Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности деятельности арбитражного управляющего в антикризисном менеджменте. Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих задач:
1. описать сущность, назначение, цели арбитражного управления;
2. проанализировать требования, предъявляемые законодательством о банкротстве к арбитражному управляющему;
3. классифицировать полномочия арбитражного управляющего, выявить проблемы их реализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………….…….…......3
ГЛАВА 1. Понятие об арбитражном управляющем………....…..…........5
§ 1. Понятие об арбитражном управлении. Цели и задачи арбитражного управляющего……………………………….........………...5
§ 2. Арбитражный управляющий: требования, возникновение статуса, порядок назначения…………….....................................................………..10
ГЛАВА 2. Полномочия арбитражного управляющего ………………...16
§ 1. Правовой статус арбитражного управляющего на различных этапах арбитражного управления……………………………………….16
§ 2. Взаимодействие арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих…………………………...…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..…31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

курсовик малике.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан:

- принять в  ведение имущество должника, провести  его инвентаризацию;

- привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- уведомить  работников должника о предстоящем  увольнении не позднее месяца  с даты введения конкурсного  производства;

- принимать  меры по обеспечению сохранности имущества должника;

- анализировать  финансовое состояние должника;

- предъявлять  к третьим лицам, имеющим задолженность  перед должником, требования о  ее взыскании в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом;

- заявлять в  установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

- вести реестр  требований кредиторов, если иное  не предусмотрено настоящим Федеральным  законом;

- принимать  меры, направленные на поиск, выявление  и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

- исполнять  иные установленные настоящим  Федеральным законом обязанности.

Согласно п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе:

- распоряжаться  имуществом должника в порядке  и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

- увольнять  работников должника, в том числе  руководителя должника, в порядке  и на условиях, которые установлены  федеральным законом;

- заявлять отказ  от исполнения договоров и  иных сделок в порядке, установленном ст. 102 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

- передать на  хранение документы должника, подлежащие  обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- предъявлять  иски о признании недействительными  сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

- осуществлять  иные права, связанные с исполнением  возложенных на него обязанностей, установленных Законом о банкротстве.

 

 

 

§ 2. Взаимодействие арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация  арбитражных управляющих (СРО АУ) - это некоммерческая организация, которая  основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих [4, с. 56].

Рассмотрим на примере одну из крупных  саморегулируемых организаций созданных в России.

Некоммерческое Партнерство  «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие», в дальнейшем по тексту «Партнерство», является некоммерческой организацией основанной на членстве, созданной его Учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью регулирования и обеспечения деятельности арбитражных управляющих.

Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации и Уставом (приложение 1). Оно вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Партнерство создано на неограниченный срок.

Согласно абз. 8 п. 1 ст. 20 Закона о  банкротстве членство в одной  из саморегулируемых организаций является обязательным требованием к кандидатуре арбитражного управляющего.

Вступив в СРО АУ, арбитражные управляющие несут ответственность перед саморегулируемой организацией.

Лицо, вступившее в членство саморегулируемой организации, обязано соблюдать  действующие внутри организации правила профессиональной деятельности. Так, в Партнерстве были утверждены Коллегиальным органом Некоммерческого партнерства «Правила профессиональной деятельности и деловой этики члена некоммерческого партнерства» в приложении №3.

Требования, предъявляемые к членам Партнерства:

1. Членами Партнерства могут  быть лица (физические и юридические), которые осуществляют профессиональную  деятельность на рынке несостоятельности  (банкротства) и:

- признают Устав Партнерства;

- внесли установленный в Партнерстве вступительный взнос;

- регулярно уплачивают установленные  в Партнерстве членские, целевые  и иные взносы;

- выполняют добровольно взятые  на себя при приеме в члены  Партнерства требования (обязательства); - соблюдают требования ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)», настоящие Правила и иные внутренние документы Партнерства.

2. Член Партнерства обязан:

- добросовестно исполнять требования  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,  иных федеральных законов и  нормативно - правовых актов Российской Федерации;

- соблюдать положения Устава  Партнерства, решения Общего собрания  членов Партнерства, Коллегиального  органа, предписания, приказы, указания  и иные распоряжения Президента  Партнерства, а также иные внутренние  документы;

- принимать участие в деятельности Партнерства;

- не разглашать служебную информацию  о деятельности Партнерства;

- возмещать имущественный и  иной вред, причиненный Партнерству  своей профессиональной деятельностью  (бездеятельностью), в порядке, предусмотренном  законодательством;

- внести субсидиарную ответственность  за ущерб, причиненный Партнерству  членами Представительства Партнерства,  в состав которого они входят;

- повышать свою квалификацию  в порядке, установленном законодательством  РФ и Партнерством;

- при добровольном выходе из Партнерства завершить все процедуры банкротства, которые он проводил в период членства в Партнерстве, либо передать эти предприятия другим членам Партнерства;

- выполнять решения и предписания  государственных органов, вынесенных  в его адрес в соответствии с компетенцией этих органов, установленной законодательством Российской Федерации;

- при назначении члена Партнерства  руководителем стажировки добросовестно  исполнять возложенные на него  обязанности, объективно оценивать  работу стажера, делать справедливые выводы в заключении по результатам прохождения стажировки в Партнерстве.

