Должник и банкротство в современном российском конкурсном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

Российское конкурсное право ведет свое начало с июня 1992г. Законодательство обратило внимание на проблемы банкротства; ранее в течение десятилетий вопросы неплатежей решались в административном порядке. Поэтому, когда экономические условия хозяйствования юридических лиц изменились, возник определенный правовой вакуум в регулировании отношений, связанных с осуществлением процедуры несостоятельности. 14 июня 1992г. появился Указ Президента РФ N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Этот Указ имел весьма ограниченное применение на практике, т.к., во-первых, содержал множество недостатков с точки зрения юридической техники, во-вторых, срок его действия оканчивался принятием Закона о банкротстве (это устанавливалось ст.30 Указа). Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был принят 19 ноября 1992г. Этот Закон был очень актуален, т.к. позволил реально осуществлять банкротство определенных субъектов.

Содержание работы

Введение .……………………………………..……….…………….…3
Глава I. Основы конкурсного права…………………………………...4
Глава II. Должник в современном российском конкурсном праве …8
Глава III. Меры по предупреждению банкротства организаций……14
Заключение………………………………………………………….…..18
Библиография …………..….……………………….………................19

Файлы: 1 файл

контрольная конкурс.право_на обмен.docx

— 44.20 Кб (Скачать файл)

Финансовое оздоровление может заканчиваться восстановлением  платежеспособности, либо переходом  к внешнему управлению, либо признанием должника банкротом и открытием  конкурсного производства.

5. Внешнее управление. Этап реабилитационный, полностью  направленный на восстановление  финансового состояния должника. Вводится внешнее управление  при условии обоснования возможности  восстановления, т.е. потенциальной  жизнеспособности должника. Внешнее  управление в отличие от наблюдения  и финансового оздоровления - этап  активных действий по отношению  к должнику. Осуществляет эти  действия независимый субъект  - внешний управляющий, который  обладает всеми функциями по  управлению предприятием (руководство  должника отстраняется от исполнения  обязанностей). На этапе внешнего  управления должник имеет значительные  льготы - в частности, мораторий  на удовлетворение требований  кредиторов; все это служит цели  восстановления его деятельности.

Вводится внешнее  управление на длительный срок до 24 месяцев (однако действуют важные правила: 1) совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть более 2 лет; 2) внешнее управление не вводится, если финансовое оздоровление проводилось 18 месяцев). По окончании этого срока решается вопрос о достижении целей внешнего управления, т.е. о том, удалось ли должнику восстановить платежеспособность и продолжить нормальную деятельность (вывод об этом делают исходя из того, достаточно ли у должника средств на удовлетворение требований всех кредиторов и продолжение функционирования). Если восстановить платежеспособность удалось, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращается, а должник продолжает осуществлять обычную хозяйственную деятельность (характер которой мог значительно измениться в ходе осуществления процедур внешнего управления).

Если в ходе внешнего управления выявилась невозможность  финансового восстановления должника, то осуществляется переход к конкурсному  производству (так же, как и в  том случае, когда осуществление  финансового оздоровления либо внешнего управления было признано нецелесообразным по окончании наблюдения).

6. Конкурсное производство. Этот этап является ликвидационным; все мероприятия направлены на  реализацию имущества должника  и прекращение его деятельности. Период конкурсного производства  начинается с вынесения арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом (такое решение  выносится по окончании наблюдения, финансового оздоровления либо  внешнего управления). Обращает на себя внимание тот факт, что только с этого момента (т.е. только с начала конкурсного производства) должник может называться банкротом в полном смысле этого слова; если же этот термин употребляют по отношению к должнику на более ранних этапах (что нередко случается), то следует учитывать, что делается это с большой долей условности и является не вполне корректным.

На этапе конкурсного  производства действует независимый  субъект - конкурсный управляющий; его  деятельность направлена на скорейшую  реализацию имущества должника, образование  конкурсной массы и распределение  ее между кредиторами в соответствии с требованиями очередности, соразмерности, пропорциональности.

