Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы настоящего диплома обусловлена рядом причин.
Во – первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.
Во – вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 99.15 Кб (Скачать файл)

Конкурсный управляющий  отмечает в реестре требований сведения о погашении требований.

Как и предыдущий закон, новый  закон о банкротстве предусматривает  обязанность конкурсного управляющего после завершения расчетов с кредиторами  представить в арбитражный суд  отчет о результатах проведения конкурсного производства. Завершением  данной стадии является вынесение арбитражным  судом определения о завершении конкурсного производства. Однако полномочия конкурсного управляющего на этом не заканчиваются, закон предусматривает  обязанность последнего в течение 10 дней с момента вынесения определения  представить указанное определение  в орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц. С  момента внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  ликвидации должника полномочия конкурсного  управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

3.4 Мировое соглашение.

Известный в настоящее  время российскому законодательству институт мирового соглашения был предусмотрен еще в законе о банкротстве 1992 года, однако в силу имевших место  существенных недостатков в правовом регулировании практически не применялся в арбитражно-судебной практике. [57]

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении  судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании  процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами  на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Заключение мирового соглашения между должником и кредиторами  допускается на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после принятия арбитражным судом решения о  признании должника банкротом и  открытии конкурсного производства.

Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. В отличие от предыдущего закона, настоящий допускает участие  в мировом соглашении третьих  лиц. К ним закон относит лиц, которые принимают на себя обязательства  должника либо обеспечивают их исполнение (например, поручитель). Права и обязанности  этих лиц предусматриваются мировым  соглашением.

Решение о заключение мирового соглашения от имени должника принимается  в период наблюдения руководителем  должника, в период внешнего управления - внешним управляющим, а в период конкурсного производства – конкурсным управляющим.

Решение о заключение мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Указанное решение считается  принятым при одновременном соблюдении двух условий: во-первых, оно должно быть принято большинством голосов  от общего числа конкурсных кредиторов и во-вторых - единогласное принятие решения со стороны кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом. Необходимо дать ответ на вопрос: «Кто же участвует в собрании кредиторов при вынесении данного решения?»  Поскольку мировое соглашение в  соответствии со статьей 123 нового закона может быть заключено только после  полного погашения задолженности  по требованиям кредиторов первой и  второй очереди, что соответственно прекращает обязательства должника, то кредиторы первой и второй очереди  перестают быть кредиторами по денежным обязательствам и их участие в  собрании недопустимо. Что же касается кредиторов четвертой очереди, то они, также как и кредиторы первой очереди, в силу статьи 12 закона о  банкротстве не являются участниками  собрания кредиторов с правом голоса (за исключением первого собрания в период наблюдения) и, соответственно, не принимают участия в собрании. Стоит упомянуть, что в соответствии со статьей 58 Конституции РФ уплата установленных законом налогов  и сборов является конституционной  обязанностью каждого, и предметом  мирового соглашения не могут быть какие-либо условия, допускающие полный отказ от исполнения этой обязанности. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в  собрании кредиторов при решении  вопроса о заключении мирового соглашения участвуют только кредиторы третьей  и пятой очередей.

Новый закон, как и предыдущий, предусматривает обязательное утверждение  мирового соглашения арбитражным судом. Для утверждения мирового соглашения необходимо соблюдение ряда требований и условий.

Во-первых, это соблюдение требований, предъявляемых к форме  и содержанию мирового соглашения. Мировое соглашение должно быть совершено  в письменной форме и подписано  его сторонами.

Поскольку мировое соглашение представляет собой сделку между  должником и кредиторами, ее условия  должны содержать положения о  размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении  мирового соглашения стороны могут  использовать любые предусмотренные  гражданским законодательством  способы прекращения обязательств: отступное, новация, прощение долга. Соглашение может также содержать условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке  права требования; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Во-вторых, это погашение  задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей. Более  того, уже на момент проведения собрания кредиторов, созванного для принятия решения о заключении мирового соглашения, должник обязан полностью исполнить  обязанность по погашению задолженности  перед указанными лицами. Следует  обратить внимание, что новый закон  устранил имевшее место практически  непреодолимое препятствие в  виде обязательного удовлетворения требований кредиторов в размере  не менее 35 процентов суммы долга  в течение двух недель со дня утверждения  мирового соглашения арбитражным судом, что, несомненно, сковывало действия сторон.

В-третьих, это обязательное приложение к заявлению об утверждении  мирового соглашения, подаваемого должником, внешним или конкурсным управляющим  в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения, определенных документов: текста мирового соглашения; протокола собрания кредиторов; списка всех конкурсных кредиторов с указанием  их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение  задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных кредиторов, которые  не принимали участия в голосовании  по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против заключения мирового соглашения.

«В целях защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия  в голосовании, а также голосовавших против заключения мирового соглашения, статья 122 закона устанавливает императивную норму, согласно которой содержащиеся в мировом соглашении условия  удовлетворения требований конкурсных кредиторов должны быть равными для  каждой очереди вне зависимости  от выраженного в голосовании  отношения к мировому соглашению».[58]

О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает стороны. Однако неявка надлежаще извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела.

