Факторы тормозящие развитие малого бизнеса и проблемы жилья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:37, доклад

Описание работы

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств. В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

псрэ доклады.docx

— 28.83 Кб (Скачать файл)

На практике специальная  экономическая зона редко может  быть четко отнесена к тому или  иному типу, поскольку в ней  могут сочетаться элементы разных типов.

3. Условия создания  специальных экономических зон

Условия, необходимые для  создания и развития специальных  экономических зон, различаются  в зависимости от типа создаваемой  зоны. Мы рассмотрим их более подробно на примере зон комплексного типа, называемых обычно свободными экономическим  зонами. Зоны такого типа, нацеленные на привлечение преимущественно иностранного капитала получили широкое распространение  в Китае, попытки их создания предпринимаются  в России.

Процесс создания свободных  экономических зон в России начался  в конце 80-х годов. В 1990 г. Верховный  совет РСФСР принял предложение 11 региональных Советов народных депутатов  об объявлении их территории зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались  в Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской, Кемеровской, Новгородской, областях, Еврейской автономной области  и ряде других регионов. Набор предоставляемых  зонам льгот был практически  одинаков, сами они по сути рассматривались  как создание условий для развития внешнеэкономических связей регионов в противовес централизованной системе  хозяйствования.

В дальнейшем количество регионов, стремящихся получить статус свободной  экономической зоны, постепенно увеличивалось, но большинство объявленных зон  так и не стало реально действующими. Зоны не получили своего законодательного оформления, льготы им то выдавались, то отменялись. При этом набор тех  льгот и условий, которые необходимы для эффективной реализации данного  метода, не был создан ни в одной  из объявлявшихся зон. Если к этому  добавить нестабильную политическую и  экономическую ситуацию в стране, тяжелый экономический кризис, то можно понять, почему опыт создания СЭЗ в России рассматривается  скорее как отрицательный, чем положительный.

К настоящему времени, по мнению экспертов, реально действующими можно  считать только две зоны: Находку  и «Янтарь» в Калининградской  области.

Мировой опыт создания свободных  экономических зон показывает, что  для их успешного функционирования необходимо обеспечить ряд экономических, политических и социальных условий, которые могут быть объединены в  следующие группы:

- общеэкономические (национальные) условия;

- стабильность политической  и экономической ситуации; совершенные  законы и инструкции, конвертируемая  валюта; низкий уровень инфляции;

- региональные условия:

- наличие на территории  зоны квалифицированной рабочей  силы или

- избыточного количества  неквалифицированных трудовых ресурсов;

- инфраструктурная освоенность  территории;

- эффективная сфера обслуживания (банки, система страхования, сеть  распределения товаров, профессиональный  сервис, а также наличие нормальных  условий жизнедеятельности населения);

- система льгот и стимулов  для инвесторов, которая может  включать низкие экспортно-импортные  пошлины, льготное налогообложение;

- свободная репатриация  прибыли и ряд других условий.

Регулирование деятельности специальных зон осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, валютное, трудовое законодательство.

Практика функционирования специальных зон и соперничество  между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону привлекаются инвесторы: каждому типу зон соответствует  свой набор базовых льгот и  стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения. Последние направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры) либо на стимулирование отдельных видов  деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т.д.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес).

Можно выделить четыре группы льгот:

- внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого  таможенно-тарифного режима (снижение  или отмену экспортно-импортных  пошлин) и упрощение порядка осуществления  внешнеторговых операций;

- фискальные льготы, содержащие  нормы, связанные с налоговым  стимулированием конкретных видов  деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться  налоговой базы (прибыль, доход,  стоимость имущества), отдельных  ее компонентов (амортизационные  отчисления, издержки на заработную  плату, НИОКР, транспорт), уровня  налоговых ставок, постоянного или  временного освобождения от налогообложения;

- финансовые льготы, включающие  различные формы субсидий, представляемых  в виде низких цен на коммунальные  услуги, снижение арендной платы  за пользование земельными участками  и производственными помещениями,  а также за счет бюджетных  средств и преференциальных государственных  кредитов;

- административные льготы, предоставляемые администрацией  зоны с целью упрощения процедур  регистрации предприятий и режима  въезда-выезда иностранных граждан,  а также оказание различных  услуг.

Льготы могут применяться  в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах  лучше использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции  получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые  отвечают целям и задачам развития зоны.