Завершается конкурсное производство вынесением соответствующего определения арбитражным судом, что является основанием для исключения юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

7. Мировое соглашение. Мировое соглашение - особый этап  развития конкурсных отношений;  переход к этому этапу допускается  на любой из судебных стадий  конкурса - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Мировое  соглашение заключается должником  (либо арбитражным управляющим)  с кредиторами и влечет прекращение  производства по делу о банкротстве.  По сути, мировое соглашение представляет  собой многосторонний договор,  особенность которого в том,  что возможно навязывание одними  участниками (обладающими большинством  голосов по сумме требований) своей воли другим.

В конкурсных отношениях участвуют должник, кредиторы, органы кредиторов (собрание, комитет), органы юридического лица - должника, государственные  органы, регулирующие и контролирующие действия субъектов, арбитражный суд.

Статус должника определяется теми организационно-правовыми  формами юридических лиц, банкротство  которых, во-первых, возможно, во-вторых, целесообразно (то же можно сказать  о банкротстве физических лиц  с точки зрения наличия либо отсутствия у них статуса индивидуального  предпринимателя).

Статус кредиторов может быть определен в зависимости  от различных критериев (определенности, характера, размера, наступления срока  исполнения требования, других параметров).

Органы кредиторов (собрание и комитет) определенным образом  формируются, имеют особую компетенцию  и самостоятельное значение в  конкурсных отношениях, что позволяет  говорить о них как о субъектах  конкурсного права (в то время  как субъектами права гражданского они не являются).

Органы юридического лица - должника, по сути, не обладают собственной  компетенцией в конкурсных отношениях, т.к. в силу норм Закона 2002 г. не наделяются новыми правами и обязанностями, а сохраняют часть компетенции, существующей у них в рамках корпоративного права.

Статус государственных  органов, наделенных определенными  полномочиями в конкурсных отношениях, определяется Правительством РФ - в  настоящее время действует постановление  Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих", которое установило что уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования по денежным обязательствам РФ, является ФСФО РФ; регулирующим органом является Министерство юстиции РФ. В соответствии с Законом 1998 г. полномочия представлять РФ в конкурсных отношениях имели те органы, которые осуществляли данные полномочия в обычном порядке (налоговые, таможенные и т.д.). Итак, конкурсное право - комплексный правовой институт, представляющий собой совокупность норм, регулирующих отношения должника, в течение определенного времени, не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующих особое состояние должника, предполагающее вмешательство в его деятельность третьих лиц и применение к нему установленных в законе мероприятий.

Цели российского  конкурсного права состоят в  том, чтобы, во-первых, восстановить платежеспособность юридического лица при наличии такой  возможности; во-вторых, оперативно ликвидировать  юридические лица, восстановить финансовое состояние которых невозможно. Эти  цели следует считать равнозначными.

Глава III. Меры по предупреждению банкротства организаций

 

Статья 30 гл.2 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон 2002г.) определяет, какие субъекты могут  применять меры в отношении должника в целях возбуждения в отношении  него производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Этими субъектами являются учредители (участники) должника; собственник  имущества должника - унитарного предприятия; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами. Для этих субъектов установлена  обязанность принимать своевременные меры по предупреждению банкротства, однако, как следует из комментируемой статьи, такая обязанность не подкреплена положениями об ответственности за ее неисполнение. Теоретически мы можем обосновать необходимость привлечения указанных в п. 2 комментируемой статьи субъектов к ответственности за причинение неисполнением данной обязанности убытков должнику либо кредиторам, но на практике крайне сложно доказать наличие причинной связи между их действиями (бездействием) и возникшими убытками.

Кроме того, принимать  необходимые меры могут кредиторы  либо иные лица на основании соглашения с должником. Следует отметить, что  соглашение с должником необходимо в любом случае - независимо от того, какой субъект осуществляет досудебные мероприятия.

Закон не называет конкретные меры, применяемые в целях  предупреждения банкротства должника (об одной из них - досудебной санации - сказано в ст.31 Закона), поскольку  на данном этапе регламентация этих мер не требуется.

Осуществляемые  в рамках досудебной стадии мероприятия  могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение  кредитов, заключение соглашений о  новации, отступном либо прекращении  обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного  владения, взыскание дебиторской  задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

Введение в Закон  положений о досудебной санации (санация - оздоровление) призвано привлечь внимание к неисправным должникам  еще до возбуждения производства по делу о банкротстве в арбитражном  суде. Однако имеющихся в Законе норм не представляется достаточным  для создания эффективного механизма  финансового оздоровления как внесудебной  меры. Для решения данного вопроса  были предприняты неоднократные  попытки принятия специального федерального закона. На данный момент принят лишь ФЗ. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. В качестве внесудебной процедуры законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена такая мера по предупреждению банкротства как досудебная санация. Досудебная санация одно из двух мероприятий предусмотренных Законом 2002г. для достижения цели восстановления платежеспособности должника, наряду с мерами периода наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, которая направлена на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд.

В соответствии со ст.ст.2, 31 Закона 2002г. учредителями (участниками) должника, собственником имущества  должника – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в  рамках мер по предупреждению банкротства  должнику может быть предоставлена  финансовая помощь в размере, достаточном  для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения  всех требований должнику предоставляется  финансовая помощь. Отказывать такую  помощь может практически любое  лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.

Финансовая помощь неплатежеспособным предприятиям может  быть оказана на основании Указа  Президента Российской Федерации от 8 июля 1994г. № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятий  за счет средств федерального бюджета». Данный акт устанавливает не только предоставление финансовой помощи предприятиям, но при наличии задолженности  в федеральный бюджет по налогам  и налоговым платежам также отсрочки по уплате налогов.

Для принятия решения  о проведении досудебной санации  необходима проверка финансового состояния  должника, поскольку финансовая помощь должна оказываться тем должникам, относительно которых можно сделать  вывод о возможности в течение  определенного периода времени  восстановить их платежеспособность.

Еще одной внесудебной  процедурой является добровольное объявление должника о своем банкротстве.

По своей сути добровольное банкротство – это  ликвидация, осуществляемая должником, не имеющим возможности полностью  удовлетворить все требования, при  условии отсутствия возражений кредиторов на любое действие должника, в ходе которого применяются общие положения  гражданского права за исключением  стадии расчетов с кредиторами, на который  применяется Закон 2002 г.

Таким образом, в  соответствии со ст.8 Закона 2002 г. должник  вправе подать в арбитражный суд  заявление должника в случае предвидения  банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет  исполнить денежные обязательства  и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Можно выделить предположительные  этапы осуществления добровольного  банкротства:

Принятие решения  о ликвидации.

Решение принимается  уполномоченным на это органом юридического лица либо собственником имущества  должника – унитарного предприятия. Основания принятия соответствующего решения могут быть любыми, в т.ч. установленными ч.2 п.2 ст.61 ГК РФ.

Получение согласия кредиторов.

Объявление о  добровольном банкротстве. Объявление делает руководитель должника; обязательным условием является наличие признаков  банкротства, установленных законом, т.е. определенного размера задолженности  и срока неисполнения денежных обязательств. На рассматриваемом этапе руководитель должника осуществляет публикацию объявления о банкротстве должника и его  добровольной ликвидации;

Проведение ликвидационных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями ГК РФ и положений  Закона 2002г..

 

Заключение.

 

В заключение следует отметить, что кредиторы добровольного банкрота имеют только одну, но очень действенную возможность повлиять на проведение добровольной ликвидации. Эта предполагаемая возможность состоит в том, что кредитор, в чем-либо недовольный, имеет право прервать добровольную ликвидацию, переведя ее в судебное русло. Реализовано это право может быть несколькими способами. Один из них состоит в том, что кредитор в любой момент в течение срока, названного в объявлении о добровольном банкротстве, может направить должнику возражение против добровольной ликвидации. Возражение кредитора может быть направлено независимо от данного ранее согласия кредитора на проведение добровольной ликвидации.

Информация о работе Должник и банкротство в современном российском конкурсном праве