Факторы, определяющие особенности менеджмента малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении менеджмента в малом предпринимательстве надо иметь в виду гибкость и динамичность последнего, совмещение прав, обязанностей и ответственности собственника малого предприятия и нанятого им менеджера.
В данной контрольной работе раскрываются важнейшие вопросы менеджмента малого предпринимательства, его сущность, условия, необходимые для функционирования малого предприятия. Подробно освещаются факторы определяющие особенности менеджмента малого бизнеса, большое внимание уделяется методам управления производством,

Содержание работы

Введение 3
1. Факторы, определяющие особенности менеджмента малого предприятия 4
2. Малое предприятие как тип предпринимательской организации 7
3. Стиль и методы руководства малым предприятием 13
Заключение 21
Используемая литература 22

Файлы: 1 файл

КОНТР.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Факторы, определяющие  особенности менеджмента малого предприятия 4

2. Малое предприятие  как тип предпринимательской  организации 7

3. Стиль и методы руководства  малым предприятием 13

Заключение 21

Используемая литература 22

 

 

 

Введение

 

Малое предпринимательство — важная составляющая рыночной экономики. Опыт промышленно развитых стран показывает, что до 60% валового внутреннего продукта обеспечивает малый бизнес, на его предприятиях работает более 50% общей численности занятых. Очевидным фактом является объективная необходимость всемерного развития в России малого предпринимательства, которое по многим параметрам отстает от малого бизнеса ряда стран Европы, США и Японии.

Важную роль играет менеджмент в предпринимательстве вообще и в малом бизнесе, в частности. При этом в малом бизнесе менеджмент имеет свои особенности, связанные с малым масштабом деятельности и вытекающим из этого несовершенством организационной структуры и отсутствием четкого разделения труда. При рассмотрении менеджмента в малом предпринимательстве надо иметь в виду гибкость и динамичность последнего, совмещение прав, обязанностей и ответственности собственника малого предприятия и нанятого им менеджера.

В данной контрольной работе раскрываются важнейшие вопросы менеджмента малого предпринимательства, его сущность, условия, необходимые для функционирования малого предприятия. Подробно освещаются факторы определяющие особенности менеджмента малого бизнеса, большое внимание уделяется методам управления производством,

 

  1. Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе

 

Российский малый бизнес многообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или  иной степени влияет на особенности  управления конкретной фирмой. Среди  таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и  состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и  ассортимент выпускаемой продукции  или услуг, организационную структуру  предприятия и др[3, с. 69].

Наибольшее влияние на определение  конкретной организации управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность персонала. В зависимости от численности  работающих на предприятии имеет  свою специфику и менеджмент .

В этой связи можно выделить три  уровня управления:

Неорганизованное управление.

Организованное управление.

Научно обоснованное организованное управление.

Первый низкий уровень технологии управления соответствует малым  предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует  специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает только ведение  бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью  хозяйственной деятельности и руководство  работой.

Второй средний уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих от 21 до 80 человек. В них уже чаще имеется  специальное управленческое подразделение  способное, более или менее, организованно  управлять хозяйством. Практикуется технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.

Третий высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих более 80 человек. На таких предприятиях уже  имеются хорошо организованные управленческие подразделения. А иначе просто нельзя. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области[5, с. 109].

К сожалению тип управления с  низким уровнем технологии управления на российских малых предприятиях, часто переносится и на малые  предприятия второго и даже третьего типа по вышеуказанной классификации  и ведется прежде всего от желания  владельцев (учредителей) сэкономить на управленческом персонале, и все  управление берет на себя сам собственник, либо в некоторых случаях приглашенный или назначенный директор и приглашенный бухгалтер. Естественно минимальный  управленческий персонал не в состоянии  взваливать на себя все, даже некоторые  наиболее актуальные, с точки зрения необходимости их решения, задачи менеджмента. В лучшем случае результат неэффективного управления - недополучение возможной прибыли, упущенные выгоды.

Если ситуацию идеализировать, то нетрудно увидеть, что в таком  делении предприятий по уровню управления присутствует своя логика. Понятно, что  в небольшом магазине, кафе, парикмахерской и т. д. нет необходимости иметь  специалистов-менеджеров, да это и  накладно. Обычно функции управления в маленьких предприятиях берет  на себя его владелец или один единственный приглашенный специалист по управлению делами, то есть происходит своего рода совмещение должностей. Хотя, в то же время указанные размеры предприятия  по численности работающих не являются единственным критерием применения соответствующего уровня управления. Необходимость создания того или  иного подразделения управления или привлечение специалиста  менеджера может зависеть от целого ряда других факторов, характеризующих  условия деятельности конкретного  предприятия[1, с. 208].

Это может зависеть от ассортимента продукции (услуг), состава работающих, организационной структуры предприятия, отрасли деятельности и других.

Итак, перечислим факторы, в той  или иной степени, влияющие на организацию  управления предприятием:

- размер предприятия (численность работающих);

- состав работающих;

- организационная структура предприятия;

- отрасль деятельности;

- ассортимент продукции (услуг);

- форма собственности;

- особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг[9, с. 201].

Отказ о делегирования полномочий (или их части) влечет за собой дефицит  времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах  работы предприятия. К тому же руководителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой фирмы, но и смотреть вперед, видеть перспективу ее деятельности. Поэтому целесообразно потратить  определенное время на обучение подходящего  для этого работника делегировать ему полномочия, чем постоянно  выполнять эту работу. Но почему-то некоторые российские предприниматели, собственники малых предприятий  не хотят соглашаться с вышеуказанными доводами, во многих случаях, даже, например, по причине своей гордыни, которая  им подсказывает, что он полный хозяин, сам единолично должен управлять  своей «вотчиной». Самолюбию такое  положение дел может и льстит, но вряд ли такая лесть стоит тех  выгод, которые безвозвратно упускаются.

По мере роста масштабов деятельности предприятия появляется потребность  в привлечении специалиста по управлению, то есть менеджера или  даже в создании специальной управленческой группы. Если организационная структура  предприятия становится разветвленной, то есть коллектив делится на ряд  групп, может возникнуть необходимость  выделения линейных и функциональных специалистов по управлению. Роль управляющего предприятием в таком случае во многом сводится к координации действий линейных и функциональных служб.

Словом, целый ряд факторов накладывает  серьезный отпечаток на способы, формы и стиль управления на малом  предприятии.

Задача менеджера (руководителя) фирмы  заключается в том, чтобы с  учетом всей совокупности специфических  факторов конкретного предприятия  определить оптимальную систему  управления в целях достижения успеха.

2.  Малое предприятие как тип предпринимательской организации

Российское законодательство и государственная статистика с  точки зрения объемов выделяют следующие  категории субъектов хозяйствования как представлено на Рис. 1:

- Субъекты малого предпринимательства;

- Крупные и средние  предприятия

 

Все хозяйствующие субъекты России

 
         

субъекты малого предпринимательства

 

средние  
и крупные предприятия

 

прочие  
хозяйствующие субъекты

 
                 

малые предприятия - юридические  лица

 

крестьянские (фермерские) хозяйства

 

предприниматели без образования  юридического лица

       
                 

Рис. 1. Типология хозяйствующих субъектов в России

Подход к малому предпринимательству  как субъекту хозяйствования основан  на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, т.е. совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. Совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие «мелкое производство» [2, с. 189]. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:

- обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

- специализация на каком-либо виде деятельности;

- реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Определение социально-экономической  стороны малого предпринимательства  дополняется тем, что оно (малое  предприятие) может основываться на:

- личном труде владельца и членов его семьи;

- использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи) [8, с. 67].

Малое предпринимательство  как тип предпринимательской  деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, т.е. предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь  полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять иные факторы производства так, чтобы в будущем появлялся дополнительный доход.

Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому предпринимательству. Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних  и крупных предпринимательских  структур. То же самое можно сказать  о гибкости, восприимчивости к  инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства  громоздких управленческих систем. В  случае коммерческого успеха малые  кoмпaнии получают сравнительно более  высокий доход (конечно, по сравнению  с первоначальными вложениями, которые  у них, как правило, невелики) [5, с. 98].

Экономическая категория  «малые предприятия» и критерии, очерчивающие ее границы, впервые были определены Постановлением Совета Министров РСФСР  от 18 июля 1991г. N 406 «О мерах по поддержке  и совершенствованию малых организаций в РСФСР». К малым предприятиям согласно с Постановлением относились предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе: в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек;в иных отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек.

В дальнейшем первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено в Федеральном  Законе Pоссийской Федеpации «О совершенствовании  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» от 06 июля 2007 года. Согласно Статьи 3 данного Закона, «под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие  субъекты (юридические лица и персональные предприниматели), отнесенные согласно с условиями, установленными настоящим  Федеральным законом, к малым  предприятиям, в том числе к  микропредприятиям, и средним предприятиям, в уставном капитале которых часть  участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных предприятий (объединений), благотворительных и других фондов не обязана превышать 25 процентов, доля, принадлежащая одному либо нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не обязана  превышать 25 процентов и в которых  средняя численность coтрудников  за предшествующий календарный год  не обязана превышать следующие  предельные значения средней численности coтрудников для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства для средних организаций - от 101 до 250 человек включительно; для малых организаций - до 100 человек включительно; среди малых организаций выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Информация о работе Факторы, определяющие особенности менеджмента малого предприятия