. Снова процитируем журнал "Эксперт" - "Девяносто пять процентов сегодняшних банкротств в России осуществляются в целях передела собственности … и происходят в рамках процесса, когда какая-либо коммерческая структура строит свою вертикаль…". Можно вспомнить, например, попытку гражданина Быкова получить контроль над всей энергетикой Красноярского края и его конфликт с губернатором А.И. Лебедем. Судя по публикациям "Эксперта" и "Коммерсанта" - в России это почти универсальный способ приобретения предприятий. 

Косвенно  об этом можно судить по активности наших законодателей, просматривая мониторинг законодательства. Например, последнее указание ЦБ РФ, регулирующее процедуру замены обязательств банков на их конвертируемые обязательства – владельцы этих обязательств могут обменять их на акции банка-должника, а потом продать его имущество. Следует отметить еще один способ образований холдингов (как "сверху", так и "снизу") – объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по объему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а "лишние" предприятия вынуждены были "сбросить". Так поступил банк "Менатеп", Онэксим-банк" и др. 

Образование "снизу" происходило, когда промышленные предприятия для привлечения  инвестиций и повышения привлекательности  совместно с инвестором (часто  с группой инвесторов, которые  образуют синдикат) создавали управляющую  компанию. Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий  и долей инвесторов. 
Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в данном случае) или открытое. В отличие от случая с отдельным предприятием для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение. Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения. [1]

Виды  холдингов

Холдинги (холдинговые  компании) можно разделить на группы по различным основаниям.

 Холдинги  по закону, по факту и по контракту:

а) если одна компания имеет в уставном капитале другой компании заведомо преобладающее участие (50% плюс одна акция или 51% долей участия или более), то это дает ей в силу закона решающий голос в управлении делами, вне зависимости от других обстоятельств, как, например, перераспределение акций (долей) между другими акционерами (участниками). Такой холдинг будет считаться созданным в силу закона;

б) преобладающее участие очень часто - вопрос не столько закона, сколько факта. В некоторых компаниях с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5-10% акций. Иначе говоря, если акционер владеет пакетом акций, который превышает количество акций, имеющихся у любого из других акционеров, это позволяет ему влиять на решения компании и таким образом контролировать ее деятельность. Такие холдинги будут считаться холдингами по факту. Большинство холдингов создаются именно таким образом;

в) холдинги по контракту являются изобретением немецкого права, которое было заимствовано, хотя и в не такой большой степени, другими странами, в том числе и Россией. В Германии эта идея получила законодательное закрепление. Наиболее развитым и полным регулированием такого рода отношений стала книга III Германского закона об акционерных обществах 1965 г., являющегося основанием для создания подобных актов в других государствах. Целый раздел и некоторые статьи этого закона посвящены именно концернам, создаваемым путем заключения контракта о подчинении одной компании другой или о контроле одной компании другой (beherrshungsvertrag), согласно которому доминирующая компания имеет право давать обязательные к исполнению инструкции (указания) административным органам другой компании, касающиеся управления компанией, что дает ей фактически право контролировать деятельность другой компании. Подобный контракт должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Германии, что фактически означает создание концерна в немецком понимании этого термина. В остальных системах права, включая и российскую, эта идея не закреплена в законодательном порядке, что, однако, не исключает возможности заключения контрактов между компаниями, согласно которому или отдельным положениям которого одна из них приобретает право давать указания другой и таким образом контролировать и управлять ею. []

Чистые и  смешанные холдинги

Это две очень  широкие категории холдингов. "Чистый холдинг", когда материнская компания напрямую не ведет какой-либо коммерческой или производственной деятельности, осуществляет контроль и управление другими компаниями, в которых  она принимает участие. Иными  словами, холдинговая компания ведет  коммерческую деятельность опосредованно, т.е. через дочерние компании, которые  будут считаться в этом случае производственными компаниями.

"Смешанный  холдинг" – это когда материнская компания наряду с осуществлением функций контроля и управления другими компаниями непосредственно вовлечена в коммерческую и производственную деятельность.

Большинство холдингов во всем мире являются "чистыми", т.е. занимающимися непосредственно  только контролированием дочерних компаний, акции (доли) которых они удерживают. Холдинги по закону и по факту чаще всего являются именно такого рода холдингами, и фактически с самого начала своей деятельности занимаются только управлением другими компаниями.

Смешанным холдингом  может, в принципе, стать любая  производственная компания, которая  приобретает акции (доли) других компаний и начинает осуществлять по отношению  к ним контрольные функции. Трудно, однако, представить себе ситуацию, когда производственная компания перестает заниматься производством и коммерческой деятельностью, скупает акции других компаний и становится чистым холдингом. Хотя такая ситуация не исключена и не противоречит законодательству. Чистый холдинг может стать смешанным, если начнет напрямую заниматься коммерческой деятельностью.

Информация о работе Холдинговая компания