Антикризисные аспекты государственного управления в отраслях с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других – управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
1. Современные проблемы управления несостоятельными компаниями
1.1 Экономический кризис и несостоятельные предприятия в экономике России……………………………………………………………………………5
1.1.1 Причины и последствия возникновения кризисов, характеристика и разновидности кризисов………………………………………………………6
1.1.2 Признаки кризиса ....................................................................................9
1.1.3 Сущность, закономерность и причина экономических кризисов …….11
1.1.4 Фазы цикла экономических кризисов в развитии организации………12
1.1.5 Несостоятельные предприятия и процедура банкротства …………….20
1.1.6 Проблемы антикризисного управления предприятием…………………22
1.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
1.2.1 Зарубежный опыт оценки несостоятельности и банкротства…………25
1.2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления ………………………28
1.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………….35
Глава 2.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Автоматика» в период кризиса
2.1 Общая характеристика ОАО «Автоматика»……………………………..37
2.2 Оперативное управление организацией в кризисный период……….…39
2.3 Анализ показателей деятельности ОАО «Автоматика»
2.3.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Автоматика»…..43
2.3.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоматика»…………………..49
2.3.3 Анализ деятельности персонала в управлении денежными средствами ОАО «Автоматика»…………………………………………………………..58
2.3.4 Анализ движения денежных средств…………………………………….62
Глава 3.
3. Мероприятия и способы выхода ОАО «Автоматика» из кризисного состояния
3.1 Различные инструменты антикризисного управления предприятием
3.1.1 Антикризисная программа [37]…………………………………………..65
3.1.2 Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации…67
3.2 Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью ОАО «Автоматика»…………………………………………………………….72
3.3 Мероприятия по оптимизации финансовых потоков ОАО «Автоматика»…………………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….82
Список литературы…………………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 129.88 Кб (Скачать файл)

Блок 5. На этом этапе антикризисного управления осуществляется организация  выполнения управленческих решений. Это  конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в  четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.

Блок 6. На следующем этапе  необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений  по показателям деятельности организации. Если качество выполнения управленческого решения удовлетворяет критериям эффективности, т.е. в деятельности организации установлена положительная динамика развития, начинается следующий этап антикризисного управления.

Блок 7. Теперь проверяется  целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной  ситуации, определению стадии антикризисной  программы.

Блок 8. На заключительном для  данной технологической схемы этапе  антикризисного управления разрабатываются  мероприятия по прогнозированию  будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование  позволяет, если не избежать кризисной  ситуации, то подготовиться к ней  и минимизировать ее последствия.

Важной является система  контроля и раннего обнаружения  признаков предстоящей кризисной  ситуации.

По мнению западных юристов, для того, чтобы федеральный закон  о банкротстве соответствовал требованиям  рыночно ориентированного законодательства, он должен, как и другие современные  нормативно-правовые акты, содержать  возможности реорганизации и  ликвидации предприятий-должников  в рамках процедуры банкротства. Процедура ликвидации должна быть ясно структурирована и соответствовать  современным представлениям. Возложение ответственности за процедуру банкротства  на суды и обучение (лицензирование) внешних управляющих Государственным  органом по банкротству должно позволить  в сравнительно короткое время ознакомить специализирующихся на этих вопросах людей, управляющих и юристов  с новым законодательством о  банкротстве. Единообразные процедуры  банкротства служат тому, чтобы избежать возможных нарушений интересов  участников процесса при применении различных процедур, как например, мирового соглашения или ликвидации. Кроме того, это единообразие позволяет  продать бизнес предприятия.

 

1.2 Зарубежный опыт антикризисного  управления

 

1.2.1 Зарубежный опыт оценки  несостоятельности и банкротства

Как показывает практика большинства  зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной  системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями  по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации правительству  относительно действий последнего в  данной области (другими ключевыми  элементами системы несостоятельности  являются законодательство, институт специалистов, судебная система и  понимание необходимости банкротства в обществе). [4]

В Австралии Государственным  органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным  делам, которая имеет полномочия:

•  анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности;

•  обеспечивать, адекватность информации о должнике;

•  делать заключения о  мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства;

•  дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно, либо ходатайствовать  о такой дисквалификации в  суд» [4].

В Великобритании роль Государственного органа по банкротству выполняет  Служба несостоятельности, входящая в  систему Министерства торговли и  промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников [4].

