Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что их идеологи, взяв на вооружение лозунг «реальный социализм побежден капитализмом», предприняли попытку перенести на страну принципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах, проигнорировав тем самым уроки практики: режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Наглядным подтверждением этого являются различные варианты капиталистического развития, например, в Германии, США, Швеции, Франции, Японии.
Рыночная экономика - это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

Содержание работы

1. Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ………….….2
1.1 Роль государства в антикризисном управлении…………………………2
1.2 Теории развития экономических систем и подходы к государственному регулированию экономических циклов……………………………………....9
1.3 Формы воздействия государства на экономическую систему и виды государственного регулирования кризисных ситуаций в условиях мирового финансового кризиса…………………………………………………………..12
Литература……………………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

антикр. управление.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

Особенность рыночной экономики, проявившаяся в склонности повторения экономических явлений, была замечена экономистами ещё в первой половине прошлого века.

В стремлении к беспредельному расширению своего производства. К завоеванию возможно большего рынка. Который в каждый данный момент имеет пределы. Владельцы капиталистических предприятий периодически сталкивались с перепроизводством товаров.

Сущность перепроизводства проявляется в перевесе предложения известного товара над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором, если не для всех, то по крайней мере, для значительной части производителей не остаётся даже нормальной, а не говоря уже об экономической прибыли.

Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение и понижение спроса, увеличение объемов производства или его застой. Выявилась и определенная последовательность в чередовании указанных явлений.

Проблема имела столь огромное значение для экономического развития, что её не обошел стороной практически ни один из ведущих экономистов Х1Х и ХХ вв.

Исследованию экономических циклов посвящены работы таких виднейших исследователей этого феномена, как Н. Шпитгоф, К. Маркс, Дж. М. Кейнс и многих других.

Особо следует подчеркнуть идею Й. Шумпетера о трехцикличной схеме, т.е. колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы на трех уровнях, как и наиболее подходящей для описания многих явлений, происходящих в рыночной экономике. Он назвал эти циклы именами Н.Д. Кондратьева, К. Жугляра и Дж. Китчина.

Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь всех трех циклов.

П. Самуэльсон в своей известной книге « Экономика » определяет экономический цикл как общую черту почти для всех областей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных экономистов предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие периодическую повторяемость экономических явлений и лежащие вне экономической системы.

Среди прочих внешних факторов можно отметить:

  • войны, революции и другие политические потрясения;
  • открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и др. ценных ресурсов;
  • освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;
  • мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличии от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе факторов. Эти Факторы могут вызывать как подъем, так и спад активности экономики через определенные промежутки времени.

Среди внутренних факторов выделяют:

  • личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;
  • инвестирование, то есть вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;
  • экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.

Масштабные изменения экономической системы не могут вызываться только внешними и только внутренними факторами.

Циклический характер развития присущ экономическим, социальным и политическим отношениям и даже сфере культуры и искусства.

Можно выделить несколько положений, которые характерны для любых видов цикла, для всех отраслей знаний.

1. Цикличность означает  развитие по спирали, а не по  замкнутому кругу. Этот механизм  прогрессивного движения в самых  разных его формах..

2. Структура каждого цикла  выражается последовательной сменой  фаз:

а) зарождение нового цикла в недрах старого;

б) освоение, когда признаки нового уже очевидны, но его проявление ещё слабое по сравнению с признаками старого;

в) стремительное распространение нового цикла, отрицающее отжившие элементы старого, уходящего цикла;

г) фаза зрелости, когда бывший прежде революционный цикл окончательно утверждается, становится господствующим, преобладающим и накапливающим элементы консерватизма;

д) последняя фаза отмирания устаревшего цикла, который представляет уже вчерашний день, но всячески сопротивляется и приспосабливается к новым условиям.

3. Длительность и смена  циклов и их фаз объективно  обусловлена.