В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется  льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по территории (территориальный  разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).

В целом вся система  льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных  преимуществ данной территории, а  не механизмом компенсации отсутствующих  здесь факторов развития.

Важно понять, что при  нынешних масштабах распространения  свободных зон в мировом хозяйстве  налоговые льготы далеко не главный  стимул для притока в зону иностранных  инвестиций. Более существенными  могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество рабочей силы, упрощение  административных процедур, возможность  получения на внутреннем рынке относительно дешевых кредитов.

 

Особенности формирования рынка труда в России 

Формирование территориального рынка труда (федерального, регионального) происходит под влиянием различных  факторов и условий. Эти факторы  и условия определяют особенности  российского рынка труда, различаются по своему характеру, степени, направлением воздействия. Характерными особенностями современного состояния рынка труда в России являются следующие: 

1. Одним из наиболее  общих факторов, влияющих на параметры  рынка труда, является то, что  он формируется в условиях общего кризиса, охватившего все  стороны общественной жизни: экономические, социальные, правовые, политические и т.д. Наиболее ощутимое влияние оказывает экономический кризис,  проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резкой поляризации доходов населения. Следствием этого является сокращение спроса на рабочую силу, а также нарушения системы стимулирования и мотивов к эффективной трудовой деятельности.  

2. Другой особенностью  рынка труда в России является  то, что скорость формирования рынка трудаявно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки экономического роста. В частности, предприятия содержат излишнюю рабочую силу, несоответствующую реальным потребностям производства, отсутствует достаточная конкуренция работников за более благоприятное рабочее место. 

3. Особенностью нынешнего  этапа формирования рынка труда  в России является то, что он  формируется в условиях, когда  предприятия не заинтересованы в техническом перевооружении, создании благоприятных и безопасных условий труда. Как следствие низкое качество выпускаемой продукции (не конкурентоспособной), большое число аварий и травматизма. 

4. Весьма существенно  то, что процесс формирования  рынка труда лишен необходимой государственной стратегии. Если бы она существовала, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием структурных сдвигов в экономике, осуществлением целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики. Пока же налицо преимущественно ведомственно- организационная форма создания территориального регионального рынка труда, т.к. Федеральная служба занятости за счет средств Государственного фонда занятости пытается  оказывать влияние на формирование рынка труда через регулирование проблемы безработицы. Очевидно, что такой подход, не увязанный с действием общеэкономических министерств (экономики и финансов, отраслевых и т.д.) малоэффективен. 

5. Специфика формирования  рынка труда в России в большой  мере определяется широко распространенным  внедренным в сознание многих  поколений граждан России трудовым менталитетом. Он, в частности, проявляется в весьма жестко закрепленном в массовом сознании стереотипе уверенности людей в обязанности и способности государства решать проблемы занятости каждого конкретного человека,в психологическом неприятии безработицы. Велико влияние в этом аспекте и фактора уравнительной “общинной” психологии. 

6. Особенностью формирования  рынка труда в России является также то, что в различных регионах имеются разные социально-экономические, в том числе природно-ресурсные и демографические условия.Следовательно в регионах разные возможности адаптироваться к изменяющимся принципам и формам хозяйствования.

В немалой степени этому  способствует и сложившаяся отраслевая специализация регионов, одна часть  которых на протяжении ряда лет выступала  в роли аграрных, другая - сырьевых придатков, третья - узлов концентрации предприятий  оборонного комплекса.

Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателем состояния  рынка труда. Наряду с территориями, в которых ситуация с занятостью резко обострилась, в связи с  чем ставится задача отселения части  населения в том числе и  трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы  г. Москва, САХА-республика и др., где  ситуация на рынке труда более  благоприятная. 

7. И наконец важной  особенностью, влияющей на формирование  рынка труда в России является  то, что существует пространственное  несовпадение богатейших земельных  и других природных ресурсов  и размещение населения. Например: в районах Крайнего севера  РФ и приравненных к ним  (они занимают 64% территории РФ) находится  большая часть запасов нефти,  газа, золота, алмазов, а на данной  территории проживает лишь 6.6% населения  страны. 

Таким образом, обобщая  вышеизложенное можно сделать вывод о том, что условия формирования рынка труда в России по-разному влияют на его функционирование и развитие. Учет этих особенностей необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке эффективной, общегосударственной политики регулирования занятости населения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Факторы тормозящие развитие малого бизнеса и проблемы жилья