В Канаде существует специализированный государственный орган по делам  о банкротстве, подчиненный Правительству  страны и именуемый «Институтом  суперинтендантов по несостоятельности». Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль Государственного органа по банкротству стала выполнять  Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США.

Государственный орган по банкротству Швеции находится в  единой системе с налоговой службой  и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции  Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения  во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.

Таким образом, дела о банкротстве, как правило, концентрируются в  специальных судах или рассматриваются  специальными коллегиями арбитражных  судов, поскольку в зарубежных странах  это в кратчайшие сроки обеспечивает достаточно высокий профессиональный уровень судей и юристов.

Зарубежный опыт говорит  в пользу создания профессиональных фирм арбитражных или конкурсных управляющих, или специализированных отделов в юридических или  бухгалтерских фирмах, которые бы занимались данным направлением. Материальное вознаграждение управляющих следует  рассматривать не как заработную плату руководителя предприятия, а  как гонорар за оказание профессиональных услуг, причем управляющий должен, помимо получения своего дохода, оплачивать расходы, связанные с ведением профессиональной практики [2].

 

Также в западных странах  принято привлекать независимых  управляющих для оценки несостоятельности. Основные принципы деятельности независимых  внешних управляющих в зарубежных странах состоят в следующем:

•  специалистов по несостоятельности  никогда не заставляют принимать  назначение против их воли;

•  специалистам по несостоятельности  не запрещают работать более чем  над одним делом одновременно;

•  специалисты по несостоятельности  имеют право привлекать дополнительные ресурсы за счет предприятия-должника (например, консультирование по правовым вопросам и пр.);

•  специалисты по несостоятельности  несут определенную ответственность  за выполнение своей работы ненадлежащим образом, однако, ни при каких случаях  они не отвечают по долгам, возникшим  у предприятия до их назначения.

Согласно общепринятому  сейчас на Западе мнению, любое положение  в законодательстве, отдающее предпочтение спасению бизнеса по сравнению с  обеспечением возмещения кредиторам, может означать, что несостоятельные  и нежизнеспособные предприятия  будут продолжать свою деятельность в ущерб кредиторам, что приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны  кредиторов, и затрудняет получение  новых кредитов. Сохранение рабочих  мест как приоритетное направление  по сравнению с отдачей долгов осложняет получение кредита  предприятиями, прежде всего, трудоемких отраслей. Проблемы подобного рода возникли во Франции, при этом, уровень  спасения бизнеса там остался  чрезвычайно низким. Требования приоритетного  сохранения рабочих мест по сравнению  с объявлением предприятия банкротом  не только контрпродуктивны, но и не нужны, поскольку в огромном большинстве  случаев рабочие места сохраняются  не при реорганизации несостоятельных  предприятий, а при продаже их действующего бизнеса. К тому же, при  этой форме банкротства кредиторы  получают наибольшее возмещение [2].

В соответствии со сложившейся  на Западе практикой, банкротство –  это эффективное средство для  перераспределения ресурсов независимо от того, представлены ли эти ресурсы  основными фондами или квалифицированной  рабочей силой. Никакая экономика  не может выиграть от того, что на неработающем предприятии будут  заняты квалифицированные кадры, которые  могли бы быть привлечены к работе на предприятии преуспевающем. Если прибыль – награда предпринимателя  за успех, то банкротство – это  цена неудачи. [4] Общепризнан тот  факт, что тот, кто не выдерживает  конкуренции, в конце концов, ликвидируется  – в противном случае не будет  достаточных стимулов для конкуренции. Попытка избежать банкротств любой  ценой хорошей альтернативой  не является.

 

1.2.2 Зарубежный опыт антикризисного  управления

Рассмотрим несколько  успешных программ по выводу национальной экономики из кризиса.

1. «Новый курс» Ф.Д.  Рузвельта – программа вывода

американской экономики  из кризиса

Для того, чтобы раскрыть основные положения «Нового курса», необходимо дать общую оценку американской экономики в то время.

В 1920-х гг. наблюдался повышенный рост объемов промышленности и торговли в Америке. Однако стояла существенная задача – не хватало средств для обращения. В 1929 г. наличная сумма составила 1910 млн долларов – при том, что объемы ВНП равнялись 104 млрд. долларов. Для того, чтобы хоть как-то ускорить процесс оборачиваемости денежных средств, стали использоваться различные методы, наибольшее распространение среди которых получил потребительский кредит. Однако это лишь усугубило ситуацию, так как банки выдавали кредиты, не оставляя резервов. В результате 29 октября 1929 г. разразился кризис, получивший название «Великая депрессия». Обанкротилось свыше 2 000 банков с общим объемом вкладов около 2,8 млрд. долларов. ВНП США упал с 104 млрд. долларов до 56 млрд. долларов всего лишь за 4 года – с 1929 по 1933 гг.

В 1932 г. на президентских  выборах одержала победу Демократическая  партия, во главе которой стоял  Ф.Д. Рузвельт; он предложил стране серию  реформ, названную «Новым курсом». Экономическая  обстановка в стране была таковой, что  очевидна была необходимость реформы  кредитно-финансовой сферы. С подачи Рузвельта Конгрессу был предложен  «Чрезвычайный закон о банках». Его основные положения состояли в следующем:

1) банкам предоставлялись  займы от Федеральной резервной  системы;

2) открытие банков разрешалось  только в случае оценки их  состояния как «здорового»;

3) министр финансов наделялся  правом предотвращать массовое  изъятие вкладов;

4) вводился запрет на  экспорт золота;

5) вводился специальный  указ, согласно которому гражданам  США необходимо было сдавать  золотые запасы на сумму свыше  100 долларов;

6) одновременно позволялся  выпуск новых банкнот, необеспеченных  золотом;

7) вслед за этим правительство  Ф. Рузвельта наложило эмбарго  на золото, обращающееся между  США и другими странами.

16 июня 1933 г. был принят  Закон о банковской деятельности, основа которого состояла в  разделении депозитных и инвестиционных  функций банка; в сфере этого  закона была создана Федеральная  корпорация страхования депозитов.  К началу 1934 г. примерно 80% всех  банков США застраховали свои  депозиты, учитывая желание большей  части вкладчиков иметь подобную  защиту. Законом было установлено  следующее: депозиты размером  до 10 тыс. долларов подлежат страхованию  на 100%, от 10 до 50 тыс. долларов –  на 75%, а свыше 50 тыс. долларов  – на 50%.

Январь 1934 г. отметился девальвацией доллара, которая сократила золотое  содержание на 41%. Особое положение  в системе реформ «Нового курса» принадлежало учреждению Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению  Ф. Рузвельта Конгресс принял закон  о направлении безработных городских  юношей на работу в лесные районы.

В начале лета 1933 г. были построены  лагеря на 250 тыс. молодых людей в  возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое  – до 500 тыс. человек.

Общее количество побывавших в них – свыше 3 млн. американцев. В результате были созданы лесонасаждения – высажено 200 млн. деревьев, построено  значительное число мелиоративных  сооружений, мостов и многое другое.

Внимания также заслуживает  Закон о восстановлении промышленности.

Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

1) устанавливали бы размер  производства;

2) определяли бы уровень  заработной платы и продолжительность  рабочего дня;

3) распределяли бы рынки  сбыта между отдельными конкурентами.

Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:

1) рабочим были предоставлены  права участия в коллективных  договорах и профсоюзах;

2) определены три основные условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долларов в  неделю;

б) максимальная продолжительность  рабочего дня – 8 ч;

в) запрещен детский труд.

В «Новом курсе» рассматривались  также и аграрные вопросы. Правительство  предложило фермерам сократить посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату  процентов с фермерской задолженности  на сумму не свыше 2 млрд долларов.

В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в  законе 1938 г., который ввел Концепцию  «всегда нормальной житницы»:

1) осуществление поддержания  уровня цен путем не уничтожения  излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в  счет еще непроданных сельхозпродуктов;

2) политику демпинга за  границей при экспорте пшеницы,  хлопка и других товаров, поощряя  фермеров выдачей ввозных премий.

Предмет особой гордости Ф.Д. Рузвельта – тот факт, что ему  удалось убедить Конгресс США  в необходимости создания специального Управления долины р. Теннеси (TVA). Состояние  дел в этом крупном регионе  было плачевным. Государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), справиться с эрозией почвы, провести массированные лесопосадки. Результаты деятельности TVA:

Информация о работе Антикризисные аспекты государственного управления в отраслях с развитой рыночной экономикой