4. Каждый цикл индивидуален, неповторим, имеет свои специфические  черты, характеризующие его как  очередную ступень к прогрессу.

Циклы в смежных областях взаимосвязаны, они дополняют и усиливают друг друга, образуя общую ткань поступательного развития природы и общества.

Наиболее характерной чертой является движение по спирали.

1.3. Формы воздействия  государства на экономическую  систему и виды государственного  регулирования кризисных ситуаций  в условиях мирового финансового  кризиса.

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:

  • не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
  • базируются на силе и авторитете государственной власти;
  • включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

  • предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

  • государственного экономического прогнозирования;
  • государственного экономического программирования;
  • бюджетно - налоговой системы;
  • денежно - кредитной политики;
  • валютной политики;
  • таможенной политики.

Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в таблице 1 . (см. приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 1996, стр. 355 – 359.

2. Кондратьев Н.Д. Основные  проблемы экономической статистики  и динамики. М., 1991 г. 401с.

3. Кондратьев Н.Д. Проблемы  экономической динамики. М., 1989 г., 526с.

4. Корнаи Я. Дефицит. М., 1998 г., 489с.

5. Курс экономической  теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.Н. – Киров: «НСА».-1995г., стр. 340-362.

6. Лившиц А.Я. Введение  в рыночную экономику.- М: МП ТПО  «квадрат», - 1991. – стр.183-206.

7. Макконнели К.,Брю С. Экономика:Принципы, проблемы и политика: в 2 томах. М.Республика, 1992 г. т. 2 , гл.21. стр.380 – 392.

8. Максимова В.Ф., Шишков  А.Л. – М.: Соминтек, 1992.- с. 138 –170.

9. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

10. Постановление Правительства РФ №498 от 20.05.94 «О некоторых  мерах  по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

11. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.:Дело,2004. – 256 с.

12. Теория и практика антикризисного управления.  Под  ред.  Беляева  С.Г.

Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 1996

13.Финансовое оздоровление предприятий. Теория и практика: Юлия Черникова Борис Юн, Владимир Григорьев. Издательство, 2005г., 616 с.

14. Финансовое оздоровление предприятий. Теория и практика:

А.И.Гончаров, С.В.Барулин,М.В.Терентьева2009., 544стр.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Инструменты государственного регулирования экономики. Формы и методы.

Прямые (административные)

методы

Косвенные (экономические)

методы

- Принятие законодательных актов,

нормативных документов, положений.

- Управление государственной собственностью.

- управление предприятиями государственного сектора;

- организация производства и труда;

- госзаказ;

- государственные инвестиции;

- государственные кредиты;

- субсидии.

- Лицензирование и квотирование.

- Применение санкций.

- Охрана окружающей среды.

Индикативное планирование.

- Целевое программирование.

- Регулирование налоговой  системы.

- Кредитно-денежные инструменты:

- регулирование денежной массы;

- антиинфляционные меры;

- регулирование процентной ставки

по операциям ЦБ;

- рефинансирование коммерческих банков;

-регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков;

- операции на рынке ценных бумаг.

- Формирование и использование бюджета.

- Формирование налоговой политики.

- Формирование амортизационной политики.

- Определение нормы банковского резерва.

- Установление минимальной зарплаты.

- Регулирование цен на некоторые виды

- товаров и услуг.

-Антимонопольная политика, защита

Конкуренции.

 

- Валютные рычаги:

- стабилизация национальной валюты;

- операции на открытом валютном рынке;

- девальвация, ревальвация национальной валюты;

- привлечение иностранного капитала;

- создание совместных предприятий Социальная политика:

- социальные программы;

- обеспечение занятости населения

- социальная защита населения

- регулирование доходов

- контроль за динамикой цен и зарплаты;

- налоги;

- трансфертные платежи;

- деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры.

- Внешнеэкономические формы воздействия:

- регулирование внешнеэкономической деятельности;

- таможенные тарифы;

- валютное регулирование;

- налоги;

- субсидии.


 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