Депопуляция и кризис семьи в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:48, реферат

Описание работы

Проблемы демографического характера присущи многим государствам мира. Если говорить, например о Китае, то, там демографическая ситуация связана с очень быстрым приростом населения. Однако существует и обратный процесс, а именно депопуляция, который характеризует убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности.
К сожалению, в нашей стране, процесс депопуляции представлен очень явственно. По словам главного акушера-гинеколога Минздрава Владимира Селявы, « Беларусь впитала в себя самые отрицательные стороны современного демографического кризиса». У нас один из самых высоких в мире показателей смертности – ежегодно 14,1 умерших на тысячу населения и самый низкий уровень рождаемости – 9,1 родов на все ту же тысячу населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие депопуляции, общая характеристика…………………………....4
2. Особенности депопуляции в Республике Беларусь……………………....8
3. Основные причины депопуляции в Республике Беларусь, и пути ее ре-шения………………………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

депп.docx

— 80.09 Кб (Скачать файл)

9

два раза превышает аналогичный  показатель в развитых странах. Так, в 2000    году этот показатель в Беларуси был равен 9,31 на 1000, в Японии - 3,4, в Швеции - 3,5, во всей Северной и Западной Европе - 5 на 1000. Правда, в России младенческая смертность в 2000 году была в полтора раза выше, чем в Беларуси, - 15,2 на 1000. 
     Факторы риска для здоровья населения. Состояние здоровья населения зависит от многих факторов. Решающим среди них является образ жизни. Так, исследования, проведенные в США, показали, что более чем наполовину (51,2%) здоровье человека зависит от образа жизни. Вторым по значимости фактором являются генетические данные человека, в том числе наследственность. От этого фактора здоровье зависит на одну пятую (20,4%). Почти столь же весомо (19,9%) на здоровье влияет состояние окружающей среды. И развитие здравоохранения оказывает воздействие на здоровье населения, но его роль в целом несколько ниже - всего 8,5%. Поэтому проблема образа жизни является ключевой при изучении динамики здоровья населения. 
     Образ жизни включает большой набор факторов, которые оказывают позитивное или негативное воздействие на здоровье человека. Это условия и режим труда, учебы, отдыха, быта, семейные и внутрипроизводственные отношения, различные поведенческие факторы. Поэтому для успешной адаптации человека к меняющимся условиям окружающей среды и поддержания здоровья человека необходимо вести здоровый образ жизни. Тем не менее, следует отметить низкую ответственность населения республики за свое здоровье. Ни распространенный образ жизни в стране, ни самосохранительное поведение не способствуют улучшению здоровья. 
     Значительная часть населения не соблюдает режима питания, единицы регулярно занимаются физкультурой и спортом, делают утреннюю зарядку (по данным выборочных обследований, проводимых Минстатом Республики Беларусь, удельный вес занимающихся спортом мужчин в 2002 году составил 21,4%, женщин - 14,0%). Избыточная масса тела отмечена почти у каждого 8-го жителя старше 16 лет, и эта доля неуклонно растет (за 2002 год 5,7% мужчин и 18,7% женщин в возрасте 16 лет и старше имели избыточный вес). 
Растет среднегодовое потребление табачных изделий в стране, этот фактор риска особенно пагубно влияет на здоровье населения. По данным выборочных обследований домашних хозяйств в Республике Беларусь, наблюдается устойчиво высокий процент курящих среди мужчин, и довольно быстрый рост доли курящих среди женщин. 
     К числу важнейших факторов риска, наряду с другими, относится зло-употребление алкоголем, наносящее огромный вред здоровью.Так, злоупотребление алкоголем даже одного из членов домохозяйства, безусловно, отрицательно действует на взаимоотношения между всеми членами этого домохозяйства. Как правило, в таких домохозяйствах маловероятен и здоровый образ жизни. Распространение в стране

10

злоупотребления алкоголем  влечет увеличение конфликтных семей  и ухудшение образа жизни населения. Вместе с курением и гиподинамией злоупотребление алкоголем входит в группу факторов риска многих серьезных заболевании, в том числе сердечно-сосудистых, а также транспортно-бытового травматизма. 
      Поэтому вопрос о здоровом, трезвом образе жизни, выражающемся в определенном сознании и поведении, искоренении вредных привычек, очень важен в решении проблем сверхсмертности населения республики. Это показала и антиалкогольная кампания 1985 года. Нужно сказать, что этот эксперимент имел не только неудачи. Антиалкогольная кампания за шесть-семь лет сохранила порядка 75 тысяч жизней жителей Республики Беларусь. Эта величина рассчитана следующим образом (см. рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Динамика количества умерших в Республике Беларусь за 1980-2001 годы и гипотетическое количество смертей за 1986-1992 годы при  отсутствии антиалкогольной кампании.

