Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

Понятие «антикризисного управления предприятием» возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства.

Содержание работы

Вступление------------------------------------------------------------------------ стр.3
Теоретический вопрос----------------------------------------------------- стр.5-14
Практическое задание-------------------------------------------------- стр. 15-19
Заключение-------------------------------------------------------------------- стр.20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

6. Недостаточный уровень подготовки и отсутствие опыта работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствие эффективной организационной системы управления, ориентированной на самостоятельное функционирование подразделений предприятия в конкурентных условиях. Сложившаяся в 80-е гг. на предприятиях командная, централизованная линейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменению качества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки.

7. Большое число предприятий, у которых основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа. Такое состояние активов наряду с большими затратами на их содержание приводит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числа неплатежеспособных предприятий.

 

Политика государства

 

Фискальная  политика государства. Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетно-налоговой политикой государства.

Сокращение  расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных  расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается.

Что касается налогов, то направленность их воздействия  на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию  государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса.

При этом надо иметь ввиду, что абсолютное изменение потребления  зависит от предельной склонности к потреблению (МРС).

Мультипликатор  правительственных расходов (МRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной к предельной склонности к сбережению:

МRg = 1/МРS

МРS = 1 – МРС

Налоговый мультипликатор (МRт) слабее мультипликатора правительственных расходов, так как он зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребности к потреблению предельной склонности к сбережению:

МRт = МРС/МРS

Итак, фискальная политика предусматривает равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на туже величину.

ВНП (∆Т) = - ∆  Т х МRт,

где ∆ Т - изъятие налогов;

МRт – налоговый мультипликатор.

ВНП (∆G) = + ∆ G х МRg,

где ∆ G – изменение правительственных расходов;

МRт – налоговый мультипликатор.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства. Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Монетарная политика — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т. е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность Центрального банка — организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения: — в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП;

 — в долгосрочном  периоде рост денежной массы  влечет за собой рост цен,  не оказывая влияния на объем  ВНП. 

Таким образом, государство  формирует основу для развития взаимодействия между правительством и рынком, защищая  и охраняя права собственности, создавая правовые регулирующие системы, содействуя предпринимательской деятельности граждан.

Таким образом, государственное  регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде :

— нормативно-законодательной деятельности. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют "прямое действие на всей территории Российской Федерации".

Основным документом в этой связи является также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее Закон о банкротстве).

— финансового регулирования: это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

В стране финансовые ресурсы  аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение  в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется радом специфических факторов, и  прежде всего экономическим и  финансовым кризисом:

— производства: государственное  регулирование в этой области  сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

а) обеспечение учета  интересов всех участников ее осуществления;

 б) социально-экономическая направленность;

в) сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

г) адресный характер мероприятий;

д) система договорных отношений и конкурсная основа для  ее участников;

е) широкое использование  аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной  собственности;

ж) развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и других.

— перераспределения  дохода: в целях осуществления  стратегии социальной политики государство  должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

 

2. Модель менеджера антикризисного управления

Менеджер по АКУ —  это тип личности, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, посткризисная ситуация — этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих подробнее. 
Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательство и творчество в делах, инициативность. 
Специальность 062000 «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей. «Три кита», составляющие ее основу, — менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет. 
Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего (см. Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 
13 сентября 1994 г. № 57-р), предписывают ему знания в следующих областях: 
право в объеме, «необходимом для работы по антикризисному управлению»; 
основы оценки бизнеса и оценки недвижимости; 
основы теории маркетинга; 
основы менеджмента, финансового учета, аудита и планирования; 
основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством. 
Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т. д. Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе его деятельности. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование. 
Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АКУ, его «умения» можно классифицировать по следующим основным группам. 
Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50 %): 
умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль; 
умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры; 
умение координировать деятельность управляемой системы: 
распределять функции, задачи, полномочия и обязанности; 
умения делегировать полномочия, функции, власть; 
умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять; 
умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке. 
Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов, другой — из 20), компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, перспективность (предусмотрительность), информированность. 
Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Она имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера по АКУ. 
Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств,-владеть основами социальной психологии и конфликтологии. 
Важным требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще, а у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением к нему. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации. К примеру, менеджер может обладать набором личных качеств для высокого авторитета и в то же время иметь весьма низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на таком же или более высоком уровне. 
Авторитет и престиж могут снизиться не только по причине ошибок, некорректного поведения или допущенного снижения личностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квалификация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста его уровня квалификации. 
Определим: 
авторитет есть мера того, насколько подчиненные (сотрудники) считаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, стремятся исполнить его приказы. 
престиж — это мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных. 
Итак, высокие авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах. 
Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, выдержанность, культурность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интеллигентность и др. 
Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура — личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т. д. 
Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как: 
умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить «вглубь»; 
сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы; 
3) организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет; 
обосновать концепции надежности и законности; 
предусмотреть различные пути проведения контроля; 
интерпретировать отсутствие адекватного ответа. 
Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы. 
Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта. 
По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт — общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями. Интроверт — замкнут, в поступках руководствуется вйутренними 
соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция: способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта. 
По темпераменту существуют четыре основных типа: 
сангвиник — спокойный, уравновешенный, подвижный, адекватная самооценка, трудолюбив. Слабая черта — неумение быстро перестраиваться в новых условиях; 
флегматик — эмоционально устойчив, темп мышления замедлен, самооценка занижена, инертен, для вхождения в новую среду требуется период адаптации; 
холерик — эмоционально неустойчив, отличается подвижной мимикой, ускоренным темпом мышления, высоко коммуникабелен, активен. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена; 
меланхолик — эмоционально чувствителен, неустойчив, отличается высокой степенью тревожности, в изменяющихся условиях подвержен стрессам. Хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей. 
В действительности преобладают смешанные типы темпераментов. Поэтому оценка личности по данной характеристике может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу темперамента или о преобладании черт. Очевидно, что человек с выраженными меланхолическими чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией. 
Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, «сквозных», а также возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего. 
Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции. 
1. Стратегическая — заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления плана. 
2. Административная — контроль и оценка результатов, осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний. 
Экспертно-инновационная — требует от антикризисного управляющего постоянного, целенаправленного знакомства с новшествами в различных сферах экономики, их квалифицированной оценки и селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику. 
Воспитательная — предполагает создание в коллективе благо приятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения. 
Лидирующая — в этой функции антикризисный управляющий выступает инициатором и интегратором деятельности, следящим, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации. От него зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы.