Для арбитражных управляющих в  саморегулируемой организации Партнерство  были созданы дополнительные правила  «ПРАВИЛА профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих – членов НП «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» (приложение 2).

Вступление в саморегулируемую организацию, членство в ней является определенной гарантией обеспечения  законности деятельности арбитражных управляющих. СРО АУ наделены законом публично-правовыми функциями: они призваны обеспечивать проведение процедур банкротства в соответствии с законом, обеспечивать деятельность арбитражного управляющего в интересах должника, кредитора и общества в целом.

В целях реализации данной функции  законодатель установи, что СРО АУ обязана контролировать профессиональную деятельность своих членов. Однако в п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве, установлены границы такого контроля: СРО АУ контролирует профессиональную деятельность своих членов только в части соблюдения требований Закона о банкротстве и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных СРО АУ [10].

Для реализации этой функции Партнерство  приняло Положение «О текущей  отчетности и представлении информации о процедурах несостоятельности (банкротства) арбитражными управляющими - членами НП «РСОПАУ» в приложении №5. В Положении четко прописаны: порядок и периодичность предоставления текущей отчетности арбитражными управляющими, порядок предоставления информации о планируемых мероприятиях в ходе процедур банкротства и т.д.

Помимо функций контроля, важной функцией СРО АУ является защита прав и законных интересов своих членов. В целях реализации указанной  функции СРО АУ п. 1 ст. 22 Закона о банкротстве предоставил следующие права: обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной и муниципальной власти, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов, подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве [5, с. 190].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Категория «арбитражный управляющий» является не новой в  современном законодательстве. Аналогичная  категория под названием «попечитель» существовала еще в дореволюционном законодательстве о банкротстве, в котором были определены статус и соответствующие ему функции «попечителя». В законодательстве послесоветской России понятие «попечитель» было заменено на понятие «арбитражный управляющий», однако основополагающие принципы данной правовой категории были сохранены. По мере становления и развития рыночной экономики в России понятие категории арбитражного управляющего претерпевало изменения, целью которых было обеспечение справедливого правосудия, учитывающего все спорные вопросы в делах о несостоятельности.

Арбитражный управляющий  как значимая фигура в деле о банкротстве  была впервые введена федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)»  в 1998г. Далее произошли некоторые  изменения законодательства о банкротстве, воплотившиеся в новом законе 2002г. Именно этот закон сегодня является основополагающим при определении статуса арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий  является центральной фигурой проведения процедур банкротства. В условиях нестабильности финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов и увеличения количества рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве, значимость деятельности арбитражного управляющего возрастает. От уровня образования, профессиональной этики, независимости, практических навыков арбитражного управляющего зависит не только результат проведения конкретной процедуры банкротства, но и формирование правоприменительной практики в сфере банкротства, а вместе с тем и социальной оценки такого экономически неизбежного явления, как банкротство.

Правоприменительная практика показала, что ряд норм права, регулирующих деятельность арбитражного управляющего, в результате своего несовершенства препятствует эффективному выполнению арбитражным управляющим  поставленных перед ним задач, реализации предусмотренных законом полномочий.

В настоящее  время идет процесс становления  правового статуса арбитражного управляющего, как в теории юридической  науки, так и на практике. Законодательством  предъявляются новые требования к лицам, проводящим процедуры банкротства. В рамках изменения и совершенствования законодательства о банкротстве особенно актуальным, научно и практически значимым становится исследование правового регулирования деятельности именно арбитражного управляющего, как лица, непосредственно влияющего на ход и результаты проведения процедур банкротства. Выявление проблем правового регулирования деятельности арбитражного управляющего и поиск путей их решения, позволит скорректировать законотворческий процесс в данной области, позволит усовершенствовать правоприменительную практику субъектов конкурсного права, найти баланс между полномочиями арбитражного управляющего и иных субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, от 24.07.2002 г. (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (действующая редакция  от 03.11.2013)
  2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (действующая редакция от 05.12.2013).
  3. Александрова О.Н. Антикризисное управление: учебник. / О.Н. Александрова [и др.], отв. ред. Э.М. Коротков. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 620 с.
  1. Антикризисное управление. В 2 т.  Таль Г.К.  М.: 2010. — Т.1. - 645с.

Информация о работе Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования