Антикризисные реформы Л Эрхарда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Через некоторое время были также приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, антимонопольные и антикартельные указы и др.
Л. Эрхардом принимались решительные меры по укреплению позиций ФРГ на мировом рынке. И ему это удалось – экспорт увеличился почти втрое. Относительно внутреннего рынка принимались меры по защите его от внешних конкурентов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Нужно отметить, что положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло также индикативное (договорное) планирование.

Содержание работы

Введение
Биография Л.Эрхарда
Антикризисные меры Л. Эрхарда
Хозяйственная реформа (денежная реформа и реформа цен)
Жилищно-строительная
Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий
Развитие науки
Социальная направленность реформ
Основные выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Законом свободных цен, цены отпускались  на свободу, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

Попытки Хозяйственного управления стабилизировать  цены нашли свое отражение в периодической  публикации каталогов уместных цен, учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ. Этот каталог, выработанный совместно с торгово-промышленными кругами и профсоюзами, должен был определять, какие цены, при правильной калькуляции, должны были почитаться уместными для отдельных предметов потребления. Первый каталог цен, опубликованный 11 сентября 1948 года, указывает, в частности, цену мужских полуботинок в размере от 24.50 до 30.00 нем. Марок. В это же время вступила а действие «программа широкого потребления», в процессе которой, к примеру, в августе 1948 года было произведено 700.000 пар обуви по особо точно исчисленным ценам.

Успех и последствия денежной реформы  наиболее реалистично и точно  описали французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: «Черный  рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок. Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее».

Уже к  началу 1949 года в Западной Германии обозначились рост экономики и производительности труда, повышение зарплат, понижение цен.

Итог  денежной реформы был очень важным – к 1956 г. Германия расплатилась с  долгами и даже сама стала кредитором. По предложению Эрхарда был создан государственный банк, принимавшей  активное участие в развитии промышленности. Банк выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности (именно на промышленность ставился основной упор), выдававшимся под достаточно низкий процент.

 

5) Жилищно-строительная реформа

 

Следующим и также одним из важнейших  этапов реформирования и двигателей роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли в 1949-53 гг., объявленной национальным приоритетом. Кроме значительного разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Но было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано Министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.

Основной  приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческое жилье.

Общий объем инвестиций в жилищную программу  за период 1950-1962 г.г. составил более 65 млрд. марок, при этом по объему строительства  жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место! Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн. единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 %, остальное – частные инвестиции.

Количество  новых квартир за период 1953-54 годов выросло с 443000 до 518000. Стоит также заметить, что в середине 1953 года 10% общего числа рабочих и служащих были заняты в строительной промышленности.

6)Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий

 

В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий. Сам Людвиг Эрхард в своей книге «Благосостояние для всех уделял не маленькое значенье монополиям, назвав главу книги «непрятие монополии». Был принят соответствующий закон, согласно которому доля рынка одной монополии не должна превышать 33%, двух-трех монополий – 50 %, четырех-пяти – не более 65 %. В связи с антимонопольной реформой был принят закон о защите потребителей, который обосновывался Эрхардом так: «Любая монополия таит в себе опасность того, что потребитель окажется обделенным, и к тому же она замедляет экономический прогресс. Отрицательные последствия стремлений к монополиям должны были тем сильнее дать себя знать, чем меньше были по своему масштабу те или иные народные хозяйства и чем больше они отгораживались от мирового рынка путем протекционистских мероприятий, или поскольку, используя такую изоляцию, частнохозяйственные монопольные позиции сознательно поощрялись путем хозяйственно-политических мероприятий»

Несмотря  на то, что позиции крупных предприятий в корпоративной и банковской сфере только упрочились, важнейшей силой и основой рынка стал мелкий и средний бизнес. В современной Германии он обеспечивает основную часть занятости – удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 %. На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.

Особенно  велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию – государственные инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

Активно проходила борьба с безработицей, что способствовало развитию производственной деятельности и промышленности. Между концом 1951 и серединой 1954 года число лиц, имеющих постоянную работу, увеличилось почти на два миллиона. Одновременно число безработных снизилось с 1,214 млн. в момент сезонного затишья в октябре 1951 года до 820 тыс. в октябре 1954 года. Валовая недельная заработная плата промышленных рабочих поднялась с 68,52 н.м. до 74,00 н.м. в следующем году и до 80,99 н.м. в 1954 году.

 

7)Развитие науки

 

Решающее  значение в развитии промышленности в Западной Германии сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 %.

 

8)Социальная направленность реформ

 

Фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная  Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная  политика, позволившая коренным образом  изменить облик, состояние и экономическое  положение страны.

Эрхард  исходил из идеи сильного государства  как «управляющей» и «регулирующей» силы, способной «формировать» общество. Государство активно вмешивалось  в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства  были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию, которые являлись основными импортерами страны. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы, всевозможные кредиты под низкие проценты.