Со дня утверждения  арбитражным судом мирового соглашения оно вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов, а также для  третьих лиц, участвующих в мировом  соглашении. В зависимости от того, на какой стадии банкротства утверждено мировое соглашение, закон определяет различные последствия:

- если мировое соглашение  утверждается в ходе наблюдения  или внешнего управления, то это  является основанием для прекращения  производства по делу;

- утверждение мирового  соглашения в ходе внешнего  управления является основанием  для прекращения моратория на  удовлетворение требований кредиторов;

- если же мировое соглашение  утверждено в ходе конкурсного  производства, то решение арбитражного  суда о признании должника  банкротом и открытии конкурсного  производства не подлежит исполнению.

Так же с момента утверждения  данного документа прекращаются полномочия временного, внешнего и  конкурсного управляющих, но исполнение обязанностей руководителя должника указанные  лица осуществляют вплоть до момента  назначения руководителя должника.

Сторонам мирового соглашения арбитражным судом может быть оказано в утверждении мирового соглашения, что не препятствует заключению нового мирового соглашения. Основания  перечислены в статье 125 закона:

- в случае неисполнения  обязанности по погашению задолженности  по требованиям кредиторов первой  и второй очереди;

- нарушения порядка заключения  мирового соглашения, установленного  Законом о банкротстве;

- несоблюдения формы мирового  соглашения;

- противоречия условий  мирового соглашения федеральным  законам и иным правовым актам.

Поскольку мировое соглашение представляет собой разновидность  гражданско-правовой сделки между должником  и кредиторами, то закон, в случаях, если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для  отдельных кредиторов или ущемления  прав и законных интересов отдельных  кредиторов, а также, если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству, предусматривает  возможность подачи в арбитражный  суд должником, кредитором или прокурором заявления о признании мирового соглашения недействительным. Помимо, оснований для признания мирового соглашения недействительной, перечисленных  законом о банкротстве, соглашение может быть также признано недействительным по общим основаниям, установленным  гражданским законодательством, в  частности главой 9 Гражданского Кодекса  РФ. Однако последствия признания  мирового соглашения недействительным в рамках процедуры банкротства  существенно отличаются от последствий, предусмотренных Гражданским Кодексом для гражданско-правовых сделок. Основным последствием принятия арбитражным  судом решения о признании  мирового соглашения недействительным является возобновление производства по делу на той стадии, на которой  оно было прекращено. Признание мирового соглашения недействительным не влечет обязанность кредиторов первой и  второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения  задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты  на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону, считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования были удовлетворены  в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны  возвратить все полученное в порядке  исполнения мирового соглашения.

Перечисленные последствия  наступают и в случае расторжения  мирового соглашения арбитражным судом  при неисполнения должником условий  мирового соглашения в отношении  не менее трети требований кредиторов. Расторжение мирового соглашения, утвержденного  арбитражным судом, по соглашению между  отдельными кредиторами и должником  не допускается. Расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора  не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы  вправе предъявить свои требования в  объеме, предусмотренном соглашением.

Заключение

Законодательство о банкротстве  действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства  занимает одно из важнейшим мест в  правовом регулировании хозяйственного оборота.

Проведенный в данной дипломной  работе сравнительный анализ действующего Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»  от 1 января 1998 гола и Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий от 19 ноября 1992 года позволяет однозначно сделать  вывод, что сегодняшнее законодательство более совершенно и гибко, что  несомненно будет способствовать созданию нормального экономического оборота.

Новый Закон более четко  определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных  подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое  лицо может быть признано банкротом  в случае неспособности удовлетворить  требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности  не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления  даты их исполнения. Прежний закон  использовал в качестве критерия несостоятельности – неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства.

Несомненным достоинством закона является более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а  также введение совершенно новой  для российского законодательства процедуры наблюдения.

Указанная процедура вводится арбитражным судом в течение 3 месяцев с момента принятия заявления  о банкротстве с целью обеспечения  сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности  восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его  состояния.

Процедуре внешнего управления в новом законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что  восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория  на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление  исполнения всех судебных решений и  иных исполнительных документов, но и  прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических  санкций.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения  о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов  и иных финансовых (экономических) санкций  по всем видам задолженности; снимаются  ранее наложенные аресты имущества  должника, введение новых арестов  и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены  только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы  и проведения инвентаризации имущества  является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке  и очередности, установленной статьей  Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы  превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам обеспеченным залогом  и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Такие внесудебные процедуры  как санация и мировое соглашение также претерпели существенные изменения.

Так санация выведена из -под контроля арбитражного суда. В  законе отсутствует положения регламентирующие порядок, сроки, ответственность участников. В связи с чем сами участники  процедуры определяют все на их взгляд существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника.

Мировое соглашение может  быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между  должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение. Единственным существенным условием для  его заключения является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди.

При осуществлении всех процедур банкротства основные полномочия возложены  на арбитражных управляющих и  собрание кредиторов.

Информация о работе Банкротство (несостоятельность) юридических лиц