Антикризисное управление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Наблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При наблюдении временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление в России.docx

— 20.53 Кб (Скачать файл)

Антикризисное управление в России: механизмы обеспечения

Правовые механизмы обеспечения

К правовым механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение осуществляется в целях  обеспечения сохранности имущества  должника и проведения анализа его  финансового состояния. При наблюдении временный управляющий обязан: принимать  меры по обеспечению сохранности  имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести  реестр требований кредиторов, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и  проводить первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный  суд утверждает административного  управляющего. В определении о  введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового  оздоровления, а также содержаться  утвержденный судом график погашения  задолженности. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. В  ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.

Главная цель внешнего управления –  финансовое оздоровление должника, достигаемое  за счет продажи части имущества  должника, а также при помощи организационных  и экономических мероприятий.

Срок конкурсного производства не может превышать один год; суд  может продлить этот срок на шесть  месяцев. При открытии конкурсного  производства арбитражный суд назначает  конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.

Обязательным условием ведения  мирового соглашения является погашение  задолженности кредиторам первой и  второй очереди.

Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов и оформляется в письменном виде. В его тексте должны быть отражены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника и (или) сказано  о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга  или иным способом, предусмотренным  законодательством Российской Федерации.

Финансовые механизмы  обеспечения

Как уже говорилось, внешний управляющий  на основании глубокого анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявляет факторы, приведших  к кризису на предприятии, и указывает  их в плане внешнего управления.

Кроме того, в план внешнего управления (стабилизационную программу) входит комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия.

Именно здесь начинают проявляться  принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия  заключаются в смене критериев  принятия решений.

В рамках "нормального" управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в  долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При  переходе предприятия в кризисное  состояние в долгосрочном аспекте  целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте  критерием становится максимизация или экономия денежных средств. В  книге "Оценка бизнеса", выпущенной Финансовой Академией, говорится: "Процедура  внешнего управления прежде всего нацелена на мобилизацию внутренних ресурсов предприятия-должника, введение жесточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежными потоками".

Смело можно сказать, что кризис на предприятии означает дефицит  денежных средств для поддержания  текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Этому  определению соответствует следующее  неравенство:

Денежные средства < Текущая хозяйственная  потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность  в оборотных средствах

Текущая финансовая потребность в  оборотных средствах (ТФП) - наиболее простая и понятная часть формулы. ТФП определяется как сумма предстоящих  на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается  денежными средствами или приемлемыми  для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями.

Текущая хозяйственная потребность  в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый  период, с одной стороны, и объемом  производственных запасов предприятия  в пределах размеров, предусмотренных  сметой, с другой. Иными словами, если по смете месячный расход сырья  А составляет 10 млн руб., тогда  как на складе его имеется лишь на 8 млн, то ТХП составляет 2 млн руб. Если же сырья на складе на 12 млн., то потребность в оборотных средствах  отсутствует ("отрицательной" потребности  при этом не возникает).

Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Например, в химии и  металлургии существует минимальный  технологически допустимый объем производства, а для металлообработки нет. Объем  постоянных (накладных) расходов также  не может служить однозначным  критерием порогового значения потребности  в оборотных средствах, поскольку  может быть скорректирован. ТХП покрывается  денежными средствами или приемлемыми  для предприятия по содержанию и  условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки  по приемлемой цене именно тех товаров  и услуг, на которые и были бы потрачены  денежные средства предприятия).

Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства (в  настоящее время до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Я считаю, что сумма денежных средств  является показательной для определения  кризисного состояния предприятия.

Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведена  к денежной оценке (с учетом стоимостных  и временных потерь). Во-вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская  задолженность может быть безнадежной  независимо от формальных сроков и  обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции - мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства.

Уточню, упомянутый выше эквивалент денежных средств - это величина покрытия потребности  предприятия в оборотных средствах  за конкретный период времени неденежными  видами краткосрочных активов предприятия. Например, если партия готовой продукции  стоимостью 100 млн руб. будет в  течение месяца путем взаимозачета обменена на сырье для производства на сумму 90 млн, то она являются месячным эквивалентом денежных средств в  размере 90 млн руб.

Финансовая стабилизация на предприятии  в условиях кризисной ситуации по следовательно осуществляется по трем этапам:

  • Устранение неплатежеспособности;
  • Восстановление финансовой устойчивости;
  • Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.
  • Устранение неплатежеспособности

Устранение неплатежеспособности может и должна осуществляться мерами, не приемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери (в том  числе и будущие), ценой которых  можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня.

Наступление наплатежеспоосбности означает превышение расходования денежных средств  над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, т.е образуется "кризисная  яма". В этот момент чаще всего  и начинаются "проблемы" с кредиторами  предприятия. Кредиторы, пытаются вернуть  свои средства путем арестов имущества. Все средства поступающие на счет предприятия автоматически блокируются  и списываются в пользу кредиторов, деятельность предприятия замораживается, а штрафы и пени продолжают начисляться.

Сущность данного этапа стабилизационной программы заключается в маневре  денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием  и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

Заполнение "кризисной ямы" может  быть осуществлено и увеличением  поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности  в оборотных средствах (экономией).

Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение  этой задачи.

Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия  в денежную форму. Это требует  решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия  шагов, так как связано со значительными  потерями. Методы определения приемлемого  уровня потерь (дисконта) в данной работе не рассматриваются, однако отметим, что  потери неизбежны.

Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам  собой напрашивающийся шаг для  мобилизации денежных средств. Как  правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание.

В условиях фактической стагнации  фондового рынка дисконт при  продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене, по которой их готовы купить.

Продажа дебиторской задолженности  также очевидна и предпринимается  в настоящее время многими  предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы  заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству  кризисного предприятия. В некоторых  случаях расчетный дисконт может  составлять чуть менее 100%, что, как и  в случае с краткосрочными финансовыми  вложениями, означает продажу по любой  предлагаемой цене.

Продажа запасов готовой продукции  сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако, как уже отмечалось, суть стабилизационной программы заключается  в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, а  проблемы с уплатой налогов при  такой реализации закрываются уменьшением  возможных будущих поступлений.

Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья  А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки  нет. Поэтому для обеспечения  производства необходимо реализовать  часть запасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время  его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще  один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка  ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа  долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа  сроков и объемов возврата средств  на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами  горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к  банкротству и ликвидации предприятия.

Продажа нерентабельных производств  и объектов непроизводственной сферы  наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе  невозможно корректно определить, какие  из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует  ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в  рамках реструктуризации. Та же проблема присутствует и при мероприятиях по уменьшению ТХП.

Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать  производства по степени зависимости  от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил:

В первую очередь продаже подлежат объекты непроизводственной сферы  и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое  оборудование (например, ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам.

Во вторую очередь ликвидируются  вспомогательные производства с  уникальным оборудованием (цеха подготовки производства, отдельные ремонтные  подразделения). Отсутствие этих производств  в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих  услуг, так и их воссоздания в  экономически оправданных масштабах  при необходимости.

В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного  производства, находящихся в самом  начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции  также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты  второй и третьей очередей целесообразно  поменять местами.

В четвертую (последнюю) очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся  на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема  для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют  самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты  более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречается  на химических заводах.

Ликвидация объектов основного  производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Продажу основных фондов скорее всего придется производить  по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.


Информация о работе Антикризисное управление в России