 

Заключение

Можно сделать вывод, что не существует такого специального рецепта, согласно которому любое предприятие может вывести себя из состояния кризиса, из тяжелой финансово-экономической ситуации. Следует также рассмотреть основные принципы, на которых основывается система антикризисного управления. Так, к основным принципам можно отнести раннюю диагностику кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия, срочность реагирования на различные кризисные явления, адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому благополучию, а также полную реализацию внутреннего потенциала для выхода из кризиса.

Что касается первого  принципа, то он действительно является одним из важных, ведь избежать кризиса  или хотя бы встретить его в  «полном вооружении» можно при  диагностировании возможности его  появления. И диагностирование необходимо проводить именно на ранних стадиях, и это нужно для того, чтобы в борьбе с ним можно было использовать особые методы.

Важно, чтобы антикризисные  механизмы, среди которых может  быть даже и увольнение (сокращение штатов), хотя это и одна из крайних  мер, были применены как можно раньше, насколько это возможно. И чем раньше эти самые механизмы будут использованы, тем больше шансов будет у того или иного предприятия в минимальные временные сроки выйти из кризисного состояния.

Что касается борьбы предприятия с банкротством, то здесь нужно рассчитывать только на внутренние финансовые возможности.

Если же затронуть  тему причин, по которым на предприятиях может наступить кризисная обстановка, то в первую очередь нужно будет  отметить, что кризис на любом предприятии наступает тогда, когда его финансово-хозяйственные параметры не соответствуют параметрам окружающей среды. Если же углубиться в этот вопрос, то выяснится, что на это могут повлиять многочисленные и разнообразные факторы. Так, факторы можно разделить на внешние и внутренние. Первые факторы, то есть внешние, не имеют никакого отношения к деятельности предприятия, а вторые как раз и являются теми, которые зависят от этого. Внешние факторы это: социально-экономические факторы общего развития государства, различные рыночные факторы. Внутренние факторы – это управленческие, производственные и рыночные.

Все эти факторы могут  быть основными причинами возникновения  кризисной ситуации на предприятии, но все-таки самое большое влияние  на общее состояние предприятия  оказывают именно факторы управленческого  характера.

 

Список литературы

1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: уч.-практ. Пособие / Отв.ред. Г.А.Александров – М.: Издательство БЕК, 2002. – 544с.

2. Антикризисное управление: учебник / Р.А.Иванов – М.: Высш.шк., 2003. – 429с.

3. Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов/Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. - М.:ПРИОР, 2010.- 432с.

4. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. -СПб.:, 2001.- ТК Велби Проспект, 2005.- 88с.

5. Виссема Х. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация: М.: Издательство Финпресс, 2000.- 272 с.

6. Виханский О. С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарика, 2008.

7. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономической и коммерческой служб: М.: Азимут – центр.2002. 336с.

8. Дондуков А.Н., Юн Г.Б., Рябцева Н.Б. Антикризисное управление и реструктуризация предприятий в Российской Федерации. М.: Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих, 2001. – 780с.

9. Клавсуц И.Л. Нормативное обеспечение банкротства. Методические указания для самостоятельной работы студентов U курса факультета бизнеса дневного и заочного отделений.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.

10. Клавсуц И.Л. Разработка комплекта форм антикризисного управления предпиятием. Методические указания для самостоятельной работы студентов.

11. Кондратьев В.В., Краснова В.В. Реструктуризация управления компанией. Модуль 6. М.: Инфра-М, 2005.

12. Коротков Э.М. Концепция Менеджмента. М.: «ДеКА»,


Информация о работе Антикризисное управление предприятием