««Немецкое  чудо» - результат усилий всех немцев»; «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» - очень много внимания уделялось населению страны, именно на население возлагались надежды по воссозданию разрушенной державы. Правительство и государство в значительной мере поддерживало население, активно занимаясь строительством, предоставлением рабочих мест, льгот, кредитов.

Очень большое внимание уделялось различным  экономическим, социальным и политическим свободам. Эрхард писал: «Я считаю свободу единым и неделимым целым. По моим понятиям политическая и хозяйственная свобода, и свобода человека вообще составляют сложное единство. Немыслимо тут вырвать одну часть, чтобы не рухнуло и все остальное. Это осознание неделимости свободы должно заставить каждого политика, который заботится о всеобщем благе, осознать свою обязанность предоставить снова людям свободу после долгих лет политической несвободы».

 

 

 

9)Основные выводы

 

Эрхард  считал, что могущество образуется в трех основных формах и руководствовался этими принципами в своей реформаторской деятельности:

На  базе законной организации – таким  образом, что ряд юридически самостоятельных  предприятий, поступаясь в какой-то мере своей самостоятельностью, обязуется, на основе взаимных договоров и соглашений, путем регулирования действующих на рынке факторов, ограничить или вообще исключить конкуренцию.

С о ц и а л ь н а  я

 н а п р а в л е  н о с т ь

р е ф о р м

Хронология

Реформа

Суть реформы

Результаты

 

1. 21 июня 1948г.

Денежная  реформа

Введение  новой валюты – дойчмарки

Низкий  уровень инфляции, твердость и  устойчивость немецкой марки и по сей день

 

2. 24 июня 1948г.

Реформа цен

Закон свободных цен, цены «отпускаются на свободу»

Учитывается покупательная способность населения  страны, достаточно свободное формирование цен

 

3. 1949-1953гг.

Жилищно-строительная реформа

Массовая  застройка социального жилья

Повышение уровня жизни населения, повышение  занятости за счет строительства

 

4. с  1950г.

Антимонопольные реформы, система поддержки малых  предприятий

Государственное финансирование малых и средних предприятий, льготы и кредиты

Развития  и поддержка экономики страны за счет антимонопольных законов, увеличение конкуренции, кредитование под низкие %, льготы, финансирование предпринимательской  деятельности

 

5. 1960-е  гг.

Научно-технический  прогресс

Разработка  новейших технологий

Увеличение  производительности, появление новых  технологий




На  базе капитала – таким образом, что  волеизъявление юридически самостоятельного предприятия может, в результате сплетения интересов или на основании соотношения в правах владения, находится под влиянием другого предприятия в том смысле, что оно не может или не смеет использовать на рынке свою производственную мощность в полной мере

 

Путем создания отдельных, очень крупных  предприятий, которые вследствие той весьма значительной роли, которую они играют на рынке, доминирующим образом влияют на предложение товаров и на образование цен.

Но  для успешного выполнения этих факторов, пишет Эрхард, законодатель должен считать своей задачей устранение факторов, нарушающих ход рыночных операций, для чего необходимо:

сохранять свободную конкуренцию в возможно большем объеме;

на  тех рынках, где конкуренция не может быть полностью осуществлена, препятствовать злоупотреблениям мощных хозяйственных групп;

для этой цели учредить государственный орган  контроля, а если необходимо, то и  для оказания влияния на ход рыночных операций.

В результате соблюдения разработанных им факторов экономического могущества за небольшой  отрезок времени – 12 лет –  Эрхарду удалось полностью восстановить экономику Германии (причем практически с нуля) и превратить страну в экономически сильную и процветающую европейскую державу, имеющую в настоящее время самую твердую валюту.

 

10)Заключение

 

В результате реформаторской деятельности Людвига  Эрхарда были достигнуты следующие  результаты:

1. Денежная  реформа, проведенная с целью  избавления от обесцененных денег  и создания твердой валюты, явилась  важной предпосылкой модернизации  всего экономического механизма и укрепления германской экономики, закон свободных цен «отпускал на свободу цены», при формировании цен учитывалась в первую очередь покупательная способность большинства населения.

2. Большое  внимание уделялось развитию  мелкого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. На предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции, сокращалась безработица.

3. В  большом объеме велась застройка  разрушенных городов, что сокращало безработицу, поддерживало население.

4. Важным  элементом экономической политики  Эрхарда было укрепление ФРГ  на мировом рынке – за счет  проводимых антикризисных реформ  – удалось втрое увеличить  экспорт.

5. Развитие  науки, научно-технический прогресс способствовал развитию и укрепления экономики Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11) Список литературы

  • Антикризисное управление (Баринов В.А.)
  • Антикризисное управление (Коротков Э.М.)
  • Антикризисное управление (Минаева Е.В., Юткина О.В.)
  • Антикризисное управление (Сидоров Л.Н.)
  • Антикризисное управление: Учебник (Коротков Э.М.)



Информация о работе Антикризисные реформы Л Эрхарда