 
Начиная с середины 60-х годов в  республике устойчиво и довольно равномерно увеличивалось количество умерших. В 1985 году оно достигло 105,8 тысячи человек. Уже на следующий год после начала антиалкогольной кампании количество умерших резко сократилось и составило в 1986 году 97,3 тысячи человек, что на 8,5 тысячи человек меньше, чем в 1985 году. Средняя продолжительность жизни возросла на 1,5 года для мужчин и на 0,5 года для женщин. Однако уже с 1987 году показатели смертности опять начали расти, а продолжительность жизни снижаться. К 1990 году

11

показатели смертности превысили  уровень 1985 года, а к 1993 году вышли  на ту линию роста, которая существовала до антиалкогольной кампании (см. рисунок 1). Если выровнять образовавшийся провал, построив гипотетическую динамику роста показателей смертности, то можно приблизительно рассчитать то количество жизней, которое сохранилось в результате этой кампании. 
     Однако динамика роста количества умерших в 90-е годы опять восстановилась, что дает возможность еще раз убедиться, что решить проблему стабильного снижения потребления спиртного в стране административно-командными мерами невозможно. Экстремизм антиалкогольных мероприятий, несмотря на усиление репрессивных мер, привел к стремительному росту самогоноварения. В результате "сначала произошло очень быстрое и значительное падение потребления алкоголя (1985-1986), сменившееся почти таким же резким его ростом". Сегодня в развитых странах личное поведение человека —  одно из стратегических направлений профилактической медицины. Можно безоговорочно утверждать, что отказ от сидячего образа жизни, избыточного питания, неумеренного потребления спиртных напитков и курения может спасти больше людей в возрасте от 40 до 60 лет, чем самые совершенные методы лечения. 
     Старение населения. Существенно деформирована в стране половозрастная структура населения. Каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте, в сельской местности — каждый третий. Реальной угрозой национальной безопасности является недоучет темпов нарастания старения населения в республике и несвоевременное решение проблем, связанных с этим объективным и необратимым процессом. 
     Миграция населения. Существенные изменения происходят в миграционной подвижности населения. Появились новые проблемы, с которыми республика ранее не сталкивалась: устойчивый поток эмигрантов из республики в "дальнее зарубежье" и связанная с ним "утечка мозгов", потоки беженцев и иммигрантов, переселенцев из зоны экологического загрязнения, связанного с катастрофой на ЧАЭС, "челночная" миграция, проблемы нелегальных ми-грантов и др. Особенно тревожным является нарастание объемов нелегальной миграции. Большинство из нелегальных мигрантов, проживающих в Беларуси, рассматривают республику как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы.  
     Ужесточение западноевропейскими государствами миграционного законодательства, осуществление ими мер по переходу к политике нулевой миграции создают препятствия для эмиграции на Запад. В результате в республике оседают иностранцы, не сумевшие эмигрировать в государства Западной Европы, что оказывает негативное влияние на социально-экономическую обстановку в стране, способствует распространению

12

опасных заболеваний, росту  преступности, незаконному обороту  наркотиков и оружия. Все это создает реальную угрозу национальной безопасности. 

Основные причины  депопуляции в Республике Беларусь, и пути ее решения

Совершенно неправомерно все негативные явления демографического развития республики в 90-е годы относить только на счет последствий трансформации  социально-экономической системы  и распада СССР. Анализ динамики развития социально-демографических  процессов в Беларуси за длительный период времени, сравнения демографического развития республики с развитием других стран мира говорят о том, что сегодняшний кризис демографического развития имеет и другие причины. Уже с 1978 года нетто-коэффициент воспроизводства населения в стране (за исключением 1984-1986 годов) был ниже единицы, то есть почти 20 лет режим воспроизводства населения Беларуси не обеспечивает даже простого замещения поколений. В целом за 90-е годы он снизился еще почти на треть и в настоящее время можно сказать, что население республики воспроизводится только на 60%. Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития республики. Для того чтобы найти рациональные пути выхода из создавшегося положения, необходимо правильное понимание причин происходящих негативных явлений в демографическом развитии. В этих условиях очень важно выявить истинные причины происходящих процессов и определить пути улучшения ситуации. Для принятия адекватных управленческих решений нужно иметь глубокий научный анализ происходящих процессов. 
     Причины падения рождаемости, роста смертности, снижения ожидаемой продолжительности жизни и других демографических процессов в республике вызывают острые споры. Многие из появляющихся в печати негативных оценок тех или иных тенденций демографических процессов не учитывают их глубинных причин, влияния долговременных закономерностей развития явлений, их связи с объективными историческими процессами, они субъективны и часто ошибочны. Нередко в средствах массовой информации делаются попытки объяснить происходящие социально-демографические процессы политическими мотивами, а отдельные демографические данные превращаются в объект спекуляции политических деятелей. Современная демографическая ситуация гораздо глубже и серьезнее, чем это кажется на первый взгляд. Она требует глубокой научной оценки специалистами. 
     Так, резкий спад уровня рождаемости и рост показателей смертности в 90-е годы в зависимости от конъюнктуры объясняется то последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, то упадком экономики, то приходом к власти того или иного политического деятеля. Безусловно, социально-

13

экономическое, экологическое  и политическое состояние республики оказало влияние на этот процесс, однако в основе его лежат долговременные закономерности демографического развития республики. 
     Даже если бы не было катастрофы на Чернобыльской АЭС и экономика республики развивалась стабильно, только за счет особенностей демографической структуры населения, сложившейся в предыдущие годы, общие показатели рождаемости в Беларуси в конце 80-х - начале 90-х годов имели бы тенденцию к снижению, а показатели смертности - к росту, хотя темпы этого снижения и роста были бы меньшими. 
                                                        

Снижение уровня рождаемости  в стране происходит вследствие ряда причин: 
   •      снижение рождаемости, уменьшение норм детности семьи - закономерный процесс, характерный не только для Беларуси, и вызван он демографическим переходом страны к новому типу воспроизводства населения; 
   •      половозрастная структура с конца 80-х годов стала способствовать снижению рождаемости. В этот период вступали в активный детородный возраст малочисленные когорты, родившиеся в 60-е годы. Известно, что 70% всех родившихся приходится на женщин в возрасте 20-29 лет. К концу 90-х годов численность этой возрастной группы была почти на 20% ниже, чем в середине 80-х годов, что, естественно, сказалось на количестве родившихся; 
•      социальная и экономическая нестабильность (спад экономического развития, галопирующая инфляция, дестабилизация потребительского рынка) вызвали у большого количества людей нарастание неуверенности в завтрашнем дне и отказ от очередного желаемого ребенка; 
   •      экологические последствия катастрофы на ЧАЭС обострили беспокойство родителей за здоровье своих детей в связи с загрязнением территории страны радионуклидами и также вызвали ограничение желаемых рождений.  

Низкая продолжительность  предстоящей жизни населения, относительно высокая младенческая смертность являются следствием: 
    •      низкого уровня развития экономики, ее дестабилизации; 
    •      значительного снижения уровня жизни населения; 
    •      деградации социальной сферы (в частности, здравоохранения, ухудшения качества общедоступной медицинской помощи от рождения до смерти); 
    •      неудовлетворительной экологической ситуации в республике, и не только в связи с последствиями экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС; 
    •      исторически сложившегося стереотипа пренебрежительного отношения к своему здоровью и распространению факторов риска, таких, как

14

курение, злоупотребление  алкоголем, и др.  
     Такие высокие показатели смертности и низкие показатели средней продолжительности предстоящей жизни ставят Республику Беларусь в положение слаборазвитой страны, неспособной эффективно контролировать социальную ситуацию в целом, и эпидемическую ситуацию в частности. 
Таким образом, перед Беларусью стоит сверхзадача - вывести страну из демографического тупика.  
     Неблагополучная демографическая ситуация рассматривается Президентом и Правительством как вопрос первостепенной государственной важности. Поставлена задача: сжать «демографические ножницы», уравнять показатели рождаемости и смертности (к 2011 году они должны составить 10-11 человек на 1000 населения). Но есть и стратегическая цель - после 2010 года обеспечить поступательное развитие общества, при котором рождаемость будет превышать смертность.  
     Фундаментом для этого по официальным данным должна стать реализация мероприятий Национальной программы демографической безопасности (ее финансирование определено в объеме Br 688,3 млрд.) и Президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы (свыше Br1,4 трлн.). Это целый комплекс мер - от материальной поддержки семей с детьми до помощи в решении жилищной проблемы. Уже разработан проект новой редакции закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (Палата представителей 25 апреля приняла законопроект в первом чтении). Им предусматривается увеличение размера единовременного пособия при рождении первого ребенка до 5 бюджетов прожиточного минимума (БПМ), второго и последующих детей - до 7 БПМ. Что касается размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, то он будет увеличен с 65% до 80% БПМ в 2008 году, а в 2009 году это пособие составит уже 100% БПМ. Планируется увеличить размер финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья для многодетных семей: с 30% до 50% - в случае рождения третьего ребенка или при наличии троих детей, с 50% до 70% - в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых детей. При рождении пятого ребенка государство полностью погашает кредит. 
     Молодым семьям будет предоставляться финансовая поддержка для погашения задолженности по выданным нельготным жилищным кредитам. Размер этой помощи составит 20 БПМ при рождении первого ребенка или при наличии одного ребенка, 40 БПМ - при рождении второго ребенка или при наличии двоих детей, 50 БПМ - при рождении третьего ребенка или при наличии троих и более детей. 
     Однако данные экономические меры не могут решить вопросы, связанные с депопуляцией в республике Беларусь. Так как при современном росте цен, данные компенсации существенных последствий иметь не будут. При низких зарплатах родителей им будет сложно выплачивать кредиты, а едино-разовая

15

помощь в указанных  размерах покроет лишь небольшую толику затрат, связанных с воспитанием и обучением одного ребенка, не говоря уже о нескольких детях. Нужно учитывать здесь и тот фактор, что современное обучение и воспитание ребенка требует гораздо больше вложений, чем это было даже 10 лет назад. 
     Кроме того, во многих случаях такие выплаты явятся причиной социальной дестабилизации общества. Это связано с тем, что многие неблагополучные семьи существуют за счет выплат на детей, и такое повышение выплат приведет к еще большему рождению детей в таких семьях, воспитание которых в конечном итоге ляжет на плечи государства.

                                                   Заключение

     Таким образом, подводя итоги сказанному можно сделать следующие выводы. 
     Процесс депопуляции характерен для многих развитых стран. Причины этого процесса кроются в различных сферах жизни общества, и дать однозначный ответ, какая из них является решающей в его развитии, не представляется возможным.Что касается депопуляции в Республике Беларусь, то здесь на лицо целый комплекс проблем социально-экономического и социально-культурного характера, требующих глубокого изучения и принятия выверенных мер по их устранению, на основе всестороннего изучения.                                           Поэтому принимаемые решения экономического характера не смогут оказать существенного влияния на снижение процесса депопуляции в республике ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. 
К наиболее действенным общим мерам по стабилизации депопуляции можно отнести следующие: 
-повышение ценности семьи в обществе и как следствие работа всех институтов и учреждений (здравоохранения, образования, СМИ и т.п.) на благополучие семьи; 
-ориентация воспитательного и образовательного процесса (начиная с ДДУ) на семейные ценности; 
-предоставление серьезных льгот (а не подачек) для семей (имеются ввиду благополучные семьи) воспитывающих более 3-х детей

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

Список использованной литературы:

 
1. Антонов А. И. Депопуляция  и кризис семьи в постсоветской  России: Кто виноват и что делать?//Вестник  Московского университета. Социология  и политология. 1995. № 2.

2. Антонов А. И., Борисов  В. А. Кризис семьи и пути  его преодоления. М., 1990.

3. Веселкова И.Н. Социально-экономические  аспекты здоровья трудоспособного  населения. Минск,1988, с. 17-18.

4. Впереди XXI век: перспективы,  прогнозы, футурологии: Антология  современной классической прогностики/Под  ред. И.В. Бестужев-Лада. М., 1999.

5. Комаров Ю.М. Некоторые  социальные проблемы и здоровье  населения //Социально-философские  и мировоззренческие проблемы  здоровья человека Тезисы Всесоюзной  конференции "Социально-экономические  проблемы здоровья человека" Львов-Москва. 1994. С 36.

Информация о работе Депопуляция и кризис семьи в Беларуси